Файл: Понятие и классификация юридических фактов (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТАХ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
Все прочие события, например рождение человека, его смерть и т.п., практически всегда находятся в той или иной степени зависимости от волевых поступков людей. По этой причине в научной литературе было предложено разделять события на два вида - относительные («...которые возникают по воле субъектов, но развиваются и проистекают независимо от их воли») и абсолютные («...такие явления, возникновение и развитие которых не связаны с волевой деятельностью субъектов»)[14].
Однако тогда разграничение событий и действий еще более затрудняется. В частности, если следовать этому подходу, то к событиям следует отнести недействительную сделку (стороны намеревались породить одни последствия, а в результате - породили совершенно иные); акт органа по регистрации прав на недвижимое имущество об отказе в регистрации права (сторона, подавшая заявление, ожидала, что орган по регистрации зарегистрирует право, а он в регистрации отказал); судебное решение (ведь истец, подавая иск, рассчитывает на его удовлетворение, но судебное решение лежит совершенно вне волевой сферы истца).
Другая проблема разграничения действий и событий состоит в том, что действия и события зачастую соотносятся как причина и следствие. Например, пожар может быть последствием поджога, наводнение - последствием разрушения плотины взрывом. По всей видимости, в этом случае можно говорить о двух юридических фактах - действии и событии, причем каждый из этих фактов может быть основанием для возникновения самостоятельных правоотношений (например, факт пожара - основанием для выплаты страхового возмещения, а факт поджога - основанием для возникновения охранительных правоотношений по возмещению ущерба)[15].
Подобные затруднения должны привести к мысли о том, что деление событий на абсолютные и относительные и отграничение последних от действий является в некотором смысле искусственным. Поэтому было бы правильным относить к юридическим событиям только те явления окружающей действительности, которые представляют собой проявление действия естественных сил.
2.2. Действия как юридические факты
Действия - это поступки, т.е. то, на что есть воля человека или объединения людей (государства, властного органа и т.д.).
Вполне оправданно разделение юридических фактов (действий) по признаку правомерности и неправомерности.
Правомерными являются те из них, которые соответствуют предписаниям права; неправомерные - противоречат, а порой и причиняют вред охраняемым интересам человека, общества и государства[16].
Прежде всего, вызывает сомнение тот факт, что актами могут быть только правомерные юридические действия. Например, совершение недействительной (оспоримой) сделки с внешней стороны является актом; вынесение государственным органом неправомерного решения, допустим, о предоставлении земельного участка какому-либо лицу, также является актом. Конечно, эти акты могут быть оспорены в суде; в случае если суд сочтет, что при их совершении был нарушен закон, совершение недействительной сделки и вынесение незаконного административного акта следует рассматривать уже как правонарушение. Представление о том, что актом может быть только правомерное действие, возникло как следствие методологически неверной классификации всех юридических фактов частного права по разнородным основаниям в пределах одного классификационного деления.
Юридическим актом признается действие, непосредственно направленное на изменение правоотношения, юридическим поступком - действие, производящее правовой эффект независимо от того, направлено ли оно на возникновение правовых последствий или нет. В качестве примера последнего называются находка, создание произведений литературы, обнаружение клада[17].
Однако в литературе существуют попытки поместить «между» актами и юридическими поступками некие промежуточные юридические факты-действия. Например, В.И. Серебровский, анализируя динамику обязательственных отношений, выявил целый ряд юридический действий участников обязательства, которые хотя и схожи со сделками, но таковыми не являются, - автор называл их «действия, подобные сделкам»[18]. Автор, опираясь на германских цивилистов, выстраивает следующую четырехзвенную систему юридических фактов-действий: сделки - сделкоподобные действия - фактические действия - признания. К сделкоподобным действиям В.И. Серебровский относил просрочку, отказ должника в исполнении или кредитора в принятии предмета обязательства. К фактическим действиям им были отнесены находка, создание литературного произведения. К последней группе - признаниям - автор относит действия, из которых явствует, что лицо, их совершившее, верит в существование либо отсутствие какого-либо обстоятельства; к этой же группе В.И. Серебровский относит и уведомления.
