Файл: Творческий потенциал и условия его развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2019

Просмотров: 794

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

Инициативность  личности  –  творческая  способность,  заключающаяся  в 

постоянном стремлении к самостоятельному действию, активной жизненной 

позиции личности 

[5, с.4]

Объективное творчество – оригинальные, новые, общественно значимые 

продукты (новые теории, научные открытия, произведения искусства) 

Субъективное  творчество  –  новое  для  данной  личности,  способы 

познания деятельности, открытие новых смыслов прежней деятельности 

 

Креативность  –  творческие  возможности  человека,  которые  могут 

проявляется в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, 

это способность порождать множество разнообразных, оригинальных идей в 

нерегламентированных условиях деятельности 

[4, с.254]

 

 

                                                    РАЗДЕЛ 2 

МОТИВАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА 

ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ. 

       Мотивация – совокупность причин психической характеристики,[1.c 289] 

определяющей поведение человека, его начала, направленность и активность. 

Мотивы творчества:  

 

внешняя сторона: стремление к материальным выгодам, к 

обеспечению своего положения 

 

внутренняя сторона: удовлетворение от самого творческого 

процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к 

самовыражению.    

Качества творческой личности:  

1)  продукт самосознания  

2)  интеллектуальный творческий потенциал  

3)  жажда познания и преобразования  

4)  чувственность к проблеме новизны  


background image

 

5)  потребность в нестандартных решениях задач  

6)  критичность ума  

 

                                                    РАЗДЕЛ 3 

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТВОРЧЕСТВА. 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОЯВЛЕНИЙ 

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ 

ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ. 

Процессуальные характеристики творчества включают в себя интерес, 

замысел, состояние предрешения, подготовку к реализации решения, 

озарение, решение, проверку 

[4, с.256]

.  

В ходе проведения многочисленных исследований, посвященных 

диагностике и развитию креативности, исследователи замечали, что 

препятствием к проявлению креативности могут выступать страх оказаться 

"белой вороной", склонность к конформизму, моральные запреты, 

однообразие решаемых задач. Вероятно, степень проявления творческих 

способностей зависит не только от одаренности личности, но также от 

внутренней и внешней мотивации 

[10, с.17-18]

Под внешней мотивацией творчества понимается реакция социального 

окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание, 

одобрение, а также материальное вознаграждение), так и отрицательная 

(резкая критика, наказание). Существенность влияния внешней мотивации 

напрямую зависит от уровня внутренней мотивации, т.е. чем меньше уровень 

внутренней мотивации, тем существеннее сказывается мотивация внешняя. 

На основании анализа результатов исследований можно выделить 

следующие факторы, влияющие на уровень внутренней мотивации к 


background image

 

творчеству:  ценностно-ориентационные личностью установки; самооценка; 

стабильность эмоционального состояния 

[1, с.829]

Методы стимулирования креативности: 

1) Минимизировать отрицательное влияние моральных и культурных 

запретов: расширение круга интересов личности (например, через обучение), 

самоидентификация с другой личностью (позволяет взглянуть на проблему 

«другими глазами»), смена деятельности . 

2) Повышение самооценки путем повышения внешней положительной 

и минимизации внешней отрицательной мотивации. 

3) Творчество проявляется слабее, если в эмоциональной сфере 

устанавливается относительно продолжительная стабильность, и наоборот, 

сильный всплеск творчества может вызвать посттравматический стресс, либо 

положительный стресс (например, переживание эйфории влюбленности). В 

рамках рассматриваемых методов можно предложить такие методы 

воздействия, как, например, резкая смена обстановки, окружения, сферы 

деятельности 

[4, с.259]

Творчество – это, по сути, проявление и реализация способностей. Оно 

формирует личность творца и развивает его талант. Творчество является 

одной из важнейших потребностей человека. Антипод творчества – 

потребительство, которое может проявляться в разных формах, но чаще в 

материальных. Материальные потребности имеют очень важное значение, но 

удовлетворение их должно обеспечивать средства и условия для достижения 

цели, а не быть самой целью. Полноценное творчество возможно только в 

условиях свободы (особенно важны внутренняя свобода и независимость от 

стереотипов), так как оно является актом свободы независимой личности . 

Условия, помогающие или мешающие развитию творчества: 


background image

 

1) внутренние условия (знания, направленность способностей, 

индивидуальные психологические способности) 

[3, с.12]

2) условия деятельности (постановка задачи, решение задачи, 

результат) 

[3, с.12]

3) внешние условия (материально-техническая база, взаимоотношения 

в деятельности, внедрение результата) 

[3, с.12]

Эти три группы условий связаны с целями (функциональными, 

экономическими, экологическими). Развитие задатков и способностей 

проявляется при гармонии условий и целей как внутри названных групп, так 

и между ними 

[3, с.13]

В любой деятельности можно выделить: познание, реагирование и 

отношение. Если отсутствует интерес и человек не испытывает потребности 

в этой деятельности, то эти элементы деятельности превратятся в 

механическое запоминание, отрицание, конфронтацию, а труд станет 

подневольным. Положительная мотивация обеспечит осмысление в процессе 

познания, принятие (резонанс с делом) и сотрудничество, что делает труд 

творческим 

[7, с.26]

                                                    РАЗДЕЛ 4 

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 

ЛИЧНОСТИ. 

 

Главная цель образования – усвоение подрастающим поколением 

социального опыта. Этот опыт включает в себя четыре основных 

компонента: знания о природе, обществе, технике, способах деятельности; 

опыт осуществления основных способов деятельности; опыт творческой 

деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и 

деятельности 

[6, с.158-159].

 


background image

10 

 

Основными составляющими опыта являются: Самостоятельное 

осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию. Обнаружение 

новой проблемы в стандартной ситуации. Установление целостной 

структуры объекта. Видение новой функции объекта. Разработка и учет 

альтернатив при решении проблемы. Комбинирование и преобразование 

ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы. 

Среди теоретических подходов к организации образования школьников 

как учебно-творческой деятельности особое место принадлежит личностно-

ориентированному подходу. Необходимым условием организации 

образования как учебно-творческой деятельности, направленной на развитие 

творческих способностей и нестандартного мышления учащихся, выступает 

создание развивающей, образовательно-воспитательной среды в 

учреждениях 

[2, с.23-28].

 

Образовательно-воспитательная среда учебного заведения, 

ориентирующая на развитие творческого потенциала каждого учащегося, 

создается с опорой на следующие принципы: 

принцип адаптивности, т.е. создание школы, которая, с одной стороны, 

максимально адаптирована к учащимся с их индивидуальными 

особенностями, а с другой – может гибко реагировать на социально-

культурные изменения среды (не ребенок для школы, а школа для ребенка!); 

принцип развития, предполагающий создание каждому учащемуся 

условий для полной реализации своих способностей; 

принцип психологической комфортности, нацеленный на снятие всех 

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание раскованной, 

стимулирующей творческую активность атмосферы;