ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.03.2019
Просмотров: 3730
Скачиваний: 3
5. Князь Ярополк (972-980гг.)
Старший сын Святослава I Игоревича. В начавшихся междоусобицах по убеждению бояр разбил древлянские дружины своего брата Олега (сам Олег прогиб в бою). За что был впоследствии убит третьим братом Владимиром.
6. Князь Владимир (980-1015гг.)
Сын Святослава, брат Ярополка и Олега. При Владимире I все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей. Он воевал с печенегами, но войны эти шли с переменным успехом, воевал с болгарами. Заключил торговый договор с Болгарией. Известны войны с Византией и Польшей. Владимир учредил первые на Руси школы по обучению грамоте. Владимир издал указ, по которому на Руси повсеместно была приинята христианская вера. В 955г. он разделил Русь на уделы и княжества и отдал их в управление своим сыновьям, что впоследствии привело к раздроблению Руси и междоусобицам.
ВОПРОС № 5 ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА и расцвет Древнерусского государства.
В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство.
Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес
располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем м весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.
"Божий слуга" - государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув "примитивное" язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.
Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви - "десятину". Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер - пе-
чер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.
Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется "равноапостольным".
Вопрос №6 Политический распад Руси. Образование на ее территории княжеств-государств.
Время с начала ХП до конца XV в. по традиции называют удельным периодом. И действительно, на основе Киевской Руси сложилось примерно 15 княжеств и земель к середине ХП в., около 50 княжеств к началу ХШ в., примерно 250 - в XIV столетии.
Причины раздробленности. Подъем экономики Киевской державы шел на фоне продолжавшегося расширения ее территории за счет дальнейшего освоения Восточно-Европейской равнины. Выделение отдельных княжеств, процесс их кристаллизации в рамках Киевского государства подготавливался издавна. Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития по восходящей линии. Повсеместно распространилось пахотное земледелие. Даже на самых отдаленных окраинах Киевской державы сложились боярские вотчины. Показателем подъема экономики явился рост числа городов. На Руси накануне монгольского вторжения было около 300 городов - центров высокоразвитого ремесла, торговли, культуры. Княжеские и боярские вотчины, как и крестьянские общины, платившие подати государству, имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Их связи с рынком были весьма слабыми и нерегулярными. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества. Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре, опиравшиеся на военную мошь своего князя, теперь больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве.
Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси, нужны были новые формы политической организации государства с учетом сложившегося соотношения экономических и политических сил. Такой новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию.
Раздробленность - закономерный этап развития Древней Руси. Закрепление отдельных территорий-земель за определенными ветвями киевского княжеского рода было ответом на вызов времени. "Круговорот князей" в поисках более богатого и почетного престола мешал дальнейшему развитию страны. Каждая династия больше не рассматривала свое княжество как объект военной добычи; хозяйственный расчет вышел на первое место. Это позволило власти на местах более эффективно реагировать на недовольство крестьян, на недороды, внешние вторжения.
Киев стал первым среди равных княжеств-государств. Вскоре другие земли догнали и даже опередили его в своем развитии. Сложились, таким образом, полтора десятка самостоятельных княжеств и земель, границы которых сформировались в рамках Киевской державы как рубежи уделов, волостей, где правили местные династии. Титулом великого князя величали теперь не только киевских, но и князей других русских земель. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к их полной разобщенности.
В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галипкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тьмутараканское; Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия - одна из ветвей Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли местными уделами. Междоусобицы как внутри отдельных ветвей князей Рюрикова дома, так и между отдельными землями во многом определяют политическую историю периода удельной раздробленности.
Хотя внутри Руси уже не было политического единства, объективно сохранялись факторы будущего объединения: единый язык, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни, необходимость обороны страны и выживания на огромной территории с резко континентальным климатом, редким населением, малоплодородными почвами при отсутствии естественных границ. Идея единства Руси продолжала жить в сознании людей, а опыт совместной исторической практики лишь подтверждал необходимость единства.
Вопрос №7 Культура древней Руси
Под
культурой мы понимаем совокупность
материальных и духовных ценностей,
создаваемых человечеством в процессе
его общественно-трудовой практики.
Говоря о материальной культуре, мы имеем
в виду развитие орудий труда, техники,
машин, строительства и т.д. К духовной
культуре относятся наука , образование,
идеология, литература, искусство.
Культура Древней Руси имела высокий
уровень развития. Многие памятники
древнерусской культуры до нас не дошли,
они погибли в огне пожаров, нашествий,
войн. Сохранились преимущественно
церкви, соборы, иконы, литература,
предметы религиозного культа. В основе
культуры Древней Руси лежит культурное
наследие восточнославянских племен.