М.М. Агарков, исследуя систему оснований возникновения гражданских прав, указывал, что существует категория дозволенных юридических действий, которые «не являются сделками, хотя и очень близко подходят к понятию сделки». В качестве примера автор приводит признание долга, подтверждение принятия заказа к исполнению, уведомление об уступке права, заявление об отказе принять исполнение[19]. Автор именовал эти действия юридическими поступками. Им же было дано следующее определение юридического поступка - это действие, констатирующее определенные факты, имеющие юридическое значение независимо от того, направлены ли эти действия на те последствия, которые с ними связывает закон. Однако М.М. Агарков выделил и третью категорию юридических фактов-действий, а именно - фактические действия («действия, создающие указанные в законе объективированные результаты, имеющие хозяйственное или культурное значение»)[20]. К ним были отнесены создание литературного произведения, находка, спецификация, изобретение и проч.
Несмотря на то, что различие между фактическим действием, сделкой и юридическим поступком у М.М. Агаркова обозначено всего лишь абстрактным указанием на то, что поступки «близко подходят к сделкам», нельзя не заметить, что сущностная разница между юридическими поступками и фактическими действиями действительно существует. Поступки ближе, если так можно выразиться, к «миру права», фактические действия - дальше, хотя бы потому, что для их совершения (и, что важнее, для возникновения их юридического эффекта) от совершающего их лица не требуется наличие дееспособности. Так, нарисовать картину может и безумный, что породит правовые последствия (возникновение авторского права художника на свое творение). Сделать же заявление о признании долга (т.е. совершить юридический поступок) недееспособный не вправе.
Таким образом, деление действий на акты и юридические поступки не отражает весь диапазон жизненных обстоятельств, с которыми закон связывает правовые последствия. Поэтому деление действий должно быть не двухчленным, а как минимум трехчленным - акты, юридические поступки, фактические действия.
Считается дискуссионным вопрос о необходимости выделения в самостоятельную группу юридически значимых признаний. С одной стороны, все они образуют весьма устойчивое единство, подкрепленное общей целевой направленностью действий-признаний: совершение признания свидетельствует о том, что лицо верит или не верит во что-либо. С другой стороны, признания могут иметь различное значение: некоторые из них вновь устанавливают право, а некоторые - лишь укрепляют положение тех лиц, которые находятся в каких-либо правоотношениях с лицом, делающим признание. По этому критерию все признания могут быть отнесены либо к сделкам, либо к юридическим поступкам. Именно такой подход и представляется правильным.
В зависимости от субъекта, от которого исходит юридический акт, их можно подразделить на частные (сделки), судебные и административные акты. Однако нахождение указанных трех видов актов в одной группе юридических фактов не означает, что для них существует общее регулирование. Это заблуждение иногда встречается на практике - например, к административным актам ошибочно применяют нормы, регулирующие частные акты - сделки.
В частности, в судебной практике встречаются случаи, когда суд, обсуждая действительность и юридическую силу акта органов местного самоуправления, устанавливает, что этот акт противоречит закону, и далее делает вывод о ничтожности этого акта на основании ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)[21]. Подобный подход противоречит логике законодателя, создавшего специальное регулирование для случаев противоречия закону как частных актов (нормы о недействительности сделок), так и актов публичной власти, которые порождают гражданско-правовые последствия. Для административных актов это норма ст. 13 ГК РФ и нормы гл. 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП)[22], а для судебных - нормы процессуального права об отмене решений, противоречащих материальному или процессуальному закону.
В зависимости от того, сколько лиц совершили волеизъявление, частные акты (сделки) могут быть разделены на односторонние и многосторонние. Публичные акты публичные, к которым относятся административные и судебные могут быть только односторонними.
Таким образом, классификация юридических фактов по волевому признаку общепризнана, но на современном этапе развития общества появляются новые виды юридических фактов и возникает потребность в их систематизации с целью повышения качества правоприменительной практики.
