Файл: Теория государства и права (Понятие правовой системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Виды правовых систем в современном мире

В современном мире романо-германская правовая семья имеет особое значение для развития юридической теории и практики. Романо-германская правовая семья включает в себя большую часть стран Африки, всю Латинскую Америку, Ближнего Востока, Индонезию, Японию, а также страны континентальной Европы. Романо-германская правовая система по ряду признаков делятся на две группы: романскую и германскую. К первой относятся правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга и Голландии. Ко второй группе — Германия, Австрия, Швейцария и ряд других стран.

По мнению ученых центром развития романо-германской правовой семьи считается континентальная Европа. Однако учитывается и ее развитие в других странах мира, поэтому в данной правовой семье выделяют латиноамериканскую, скандинавскую, латинскую и другие правовые подгруппы, только не все авторы согласны с этим мнением.

К характерным чертам романо-германского права относятся:

1) тесная взаимосвязь с римским правом, где основой его формирования и развитие является римское право;

2) в отличие от других правовых семей в романо-германской ярко проявляется доктринальность и концептуальность;

3) особая значимость закона в системе источников права;

4) деления романо-германского права на публичное и частное право;

5) кодифицированный характер.

Также романо-германское право имеет другие особенности, например, относительно самостоятельный характер существования гражданского и коммерческого права, а также различие между ними с момента их возникновения и последующего развития. Кроме этого в романо-германской системе «доминирует как особая отрасль права» торговое право. Так в большинстве стран этой правовой семьи наравне с гражданскими кодексами существуют и торговые кодексы. Например, в Бельгии (1807 г.), Австрии (1862 г.), Франции (1807 г.), Германии (1897 г.) и во многих других странах) [16, с. 82-83].

Семья прецедентного (общего) права или англосаксонская правовая семья — одна из самых распространенных и авторитетных правовых систем современного мира. Прецедентное право действует на территориях Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и целого ряда других государств.

Выделяют следующие особенности общего права:

1) общее право — «судейское право»;

2) ярко выраженный «казуальный» характер (в данной правовой семье важную роль играет «прецедентное» права и полного, а также нет кодифицированного законодательства);


3) в процессе своего возникновения и развития общее право было подвержено лишь незначительному влиянию со стороны римского права;

4) большую роль и значение принимает на себя процессуальное право, чем материальное;

5) высокий уровень независимости судебной власти по отношению ко всем другим государственным властям;

6) обвинительный характер судебного процесса (особенно в Великобритании).

Мусульманское право как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим исламским государством, в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII–X вв. в Арабском халифате и основано на религии — исламе. Хотя ислам является самой молодой из монотеистических религий, он получил исключительно широкое распространение. В эпоху правления династии Омейядов вслед за арабскими армиями ислам завоевал все северное побережье Африки и проник далеко вглубь Испании, а на востоке — в Иран и Индию. Вторая волна арабских завоеваний в XV веке при султанах османской династии привела к покорению Византии, захвату Константинополя в 1453 году и установлению господства ислама в Южной Европе. До сих пор в бывшей Югославии, Албании и Болгарии существуют представительные мусульманские общины. В Азии ислам также достиг больших успехов. На Индостанском полуострове мусульмане образовали собственное государство Пакистан после второй мировой войны. А в Республике Индия приблизительно 10% населения, то есть около 50 млн. человек, исповедует ислам. Некитайское население Малайзии и Индонезии также преимущественно мусульмане. В Африке исламские миссионеры и купцы первоначально обратили в ислам население верховьев Нила, то есть современного Судана. Оттуда по торговым путям Сахары он распространился на север. Так что в наши дни не только в Северной Нигерии, но и в большинстве государств, образовавшихся на территории бывшей Французской Западной Африки, население исповедует преимущественно ислам. Широко распространился ислам и на восточном побережье Африки. Сомали почти полностью исламизировано, а в Танзании и Кении существуют большие мусульманские общины[17, с. 446].

Ислам основывается на том, что право пришло от Аллаха, который в оп­ределенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Му­хаммеда. В связи с нали­чием пробелов в праве возникла потребность в разработке собственной право­вой доктрины, основой которой стал иджтихад — относительно свободное ус­мотрение, которое применялось при толковании норм Корана или Сунны или при формулировании новых правил поведения в случае их отсутствия в источ­никах.


История мусульманского права начинается с Корана — собрания изрече­ний Пророка Мухаммеда, составленного через несколько лет после его смерти. Коран состоит из положений, касающихся нравственности, и носит общий ха­рактер. Следующим по значимости источником права является сунна — собрание преданий (хадисов) о поступках и высказываниях о Пророке Мухаммеде. Сунна представляет итог толкования Корана после смерти Пророка и отражает поли­тическую и религиозную борьбу вокруг его наследства. Также источниками права относятся иджма — согласие, достигнутое всем мусульманским сообществом по вопросу об обязанностях правоверного, и кияс — аналогии, то есть применение к новым сходным случаям правил, уста­новленных Кораном, сунной или иджмой.

В работах мусульманских ученых-юристов нет классического римского деления на публичное и частное право. Глава следует за главой без всякого логического разграничения вопросов, которые можно было отнести или к частному, или к уголовному праву. К основным отраслям мусульманского права относятся уголовное право, судебное право и семейное право.

