Файл: Аппарат государственной власти (ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО АППАРАТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом возникают разногласия даже у исследователей одного направления. Так, одни ученые поддерживают точку зрения А.В. Венедиктова и относят «теорию коллектива» ко всем государственным органам[39]. Другие признают «теорию коллектива» применительно только к предприятиям, которые, по их мнению, не являются государственными органами[40].

Убедительные доводы приводятся с двух сторон, поэтому намечается явная тенденция к сближению позиций разных ученых и нахождению компромисса в решении данной проблемы.

На наш взгляд, термин государственный орган должен соединить в себе две теории таким образом, чтобы с одной стороны государственный орган отражал свое физическое воплощение, выражаемое в наличии государственных служащих, должностных лиц, а с другой выступал неотъемлемой частью механизма государства, обладающего рядом определенных признаков.

В связи с этим считаем целесообразным поддержать точку зрения М.И. Байтина и М.К. Искаковой и понимать под государственным органом юридически конституированную, организационно обособленную часть государственного механизма, состоящую из группы должностных лиц и наделенную государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства[41].

2.2.Классификация государственных органов

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.[42]

По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).


По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

По способу волеизъявления существуют: единоначальные (единоличные, министерства); коллегиальные (представительные (законодательные) органы, правительство, избирательные комиссии).

В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Эту систему составляют: представительные (законодательные) органы; главы (руководители высших исполнительных органов власти) субъектов Федерации; исполнительные органы власти (администрации, министерства, комитеты, управления); конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

По объему компетенции все органы делятся на органы обшей компетенции (представительные (законодательные) органы, глава государства, Правительство); органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата).[43]


ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В ХХ веке начале 90-х годов был актуальным вопрос: какие нужны механизмы в демократическом государстве и в реформируемой России, особенно для установления жесткого режима ответственности государства, а точнее говоря, каждой из его подсистем, и каждого элемента этих подсистем.

Сейчас проблема состоит в совершенствовании механизма Российского государства, так как нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность тех или иных государственных органов, принимались и принимаются, но эффективность их исполнения и сама работа государственных органов вызывает много нареканий. Таким образом, проблемы укрепления Российского государства закономерно требуют, чтобы его механизм функционировал эффективно, четко и слаженно. В юридической науке отмечается, что проблемы, связанные с организацией и функционированием государственного механизма, приводят к несовершенству законодательства и правоприменения, серьезным пробелам и противоречиям в правовом регулировании общественных отношений, нарушениям прав и свобод человека, распространению различных видов деформации правосознания населения, нарушениям режима законности и правопорядка, и, в конечном счете, к разбалансированности всей правовой системы государства[44].

Механизм Российского государства - это система взаимосвязанных, объединенных общими принципами государственных органов и организаций, реализующих функции государства, решающих его задачи. Механизм Российского государства состоит из федеральных органов и органов субъектов РФ в связи с тем, что Российская Федерация является федеративным государством.

Механизму государства должны быть присущи единство всех частей, их тесное и деловое взаимодействие, так как все государственные органы осуществляют единую власть народа и опираются на общие принципы образования и деятельности - законности, демократизма, разделения властей, федерализма и профессионализма, субординации и координации[45].

Качество работы механизма государства зависит от работы персонала государственного аппарата (профессионалы там трудятся или дилетанты).

Поэтому, привлечение к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, приводит к различным негативным последствиям. Для совершенствования государственного механизма следует привлекать к работе профессионалов, соблюдающих этические нормы[46].


Разбухание механизма Российского государства чиновниками-непрофессионалами приводит к падению уровня государственного управления общественными делами. В связи с этим усугубляется финансовое положение в стране, процветает коррупция, продажность должностных лиц, чиновников.

