Файл: Творческий потенциал и условия его развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.03.2019

Просмотров: 793

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

11 

 

принцип смыслового отношения к миру, требующий не абстрактного 

познания и отношения к миру, а собственных, осознанных знаний об 

окружающем мире; 

принцип ориентировочной функции знаний, требующий от школы, «не 

навязывать учащемуся созданного взрослыми мира, но помогать ему 

преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир» 

(П.П. Блонский) 

[9, с.68]

.  

принцип обучения деятельности, требующий не просто действовать, но 

и ставить цели деятельности, и определять задачи, решение которых ведет к 

достижению цели,  контролировать и корректировать ход деятельности; 

креативный принцип, направленный на обучение ребенка способности 

и потребности самостоятельно находить решения не встречающихся ранее 

учебных и внеучебных задач. 

Развитию творческих способностей содействуют эвристические 

методы учебно-познавательной деятельности. Их определяют как систему 

эвристических правил, разработанных в целях развития интуитивных 

процедур деятельности учащихся в решении творческих задач. Широко 

распространены такие, как «мозговая атака», «мозговой штурм», метод 

эвристических вопросов, метод аналогий, метод синектики. 

Цель метода «мозговой атаки», разработанного А.Ф. Осборном, 

заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от 

инерции мышления, преодолении привычного хода мысли при решении 

творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода – запрет 

всякой критики высказанных идей, поощрение реплик и шуток. Оптимальное 

количество участников – от 4 до 15 человек. Отбор идей производят 

специалисты-эксперты (учителя школы, преподаватели, учащиеся с более 

высоким уровнем развития). 


background image

12 

 

Сущность метода «мозгового штурма» состоит в активизации 

творческого потенциала учащихся при коллективном генерировании идей. 

Методика использования данного метода такова: 

1 этап – распределение учащихся по группам (по 7-8 человек, 

психологически совместимых); 

2 этап – выделение группы анализа проблемной ситуации, 

формулировка задачи; 

3 этап – генерирование идей по правилам «мозговой атаки»; 

4 этап – отбор, систематизация и классификация идей; 

5 этап – деструктирование идей, т.е. оценка идей в процессе «мозговой 

атаки». «Мозговая атака» здесь имеет целью всесторонне рассмотреть 

возможные препятствия по реализации выдвинутых идей. 

6 этап – окончательный выбор идей. 

Метод эвристических вопросов (метод «ключевых вопросов») 

используется для сбора дополнительной информации или для 

систематизации уже имеющейся в процессе решения творческой задачи. 

Школьные учителя называют эти вопросы наводящими и широко 

используют их в своей практической деятельности. Достоинства метода 

эвристических вопросов – в его простоте и эффективности для решения 

любых задач. Недостаток – мало оригинальных идей и решений. 

Метод аналогий. Процесс применения аналогии является как бы 

промежуточным между интуитивными и дедуктивными процедурами 

мышления. В решении творческих задач используются различные аналогии: 

конкретные (материальные) и абстрактные, живой природы с неживой и т.д. 


background image

13 

 

Например, в ситуациях мысленного построения аналога хорошие результаты 

дает такой прием, как гиперболизация (значительное увеличение чего-либо).  

Метод синектики предлагает избегать преждевременной четкой 

формулировки проблемы, так как это сковывает дальнейший поиск ее 

решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи, а с анализа 

некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки 

проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Критический отбор и оценку 

идей и решений, как и в ранее описанных методах, лучше осуществлять 

поэтапно. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

14 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Творчество – «деятельность, порождающая нечто качественно новое и 

отличающееся  неповторимостью,  оригинальностью  и  общественно-

исторической уникальностью». В творчестве выражается личностное: только 

личностное может быть настолько неповторимо-оригинальным, чтобы являть 

собой всегда нечто качественно новое. В творчестве (в самом широком смысле 

слова)  человек  ощущает  себя  поистине  самим  собой  во  имя  нравственных 

связей  с  людьми.  Особенная,  высокая  радость  встречи  с  самим  собой  в 

творчестве  -  есть  вдохновение.  Творчество  обнаруживает  и  укрепляет 

самобытность творца, прокладывает ему дорогу к людям. 

  

В работе реализованы следующие задачи: 

1)  рассмотрен творческий потенциал личности 

2)  изучено творческое самовыражение личности 

3)  выявлены  показатели  творческого  потенциала  и  творческого 

самовыражения 

4)  рассмотрена технология развития творческого потенциала личности 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

15 

 

Список использованной литературы: 

1.  Адамар  Ж. Исследование  психологии  процесса  изобретения  в  области 

математики. М., 1970. 

2.  Ананьев  Б. Г. Психология  и  проблемы  человекознания.  Москва-

Воронеж. 1996. 

3.  Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. 

4.  Беляев  И.  А. Творчество  как  форма  становления  индивидуальной 

целостности  человека /  И.  А.  Беляев  //  Вестник  Оренбургского 

государственного университета. — 2010. — № 10 (116), октябрь. — С. 

57-61. http://elibrary.ru/item.asp?id=15250017 

5.  Бердяев  Н. А. Опыт  эсхатологической  метафизики//  Творчество  и 

объективация  /  сост.  А. Г. Шиманский,  Ю. О. Шиманская. —  Мн.: 

Экономпресс, 2000. 

6.  Бердяев  Н. А. Смысл  творчества  //  Философия  творчества,  культуры  и 

искусства. — М.: Искусство, 1994. 

7.  Бочкарёв 

Л.Л.Психология  музыкальной  деятельности 

-М.:ИП 

РАН,1997; "Классика-ХХ1"-2006,2007,2008. 

8.  Винникотт  Д.  Игра  и  реальность.  М.:  Институт  Общегуманитарных 

Исследований, 2002. 

9.    Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. 

10.  Мэй  Р.  Мужество  творить:  Очерк  психологии  творчества. —  Львов: 

Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 

11.  Петрова  В.  Н. Формирование  креативной  личности  в  процессе 

обучения  в  вузе //  Электронный  журнал  «Знание.  Понимание. 

Умение». — 2009. — № 9 — Комплексные исследования: тезаурусный 

анализ мировой культуры.