Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы заключается в том, что решение задач повышения конкурентоспособности продуктов и услуг, расширения деятель-ности фирмы и в конечном итоге рост ее конкурентоспособности лежит в области разработки конкурентной стратегии роста, позволяющей формировать конкурентные преимущества.

Трудности, возникающие перед компаниями в связи с развитием рыноч-ных условий хозяйствования независимо от сферы деятельности, во многом связаны с тем, что менеджмент компаний не знает законов рынка и механизмов его действия. В современных условиях каждому предприятиюособенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны – особенностям конкретного производства.

Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе меро-приятий по усилению конкурентной позиции предприятия. Все это делает актуальной тему даннойкурсовой работы.

Целью курсовой работы являлось исследование управления и анализ конку-рентоспособности в рамках конкретного предприятия, выявление особенностей и проблем, а также определение направлений совершенствования конкуренто-способности предприятия.

В соответствии с целью в работе были поставлены задачи исследования:

- рассмотреть понятие и сущность конкуренции в рыночной среде;

- изучить особенности анализа конкурентоспособности;

- рассмотреть общие сведения об отрасли и оценка конкурентной среды ООО «Юнифол»;

- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия и экономического потенциала;

- оценить конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия;

- разработать проект мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Юнифол».

Объект исследования – финансово-хозяйственная деятельность ООО «Юнифол».

Предмет исследования – состояние конкурентоспособности предприятия.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, теории маркетинга, теории конкуренции.

Принаписании работы автор руководствовался основными принципами и концепциями маркетинга, элементами системно-структурного и логического анализа, сравнения и обобщения. Вместе с тем использовались общенаучные приемы классифицирования и агрегирования, методы аналитического,прогно-стического моделирования.


Логика и структура работы обусловлены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие и сущность конкуренции в рыночной среде

Термин «конкурентоспособность» является основным для любойоргани-зации и рассматривается в 3 взаимно связанных аспектах:на уровне организации в целом, уровне производства и уровне продукции.

Комплексная диагностика конкурентоспособности на всех уровнях должна обязательно учитывать социальную составляющую. [1. с.56]

Конкурентоспособность является общей мерой интереса и доверия к товарам и услугам организации на фондовом, финансовом и трудовом рынках. [5, с.113] Главные определяющие условия данной меры - стоимость организации, оснащенность рабочих мест, используемая система управления, организацион-ная система, человеческие ресурсы, маркетинг, инвестиционная и инноваци-онная политика.

Конкурентоспособность организации - совокупность свойств и характери-стик ее бизнес-процессов, которые позволяют обеспечить результативность деятельности при любых трансформациях внешней и внутренней среды.

Конкурентные преимущества - факторы, применение ко­торых в опре-деленной ситуации (на данном рынке или сегменте, в определенное время и пр.) дает возможность компании получить более высокий, чем у конкурентов, уровень прибыльности и конкурентоспособности.

На различных рынках требуются различные преимущества, достижение которых является основной задачей конкурентной страте­гии и стимулом к обновлению всех сторон работы организации (рис.1) [11, с.231].

Конкурентные преимущества должны быть существенными, активными,иметь в основе исключительные факторы, изменяться с учетом изменения за­просов клиентов, применяться как компанией в общем, так и всеми структурными подразделениями.

Рисунок1 - Конкурентные преимущества организации


Имеются экономические и организационные показатели, характеризующие конкурентоспособность.

На базе диагностики предпочтений потенциальных покупателей опреде-ляются организационные параметры, которые организация использует при оценке товара на рынке, а так же величина данных параметров, необходимые клиенту, и вес каждого в общем (рис.2).

Потенциальные конкуренты

Заменители, угроза товарозаменителей

Клиенты, способность торговаться

Поставщики, способность торговаться

Конкуренты в отрасли

Конкуренция между фирмами

Рисунок 2 - Номенклатура организационных параметров конкурентоспособности по Портеру [18, с.71]

К экономическим показателям относят издержки на обучение сотрудников, комиссионное вознаграждение, налогообложение доходов от деятельности и др.

К организационным параметрам относят скидки и льготы по срокам и условиям заключаемых контрактов.

Теорию конкурентных преимуществ выдвинул М. Портер. Она сменила теорию сравнительных преимуществ Давида Рикардо, который полагал, что преимущества обусловлены применением страной или отдельной компанией находящихся в изо­билии факторов производства — трудовых и материальных ресурсов, финансов и пр. Но, научно-техническая революция и интернациона-лизация привели к тому, что преимущества на основе изобилия непроч­ны, а сосредоточение внимания на них замедляет научно-технический прогресс и внед-рение инноваций.Преимущества, с точки зрения М. Портера, зависят от рацио-нальной организа­ции данной цепочки, умения получить выгоду из каждого звена и дать клиентам некую ценность за меньшую стоимость [4].

Рассмотрим классификацию конкурентных преимуществ.

1. С позиции состояния в определенный момент времени они бывают потенци­альные и реальные.