Индусское право составляет вторую систему религиозной семьи и относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которое в Индии, Пакистане, Бирме, Син­гапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении, испове­дует индуизм. Как и ислам, индуизм обязывает своих последова­телей помимо принятия на веру определенных религиозных догм и к определенному миропониманию. Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические ка­тегории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязаннос­тей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества — основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это пред­писано социальной касте, к которой он принадлежит[16, с. 311].

В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы пове­дения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям.

Судебные прецеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его по всей строгости. Ему предоставлено широкое ус­мотрение, чтобы всеми возможными способами примирить спра­ведливость и власть. Еще меньше, чем законодательство, на роль источника права может претендовать здесь судебная практика. Итак, в период, предшествовавший британской колонизации, классическое индусское право не основывалось ни на формаль­ных нормативах, ни на судебных решениях. В период колониаль­ной зависимости индусское право претерпело существенные изме­нения. В области права собственности и обязательственного права традиционные нормы были заменены нормами «общего права. Семейное и наследственное право и другие обычаи не претер­пели изменений. К 1864 г. накопились судебные прецеденты. Од­нако правило прецедента осталось далеко от традиций индусского права. Многие его институты и нормы подвергались модификации и даже были заменены новыми, но полного вытеснения индусского права не произошло. Сложилось нечто вроде «англо-индусского права», т.е. индусское право сохранило свое регулирующее зна­чение, правда, с определенными ограничениями» [13, с. 123].


Термин «обычное право» чаще всего используется для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации. Вплоть до настоящего времени нормами обычного права следует большинство населения Африканского континента. За исключением весьма немногочисленных примеров «племенного законодательства», традиционное право представляло собой преимущественно совокупность неписаных правил, изустно передаваемых из поколения в поколение. В традиционном праве правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, поэтому при решении конфликтов руководствуются идеей примирения.

Существуют большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. В пределах одного современного африканского государства могут проживать народности совершенно разного этнического и лингвистического происхождения (например, Кения населена нилотами, нилохамитами, хамитами и банту). Все это многообразие дополняется большими различиями африканских народов по системам родства и семейного уклада [16, с. 343]. Африканское обычное право является правом групп или сообществ, а не правом индивидов. Это характерная черта проявляется почти в каждой отрасли обычного права. Среди институтов традиционного обычного права особое место занимают семья, земельная собственность, наследование.

Следует подчеркнуть и роль сверхъестественного в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявлялся в основном в том, что для выяснения истины заставляли клясться и проводили испытание «судом божьим». Особого внимания заслуживает еще один аспект обычного права: ответственность группы людей или общины. Она проявляется двояко: ответственность семьи или группы родственников за проступки ее отдельных членов; совершенное индивидом правонарушение увязывается с его правами и обязанностями как члена группы. В связи с этим уместно, на наш взгляд, отметить, что индивидуализм и вытекающее из него понятие «субъективное право» – основное понятие современного права — несовместимы с традициями обычного права. Оно не столько обеспечивает соблюдение права индивида, сколько регулирует его отношения с группой людей.

Семья социалистического права ведет свое начало с Октябрьской революции 1917 г. в России и образования ряда социалистических государств в Восточной Европе, Азии [10, с. 64]. Данная правовая семья имеет следующие отличительные особенности:


- является идеологизированным типом права, поскольку основывается на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как высшего типа;

- носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет своей направленностью воплощение в законах интересов классов, стоящих у власти, — пролетариата и крестьянства. В действительности, формально декларируемые цели права сводятся к закреплению интересов партийно-государственной верхушки;

- устанавливает узконормативное понимание права, отождествляет право и закон, понимает право как исключительно исходящее от государства;

- объявляет основным источником нормативные правовые акты, причем приоритетное значение на практике придается не законам, а ведомственным актам, нередко ущемлявшим права и свободы населения;

- императивный характер нормативных правовых установлений. Для регулирования общественных отношений используются главным образом запреты и обязанности, не дающие личности свободы выбора варианта поведения;

- отрицает судебный прецедент как источник права. Судебным органам отводится роль лишь применителя права, и, хотя провозглашается принцип независимости судей, судебная власть не заняла самостоятельного места среди других государственных органов. Отсутствует конституционный контроль в стране;

- отрицает деление права на частное и публичное, все сферы его действия объявляются публичными;

- провозглашается приоритет государственных интересов перед личными и общественными, в частности за хищение государственного имущества в уголовном законодательстве устанавливается более строгая ответственность, чем за хищение личного имущества граждан;

- централизирует управление хозяйственной жизнью и детально регламентирует договорные отношения, нормирует трудовую деятельность и распределение социальных благ;

- отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей, провозглашает свою исключительность.

В настоящее время к этой семье могут быть отнесены Китай, КНДР, Куба, Вьетнам. В этих государствах действуют социалистические по своему характеру конституции и законы.

3 Романо-германская и англо-саксонская правовые системы

Романо-германская правовая семья связана с правом Древнего Рима, но последующие развитие правовой семьи значительно отдалила не только материальные и процессуальные нормы этого права, но и саму систему взглядом на право и нормы от того, что было признано во времена Августа и Юстиниана. Романо-германские правовые системы представляет собой эволюцию римского права, но имеют свои отличительные черты, так как у многих их элементов другие источники, чем римского права.