Чтобы противостоять разрушению государственного аппарата, необходимо точное правовое определение компетенции каждого государственного органа и должностного лица, строгая моральная и юридическая ответственность, контроль, хорошо действующая аттестация и переаттестация работников государственных органов. Должно действовать освобождение от должности тех государственных служащих, чье поведение позволяет сомневаться в честности и порядочности их действий.

В системе федеральных органов исполнительной власти можно наблюдать пренебрежение государственными интересами со стороны высокопоставленных чиновников, коррумпированность, а иногда и произвол должностных лиц. По мнению Президента РФ, для искоренения этих нарушений структура исполнительной власти должна быть устроена рационально и логично, а государственный аппарат должен стать работающим инструментом реализации социально-экономической политики. Для этого реформу государственной службы необходимо проводить в тесной связи с обновленными принципами организации и функционирования исполнительной власти. Поэтому главными задачами реформирования государственного механизма в России по-прежнему остаются повышение эффективности государственного управления и строгое соблюдение законности государственными служащими[47].

Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех цивилизованных демократических государств. В современной России он провозглашен как один из принципов организации и функционирования государственной власти. Однако практическое воплощение данного принципа идет еще с большим трудом. Все готовы признать отдельное существование каждой из трех ветвей государственной власти, но никак не их равенство, независимость и самостоятельность. Это можно объяснить длительным периодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено какого бы то ни было опыта разделения властей, здесь еще очень живучи традиции единовластия и самодержавия[48].

Исполнительная власть всегда находилась в центре внимания и жизни общества. На органы исполнительной власти приходиться основной объем работы по управлению государственными делами и с ними нелегко справиться. К тому же неверные и упрощенные представления о них мешают им эффективно работать. То он разлагается коррупцией и «обрастает» бюрократизмом, то жестко «приказывает» и «ограничивает», то вступает в противоборство с другими органами. Кадры управления далеко не всегда готовы правильно и своевременно решать новые задачи. А отсюда и ошибочные решения и действия в экономической, политической и социальных сферах[49].


Закрепление принципа разделения властей привело к признанию самостоятельности исполнительной власти, к ее большей независимости от законодательных органов. В то же время многочисленные реформы в системе исполнительных органов не устранили некоторые его пороки: отсутствие или игнорирование четких критериев построения органов с учетом характера и объема функций, объектов управления, множественность и дробление органов, неурегулированность взаимоотношений исполнительных органов по уровням. В конституциях республик урегулированы лишь некоторые вопросы организации исполнительных органов, преимущественно – кабинетов министров. Несомненно также, что Россия в силу очень многих современных факторов больше, чем другая страна, нуждается в сильном и эффективно действующем правительстве. Это обуславливает поиск путей повышения его самостоятельности, поскольку только обладающее самостоятельностью правительство способно на инициативу, может нести ответственность[50].

Бесспорно, от исполнительных органов во многом зависит эффективность управления государственными делами. Она достижима, если только верно определены их функции, четко разграничены полномочия, установлены механизмы их взаимодействия, виды и основания ответственности.

Многочисленность органов исполнительной власти предполагает большое количество в них работающих государственных служащих. Поэтому в аппарате органов исполнительной власти, ввиду его многочисленности, наиболее развиты бюрократические традиции, многократно возрастает возможность коррупции[51]. Именно по этой причине в организации и функционировании механизма современного Российского государства наибольшее количество проблем связывают с органами исполнительной власти.

Во-первых, история России свидетельствует о том, что количество органов исполнительной власти неуклонно возрастает. Если в Российской Империи насчитывалось 13 центральных органов исполнительной власти, в современной России действует уже 83 федеральных органа исполнительной власти. Таким образом, налицо необходимость осуществления административной реформы и принятия мер к сокращению количества органов исполнительной власти в России.

Во-вторых, в начале XXI века за стремлением увеличить эффективность деятельности органов государственного управления, часто следует необоснованное расширение полномочий исполнительной власти. Этим обусловлена чрезвычайная важность определения способов регламентации и правового ограничения расширения полномочий исполнительной власти[52].