2.3. Развитие юридических фактов в современных условиях
Тенденции развития системы юридических фактов смещаются от «бумажных» носителей, на которых зафиксированы факты, в сторону электронных носителей (государственных реестров, баз данных судебных реестров, оформление платежей через электронные системы). В связи с появлением новых предметов регулирования (отношений по поводу Интернета, компьютеров, мобильных телефонов и т.д.) возникают и новые юридические факты, помогающие устанавливать окончание, изменение, возникновение правоотношений[23].
Второй устойчивой тенденцией является использование условных юридических фактов, то есть таких, которые способны оказать влияние в будущем. Под условным юридическим фактом подразумевается обстоятельство, которое только может свершиться в будущем, однако с этим условным обстоятельством закон уже связывает наступление определённых последствий.
Это подрывает уже состоявшуюся доктрину юридических фактов, которая признает в качестве таковых только конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением которых происходит изменение прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Поэтому признак условного юридического факта о том, что он «способен оказать влияние на субъекта права в будущем» обладает рядом свойств, которые необходимо уточнить. Это оценочный признак; который зависит от субъекта, производящего оценивание, поэтому необходимо закрепить законодательно критерии для субъекта оценивания. Целью является не только перераспределение рисков между сторонами по договору, но и фиксация таких рисков в бухгалтерском, налоговом учете.
Третьей устойчивой тенденцией развития системы юридических фактов является развитие юридических фактов деривативов. Кроме того, использование условных юридических фактов применяется в сумме с другими правовыми средствами по деривативам и хетжированию, особенно в сфере трансграничных контрактов (например, счет эскроу об условном депонировании денежных средств при страховании и долевом строительстве).
Четвертая устойчивая тенденция развития системы юридических фактов – это возникшая необходимость использования криптовалюты и современных технологий (системы Биткойн и транзакции Блокчейн). В этом случае возникает необходимость обозначить, как именно в данной ситуации следует устанавливать юридические факты.
Пятой устойчивой тенденцией развития системы юридических фактов является выход на первые роли юридических фактов в международном публичном праве.
Современный период развития мирового сообщества характеризуется тем, что изменяется система международного права: многие уже подписанные международные договора не соблюдаются, страны выходят из подписанных соглашений (Великобритания объявила о выходе из Европейского Союза); многие страны вообще отказываются подписывать отдельные международные соглашения (США отказываются подписать соглашение о неприменении химического оружия). В связи с этим акцент смещается на отдельные юридические факты (ноты протеста, дипломатические заявления, двусторонние соглашения по отдельным вопросам, конкретные подписанные между ЕС и Великобританией соглашения с указанными в них условиями выхода из ЕС). Поэтому в международном праве использование юридических фактов играет более важную роль, чем в других отраслях права[24].
В связи с изменением тенденций развития системы юридических фактов, Н.В. Разбейко предлагает новую методику использования критериев для классификации юридических фактов, ориентированную на сочетание аналитических процедур и позволяющую повысить качество выявления и разделения на группы юридических фактов.
На основании этой методики были выявлены условные юридические факты, деволюционные юридические факты. Условные юридические факты – факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции), которые способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Выявлены такие условные юридические факты:
- оценочный юридический факт – это обстоятельство организации (условие, ситуация), подтверждающее возникновение, изменение, прекращение оценочного обязательства с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения;
- юридический факт (об условных обязательствах) – обстоятельство организации (условие, ситуация), подтверждающее возникновение, изменение, прекращение условного обязательства, которое зависит от наступления/ненаступления одного или нескольких будущих неопределенных событий, не контролируемых организацией;
- юридический факт (об условных активах) – обстоятельство организации (условие, ситуация), подтверждающее возникновение, изменение, прекращение существования условных активов, когда существование у организации актива на отчетную дату зависит от наступления/ненаступления одного или нескольких будущих неопределенных событий, не контролируемых организацией.