Файл: Право социального обеспечения (Особенности оказания государственной социальной помощи в связи с бедностью).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Особенности оказания государственной социальной помощи в связи с бедностью
§1.1 Понятие и цели государственной социальной помощи
Глава 2. Особенности оказания государственной в связи с монетизацией льгот
§2.1 Понятие монетизации льгот
Глава 3. Порядок и условия предоставления государственной социальной помощи
Введение
Право социального обеспечения представляет собой самостоятельную отрасль в системе российского права, которая была сформирована во второй половине XX столетия.
Переход Российской Федерации к рыночной экономике повлиял на систему социального обеспечения. Произошедшие обновления в законодательстве нашей страны отражают радикальные преобразования этой сферы. Сюда относятся:
- формирование и становление экономики страны, включающей различные виды собственности;
- изменение взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации;
- возникновение основ государственного социального обеспечения.
В Конституции Российской Федерации обозначено, что наша страна является социальным государством [1]. Это понятие обозначает то, что государство представляет собой такую политическую систему, в которой материальные блага распределяются в соответствии с принципом социальной справедливости, где для каждого гражданина созданы условия, обеспечивающие достойный уровень жизни и свободное развитие.
Приоритетной задачей социальной политики Российской Федерации является благосостояние гражданина и всего общества, обеспечение равных возможностей для развития граждан. Социальное государство стремится создать социальное равенство и уничтожить социальное неравенство, которое может случиться из-за утраты доходов или средств к существованию по причине сложившихся обстоятельств.
Государственная социальная помощь представляет собой самостоятельный вид социального обеспечения с 2000 года. Изначально она регулировалась Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [4]. Далее 22 августа 2004 года президент Российской Федерации Путин Владимир Владимирович подписал федеральный закон №122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В быту данный закон назвали «законом о монетизации льгот». В итоге были соединены два вида социального обеспечения, которые имеют разную правовую природу.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время население нашей страны регулярно подвергается рискам, связанным с утратой заработка, изменениями материального или социального положения, что ведет к материальной необеспеченности. Проблема бедности стоит очень остро. Экономисты, юристы, социологи пристально изучают данный аспект, но, не смотря на достаточно большое количество работ на эту тему, общепринятое понятие бедности так и не сложилось. Так как социально-экономические параметры бедности не определены четко и имеют относительный характер, то это откладывает свой отпечаток на правовое регулирование. На данный момент существует только понятие «малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин» (статья 1 Федерального Закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной социальной помощи»).
Объектом изучения данной курсовой работы является круг лиц, которые имеют право на государственную социальную помощь.
Предметом являются отношения, возникающие вследствие предоставления государством социальной помощи, выраженной в форме денежных выплат, предоставления необходимых товаров и услуг.
Цель – изучение проблем использования норм права социального обеспечения и влияния государственной социальной помощи на население в текущих экономических условиях.
Задачи данной курсовой работы:
- Создание представления о государственной социальной помощи, о законодательстве в сфере социального обеспечения;
- Изучение содержания права на социальную помощь;
- Рассмотрение конкретных видов государственной социальной помощи.
Практическая ценность этой курсовой работы заключается в том, что теоретические выводы, изложенные в исследовании, могут быть полезны в дальнейшем научном изучении теоретических проблем, относящихся к вопросу социальной помощи населению.
На сегодняшний день тема государственной социальной помощи населению Российской Федерации изучена недостаточно хорошо. Научных трудов по этой тематике не так много. Вероятно, это связано с тем, что законодательство о государственной социальной помощи пока сформировано не полностью и ещё находится в стадии своего организационного становления. При написании этой работы были использованы труды, где освещены проблемы оказания государственной социальной помощи - Галаганова В.П., Гусова К.Н., Захарова М.Л., Тучковой Э.Г., Лагутина И.Б., Мачульской Е.Е., Мироновой Т.К. Таким образом теоретическая база также включает в себя, Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной социальной помощи», учебные пособия по праву социального обеспечения.
Глава 1. Особенности оказания государственной социальной помощи в связи с бедностью
§1.1 Понятие и цели государственной социальной помощи
Статья 1, глава 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определяет государственную социальную помощь как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан (указанным в этом законе) социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Для реализации закона на практике нужно обязательно выделить точный круг получателей этого вида помощи, в том числе ее размер, порядок назначения, периоды оказания.
Предоставление этого вида помощи регулируется главой 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» и региональным законодательством.
Глава 1, статья 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» сообщает о том, что государственная социальная помощь оказывается в целях:
- поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- адресного использования бюджетных средств;
- усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
- снижения уровня социального неравенства;
- повышения доходов населения.