2. С позиции источника конкурентные преимущества бывают как внешние и внутренние. Внешние преимущества увязаны с высоким качеством продукции, которая имеет особую ценность для потребителей. Это дает возможность продавать ее по большей цене и получать дополнитель­ный доход. Внутренние преимущества основываются на низких затратах производства и сбыта, которые обеспечивают организации при имеющемся уровне цен более высокую, чем у других, прибыльность.

3. С позиции времени существования конкурентные преимущества бывают стратегические, которые сохраняются около 2-3 лет, и тактическими, которые обеспечивают текущее превосходство на период до года.


4. С позиции происхождения конкурентные преимущества бывают естествен-ные(природные и климатические ресурсы, неквалифициро­ванная иполуквали-фицированная рабочая сила), и искусственные (квалифицированные сотрудники, важные технические и экономические сведения, передовые технологии, высокий уровень качества товара и пр.) [11].

5. С позиции характера применения конкурентные преимущества бывают общие (развитая инфраструктура, сотрудники с высшим образованием и пр.) и специальные, которые имеют более высокий уровень (инновационное обо­рудование, технологии, специалисты). Именно они сегодня определяют успех в конкуренции.

Можно выделить следующие источники конкурентных преимуществ (в разных сферах и государствах они могут быть различными).

1. Высокая обеспеченность факторами производства (рабочей силой, капита­лом, природными ресурсами) и их небольшая стоимость.

2. Владение инновационными знаниями (патентами, ноу-хау и пр.).

3. Рациональное территориальное размещение, владение нужной производст­венной инфраструктурой.

4. Наличие поддерживающих отраслей, которые обеспечивают компанию на выгодных условиях материальными ресурсами, оборудованием, сведениями, технология­ми.

5. Высокая степень национального спроса на товары организации. Он помогает развитию организации и упрочняет ее положение на рынке.

Объединяя все типы источников конкурентных преимуществ, М. Портер выделил основные из них, создающие деловую среду, где присутствуют компании данной страны, взаимно усиливая друг друга[43]:

1. Четкие факторы конкуренции (трудовые, материальные, финансовые ресурсы, знания, инфраструктура).

2. Факторы спроса, которые надо оперативно обследовать, правильно у­знавать и толковать.

3. Наличие или отсутствие поддерживающих отраслей, преж­де всего поставщиков ресурсов и оборудования.

4. Характер конкуренции.

Таким образом, конкуренция – борьба независимых экономических субъек-тов за ограниченные экономические ресурсы, - это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции (товара), удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

1.2. Содержание конкурентных преимуществ

Жизненный цикл конкурентного преимущества состоит из трех интер-валов: формиро­вание; применение и развитие; разрушение.

Применение и удержание конкурентных преимуществ, как и их формирование, происходит, с точки зрения М. Портера, в тесной взаимосвязи с национальными особенностями государства (культурой, уровнем развития смежных и обеспечивающих отраслей, ква­лификацией рабочей силы, поддер-жкой со стороны государства и пр.)[10, с.77].


Анализ конкурентных преимуществ базируется на оценке среды, должен быть дифференцирован по этапам жизненного цикла, учитывать значимость имеющихся условий, задачи компании и пр.

Этапами данного анализа, как полагают западные специалисты, являются [33. с.89]:

1. Оценка истории успешных отраслей.

2. Структурная диагностика данной отрасли.

3. Нахождение позиции компании в глобальном масштабе.

4. Идентификация текущей стратегии компании.

5. Формирование ее ценностной цепочки.

6. Диагностика источников конкурентных преимуществ.

7. Оценка составляющих конкурентного преимущества.

8. Выработка мер по росту конкурентоспособности организации.

9. Контроль и анализ результатов.

Если первоначальное получение конкурентного преимущества базируется на трансформации основы конкуренции, то его удержание основывается на совершенствовании ее методов и рас­ширении базы.

Главными причинами потери конкурентных преимуществ считаются [22, с.102]:ухудшение параметров их источников; технологические трудности; нехватка ресурсов; ослабление гибкости организации и способности к адаптации; ослабление внутренней конкуренции.

Для определения связи между условиями и итоговыми параметрами на любом исследуемом уровне целесообразно применить следующий алгоритм: определить внутренние и внешние параметры, формирующие эффективность деятельности структуры; установить конкурентныехарактеристики; определить конкурентные преимущества и недостатки; обосновать конкурентоспособность на базе сравнения аналогичных объектов (рис. 3).

Внешняя среда

Внутреннее состояние объекта

Факторы конкурентоспособности

Конкурентные характеристики

Конкурентные недостатки

Конкурентные преимущества

Показатели конкурентоспособности

Механизм управления

Рисунок 3 - Взаимосвязь между условиями конкурентоспособности, конкурентными преимуществами и уровнем конкурентоспособности предприятия[19, с.81]

Данный алгоритм предполагает, что уровень конкурентоспособности определяется внешним окружением, имеющимися ресурсами, результатив-ностью управленческих действий, умением формировать на их базе конку-рентные преимущества, применять те преимущества, которые предоставляет внешняя среда. [16, c.123]

Основная задача, которая решается в процессе подобной диагностики, состоит в выделении базовых условий и конкурентных характеристик, которые определяют уровень конкурентоспособности.