ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.03.2019
Просмотров: 808
Скачиваний: 1
11
-
принцип смыслового отношения к миру, требующий не абстрактного
познания и отношения к миру, а собственных, осознанных знаний об
окружающем мире;
-
принцип ориентировочной функции знаний, требующий от школы, «не
навязывать учащемуся созданного взрослыми мира, но помогать ему
преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир»
(П.П. Блонский)
[9, с.68]
.
-
принцип обучения деятельности, требующий не просто действовать, но
и ставить цели деятельности, и определять задачи, решение которых ведет к
достижению цели, контролировать и корректировать ход деятельности;
-
креативный принцип, направленный на обучение ребенка способности
и потребности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее
учебных и внеучебных задач.
Развитию творческих способностей содействуют эвристические
методы учебно-познавательной деятельности. Их определяют как систему
эвристических правил, разработанных в целях развития интуитивных
процедур деятельности учащихся в решении творческих задач. Широко
распространены такие, как «мозговая атака», «мозговой штурм», метод
эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики.
Цель метода «мозговой атаки», разработанного А.Ф. Осборном,
заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от
инерции мышления, преодолении привычного хода мысли при решении
творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода – запрет
всякой критики высказанных идей, поощрение реплик и шуток. Оптимальное
количество участников – от 4 до 15 человек. Отбор идей производят
специалисты-эксперты (учителя школы, преподаватели, учащиеся с более
высоким уровнем развития).
12
Сущность метода «мозгового штурма» состоит в активизации
творческого потенциала учащихся при коллективном генерировании идей.
Методика использования данного метода такова:
1 этап – распределение учащихся по группам (по 7-8 человек,
психологически совместимых);
2 этап – выделение группы анализа проблемной ситуации,
формулировка задачи;
3 этап – генерирование идей по правилам «мозговой атаки»;
4 этап – отбор, систематизация и классификация идей;
5 этап – деструктирование идей, т.е. оценка идей в процессе «мозговой
атаки». «Мозговая атака» здесь имеет целью всесторонне рассмотреть
возможные препятствия по реализации выдвинутых идей.
6 этап – окончательный выбор идей.
Метод эвристических вопросов (метод «ключевых вопросов»)
используется для сбора дополнительной информации или для
систематизации уже имеющейся в процессе решения творческой задачи.
Школьные учителя называют эти вопросы наводящими и широко
используют их в своей практической деятельности. Достоинства метода
эвристических вопросов – в его простоте и эффективности для решения
любых задач. Недостаток – мало оригинальных идей и решений.
Метод аналогий. Процесс применения аналогии является как бы
промежуточным между интуитивными и дедуктивными процедурами
мышления. В решении творческих задач используются различные аналогии:
конкретные (материальные) и абстрактные, живой природы с неживой и т.д.
13
Например, в ситуациях мысленного построения аналога хорошие результаты
дает такой прием, как гиперболизация (значительное увеличение чего-либо).
Метод синектики предлагает избегать преждевременной четкой
формулировки проблемы, так как это сковывает дальнейший поиск ее
решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи, а с анализа
некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки
проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Критический отбор и оценку
идей и решений, как и в ранее описанных методах, лучше осуществлять
поэтапно.
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество – «деятельность, порождающая нечто качественно новое и
отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-
исторической уникальностью». В творчестве выражается личностное: только
личностное может быть настолько неповторимо-оригинальным, чтобы являть
собой всегда нечто качественно новое. В творчестве (в самом широком смысле
слова) человек ощущает себя поистине самим собой во имя нравственных
связей с людьми. Особенная, высокая радость встречи с самим собой в
творчестве - есть вдохновение. Творчество обнаруживает и укрепляет
самобытность творца, прокладывает ему дорогу к людям.
В работе реализованы следующие задачи:
1) рассмотрен творческий потенциал личности
2) изучено творческое самовыражение личности
3) выявлены показатели творческого потенциала и творческого
самовыражения
4) рассмотрена технология развития творческого потенциала личности
15
Список использованной литературы:
1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области
математики. М., 1970.
2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-
Воронеж. 1996.
3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.
4. Беляев И. А. Творчество как форма становления индивидуальной
целостности человека / И. А. Беляев // Вестник Оренбургского
государственного университета. — 2010. — № 10 (116), октябрь. — С.
57-61. http://elibrary.ru/item.asp?id=15250017
5. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и
объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. — Мн.:
Экономпресс, 2000.
6. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и
искусства. — М.: Искусство, 1994.
7. Бочкарёв
Л.Л.Психология музыкальной деятельности
-М.:ИП
РАН,1997; "Классика-ХХ1"-2006,2007,2008.
8. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных
Исследований, 2002.
9. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
10. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. — Львов:
Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
11. Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе
обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание.
Умение». — 2009. — № 9 — Комплексные исследования: тезаурусный
анализ мировой культуры.