На данный момент значительная часть населения находится за чертой бедности, поэтому достижение вышеперечисленных целей является достаточно актуальным, а потому важно:
- создать условия, при которых доходы от трудовой деятельности будут являться основным источником денежных средств у населения;
- стимулировать население грамотно использовать доходы от трудовой, предпринимательской деятельности, доходы от собственности;
- на постоянной основе инвестировать и кредитовать социально-значимые программы, которые направлены на то, чтобы сформировать базовые условия жизнедеятельности (получить образование, медицинское обслуживание);
- на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи усилить адресность государственной социальной поддержки нуждающихся слоёв населения.
Уровень жизни отражает меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей, главным образом в их количественной оценке. Ключевые показатели уровня жизни: размер оплаты труда, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, уровень образования, жилищные условия и т.д. 69% Это достаточно широкое толкование уровня жизни, которое может характеризовать экономическое положение населения. В более узком смысле он может быть выражен как уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов. Как правило, обобщающим показателем уровня жизни населения считают реальные доходы граждан. Они определяют размер приобретаемых материальных благ, учитывая изменения розничных цен, выплату налогов и иных обязательных платежей.
Минимальный прожиточный минимум – это важный показатель уровня жизни населения. Он является характерной точкой отсчёта бедности. Бедные (малоимущие) – это люди, у которых месячный доход на одного члена семьи меньше минимального прожиточного минимума. В эту категорию граждан попадают: частично или полностью нетрудоспособные, инвалиды, пенсионеры, одинокие престарелые люди, многодетные семьи, люди из неблагополучных семей.
Государственная социальная помощь носит адресный характер, то есть чётко определён круг лиц, которые её получают. Такими людьми могут быть только малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума по независящим от них причинам.
Адресность подразумевает правильное определение категории материально нуждающихся граждан. Это достигается следующими способами:
- оценка материального положения отдельных граждан или семей;
- установление адресности, которая основана показателях, статистически связанных с нуждаемостью;
- создание механизма самоадресования (в этом случае нуждающееся лицо самостоятельно обращается в органы, занимающиеся социальной защитой населения).
Государственная социальная помощь предоставляется из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов. При этом выплаты из федерального бюджета происходят в том случае, если средств нижестоящего уровня недостаточно.
В Самарской области, например, на II квартал 2017 года правительство установило следующие размеры выплат согласно Федеральному закону «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [3] и Закону Самарской области «О потребительской корзине в Самарской области»: в расчете на душу населения – 10085 рублей; для трудоспособного населения - 11072 рубля; для пенсионеров – 7990 рублей;
для детей - 9967 рублей.
Принимая во внимание все ранее изложенное, можно сделать вывод о том, что государственная социальная помощь в связи с бедностью – это предоставление малоимущим гражданам различных компенсаций, субсидий, пособий, а также жизненно необходимых товаров. С помощью этих действий государство поддерживает необходимый уровень жизни малоимущих семей и малоимущих одиноких граждан, снижает уровень социального неравенства, усиливает адресность социальной поддержки нуждающихся граждан.
Нынешняя экономическая обстановка в стране говорит о том, что необходимо повышать эффективность социальной политики, сконцентрировать усилия на решении приоритетных социальных проблем, разработать новые механизмы реализации социальной политики, которые смогут обеспечить наиболее рациональное использование ресурсов – финансовых и материальных.
§ 1.2 Законодательство о государственной социальной помощи
В законодательстве нашей страны особое положение занимает Конституция Российской Федерации. В статье 7 этого высшего нормативного правового акта указано, что Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Несмотря на то, что Конституция напрямую не регулирует правовые отношения в сфере государственной социальной помощи, она определяет основные принципы, которые формируют основу данного вида социальной помощи и социальное обеспечение в целом.
В статье 39 Конституции Российской Федерации сообщается, что государство гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Таким образом, любой гражданин может рассчитывать на государственную поддержку жизнеобеспечения в случаях, предусмотренных законом.
На основе принципов, зафиксированных в Конституции Российской Федерации в нашей стране принят ряд законодательных актов, которые призваны регулировать государственную социальную помощь. Особое место занимает Федеральный закон Российской Федерации «О государственной социальной помощи». Он был принят 25 июня 1999 года Государственной Думой. Этот закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом. В законе «О государственной социальной помощи» закреплены понятия государственной социальной помощи, её источников, размеров и видов, порядка получения, категории получателей и иные важные вопросы.
Полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи обозначены в статье 4 данного федерального закона:
- принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;
- разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории Российской Федерации государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг;
- установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.