Влияние на нее
оказывали кочевые
народы, варяги. Большое влияние на
культуру Древней Руси оказало принятие
христианства, а также Византия, страны
Западной Европы.
Письменность на
Руси существовала еще до принятия
христианства (так например, текст
договора Олега с греками в 911 г. был
написан на русском и греческом языках).
К моменту принятия христианства сложился
алфавит. Принятие христианства
способствовало распространению
грамотности, развитию письменности,
просвещения.
О широком развитии
письменности свидетельствуют надписана
ремесленных изделиях: женщины подписывали
прялица, гончары - глиняные сосуды,
сапожник на колодках вырезал имена
своих заказчиков. В 1951 г. археологами
впервые были обнаружены в Новгороде
берестяные грамоты. Найдено более 500
грамот в Новгороде, Смоленске, Москве,
Полоцке, Пскове и других городах. Среди
грамот есть хозяйственные документы,
письма, завещания.
При Ярославе
Мудром была открыта школа в Киеве, где
обучалось более 300 детей. Получила
образование его дочь - Анна - одна из
первых грамотных женщин, ставшая
королевой Франции.
От XI - XII вв. до нас
дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную
дату написания. Древнейшая из них -
«Остромирово евангелие», она была
переписана в 1056-1057 гг. для новгородского
посадника Остромира. В то время писали
на пергаменте, на специально выделанной
телячьей коже. Текст начинали писать с
большой красной буквы - заставки. Книги
украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые
листы книги переплетали, закладывали
между двумя досками, которые обтягивали
кожей. Книги стоили очень дорого,
их
тщательно хранили, передавали по
наследству. Кроме переписки религиозных
текстов, переводов на древнерусский
язык с греческого и латыни, создавались
также оригинальные сочинения русских
авторов. В отличие от европейских стран,
где латинский язык был признан
государственным, на Руси писали на
родном языке.
В этот период был создан
целый ряд выдающихся произведений.
Среди них: «Повесть временных лет»,
«Поучения Владимира Мономаха», «Моления
Даниила Заточника» и др. В период
феодальной раздробленности ведущей
идеей в литературе была идея единства
Русской земли. Описаниями княжеских
междуусобиц, идеей единой сильной
великокняжеской власти полны «Псковская»,
«Новгородская», «Ипатьевская»,
«Лаврентьевская» и другие летописи.
Особое место среди произведений этого
периода занимает «Слово о полку Игореве»,
гордость нашей литературы.
Наряду
с письменной литературой широкое
распространение имело устное народное
творчество, прежде всего былины,
повествующие о ратном и созидательном
труде нашего народа.
Высокого уровня
развития достигла архитектура. Сохранилось
более 60 памятников архитектуры
домонгольского периода. До конца X в. на
Руси не было монументального каменного
зодчества. Постройки были деревянными.
Одним из первых каменных сооружений
была двадцатипятиглавая церковь в честь
Богородицы в Киеве (Десятинная церковь),
возведенная греческими мастерами в
конце X в. В середине XI в. при Ярославе
Мудром был сооружен Софийский собор с
13 куполами и Золотые ворота в Киеве.
Затем Софийские соборы были сооружены
в Новгороде и Полоцке. На территории
Руси известно 15 каменных храмов XI -
начале XII вв. подобного стиля. В период
феодальной раздробленности складывались
различные архитектурные стили. Большинство
храмов одноглавые. Мозаичные изображения
уступают место фрескам. Отличия в
архитектуре в основном связаны со
строительным материалом, используемым
в той или иной местности. Так в Новгороде
широко
использовался известняк.
Наиболее древними памятниками Новгорода
являются соборы монастырей Юрьева и
Антоньева, церковь Спаса на реке Нередине.
В отличие от Новгорода и Киева во
Владимиро-Суздальской земле и
Галицко-Волынской Руси основным
стройматериалом был белый камень.
Характерные черты белокаменной
архитектуры: изысканность, стройность,
устремленность ввысь, богатая
декоративность. Из памятников архитектуры
Владимиро-Суздальской Руси наиболее
известны Золотые ворота, Успенский и
Дмитровский соборы во Владимире, остатки
дворца Андрея в Боголюбове, храм Покрова
на реке Нерли, соборы Переяславля
Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.
Внутри храмов стены были богато украшены
фресками и мозаиками. Фреска - это
живопись водяными красками по сырой
штукатурке. В Софийском соборе в Киеве
сохранились изображения сыновей и
дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены
с изображением охоты, скоморохов, ряженых
и т.п. Мозаика - изображение, выполненное
из кусочков камня, мрамора, керамики,
смальты. Древняя Русь использовала
смальту (специальный стекловидный
материал). В мозаике выполнена огромная
фигура богоматери Оранты (Киевская
София).
Украшением храмов были иконы.
Также как фрески и мозаики первые иконы
на Руси были выполнены греческими
мастерами. Самой почитаемой на Руси
была икона «Владимирской богоматери»,
выполненная неизвестным греческим
художником на рубеже XI-XII вв. (хранится
в Третьяковской галерее). Иконы того
времени являлись принадлежностью храмов
и были больших размеров. До нас дошли
имена иконописцев XI в.: Олимпий, Олисей,
Георгий и др. С образованием самостоятельных
княжеств-государств в живописи
складывались местные школы, отличавшиеся
манерой исполнения.
Монументальная
скульптура языческих времен не получила
распространения, так как преследовалась
церковью. Первые светские скульптурные
памятники появились на Руси лишь в XVIII
в.
* * *
Таким образом, IX-XIII века
стали периодом складывания русского
государства, самого крупного в
средневековой Европе. Его создание
проходило в условиях почти непрерывных
войн с кочевниками, нападавшими с
Востока, с германо-шведскими феодалами,
наступавшими с Запада, с Византией,
осевшей на южных рубежах. Находясь на
середине торговых путей Северо-Западной
Европы с Византией и Средней Азией,
русское государство быстро развивалось,
крепло, становилось могучим и влиятельным.
Период удельно-княжеской раздробленности
и совпавшее по времени нашествие
монголо-татарских завоевателей привели
к распаду Киевской Руси. Она была
растерзана Золотой Ордой, польско-литовскими
князьями и прошла долгий и мучительный
путь, пока не возродилась в лице
Московского княжества, ставшего центром
объединения русских земель, и не
превратилась в Российскую империю.
ВОПРОС № 8 Русь и иноземные захватчики в XIII-XV вв. Ордынское иго
Завоевав в XIIIв. Часть Сибири , монголы приступили в 1215г. к покорению Китая и завоевали всю его северную часть. В 1219г. они вторглись в Среднюю Азию, Северный Иран, совершили грабительский поход в Закавказье. Половцы во главе с ханом Коганом,ьтестем галипкого князя Мстислава Удалого, обратились за помощью к русским князьям. 31 мая 1223 г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в приазовских степях на реке Калке. Это было последнее крупное совместное военное выступление русских князей накануне нашествия Батыя. Однако в походе не участвовал могущественный русский князь Юрий Всеволодович Владимиро-Суздальский, сын Всеволода Большое Гнездо. Княжеские распри сказались и во время сражения на Калке. Киевский князь Мстислав Романович, укрепившись со своим войском на холме, не принял участия в битве. Полки русских воинов и половцев, перейдя Калку, нанесли удар по передовым отрядам монголо-татар, которые отступили. Русские и половецкие полки увлеклись преследованием. Подошедшие же основные монгольские силы взяли преследовавших русских и половецких воинов в клещи и уничтожили. Монголы осадили холм, где укрепился киевский князь. На третий день осады Мстислав Романович поверил обещанию противника с честью отпустить русских в случае добровольной сдачи и сложил оружие. Он и его воины были зверски убиты монголами. Монголы дошли до Днепра, но вступить в пределы Руси не решились. Поражения, равного битве на реке Калке, Русь еще не знала. Из приазовских степей на Русь вернулась только десятая часть войска. В честь своей победы монголы устроили "пир на костях". Захваченных в плен князей раздавили досками, на которых сидели и пировали победители.
Подготовка похода на Русь. Возвращаясь в степи, монголы предприняли неудачную попытку захватить Волжскую Болгарию. Разведка боем показала, что вести захватнические войны с Русью и ее соседями можно лишь путем организации общемонгольского похода. Во главе этого похода стал внук Чингисхана - Батый (1227-1255), получивший от своего деда в наследство все территории на западе, "куда ступит нога монгольского коня". Его главным военным советником стал Субедей, хорошо знавший театр будущих военных действий.
В 1235 г. в столице Монголии Каракоруме было принято решение об общемонгольском походе на Запад. В 1236 г. монголы овладели Волжской Болгарией, а в 1237 г. подчинили кочевые народы Степи. Осенью 1237 г. основные силы монголов, перейдя Волгу, сосредоточились на реке Воронеж, нацелившись на русские земли. На Руси знали о нависшей грозной опасности, но княжеские распри помешали объединить силы для отпора сильному и коварному врагу. Отсутствовало единое командование. Укрепления городов возводились для обороны от соседних русских княжеств, а не от степных кочевников. Княжеские конные дружины по вооружению и боевым качествам не уступали монгольским нойонам и нукерам. Но основную массу русского войска составляло ополчение - городские и сельские ратники, уступавшие монголам в вооружении и боевых навыках. Отсюда оборонительная тактика, рассчитанная на истощение сил противника.