Файл: Тенденции и анализ развития сетевой и розничной торговли в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В начале 1930-х в сфере торговли революционные , которые к сокращению розничных . В сфере продовольственными стали магазины формата – . Первые были независимыми и не в торговые , но сетей быстро открывать супермаркеты.

В примера компанию A&P, как компания как и отражает , происходящие в в интересующий период (1.3) [3, с.363].

Рис.13 - роста A&P (----) и (–), в ценах 1919 [3, с.363]

На 1.3 виден эффект в динамике. сопоставление количества и роста реализации в .

Супермаркет в среднем в раза среднего , а в ассортименте стандартных товаров овощи, и свежее .

Торговые сети внедряли технологии мере этих . С появлением для сетей качественный , как в , так и . Благодаря , в 70-80-х годах столетия торговые получили оптимизировать , учет, товара, объемы без контроля. современные , гипермаркеты и центры нельзя без касс, данных и учета .

В начале 21 доля сетей в обороте сектора выросла 65% и в настоящее приближается к 70%. этом компании составляют 38% общего розничных [9].

В России 1960-х годов торговлю обращали внимания. ситуации из- увеличения видимого в экономике стран. , в США эра WalMart, стремительно половину рынка и международное .

В СССР большой магазин – «» – был в Ленинграде 3 1970 года магазин [17]. До торговля только прилавок. был «по слову » – 15 кассовых новейшей , итальянское и оборудование, установки, находились в доступе, торгового составляла 1200 .м. Все позволяло до 17 покупателей в . И уже к 1980 в Ленинграде 30 универсамов.

формат универмаг, продавались товары. В это ГУМ, , «Первомайский», «» и т.д. Также в развивались и магазины: « мир», «».

Но торговли по сути собой большую сеть. система крайне , негибка и учитывала потребности [3, стр.364].

рубля, кризис, СССР это к тому, предстояло отстраивать экономику.

зарождения торговли массовая приватизация, началась в с января 1992 . Она в соответствии с в июле 1991 Законом «О государственных и предприятий». Президента от 29 1991 года № 341 утверждены « положения приватизации и муниципальных на 1992 », определившие приватизации. программа на 1992 была Верховным России в июне 1992 .

Находящиеся в собственности , рестораны, общепита и обслуживания, в 1992 году приватизации. всего магазинов выкупали бизнес, не директорам удержать на . На пришли , которые в управлении точек продовольственном или бизнес. приватизированных площадей им перейти к прогрессивной торговли – -маркетам – магазинчикам с ассортиментом , в основном .

Существенным преимуществом круглосуточная . Универсамы, в новом стали супермаркетами. большими и более выкладкой, во расширили ассортимент продовольственных, и непродовольственных .


В 1993-1994 годах всей стали магазины торговли cash&. Товар в продавался штучно, а упаковками. магазинов формата в 1995 произвел мелкооптовых . Люди с стали товары . В будущем привычка гипермаркетам стать [17].

1994 год расцветом рынков. «челноки» снабжали спортивными , джинсами, , турецкими куртками, текстилем, -хендом Европы.

продовольственной розницы советские . Первым «Седьмой », который в 1994 году 3 в Москве. магазины круглосуточно и максимально ассортимент.

В же открыли первые и нынешние торговли техникой – «М.», «Мир», «», «Эльдорадо». узкоспециализированной позволял подходить к покупателей.

преимущества крупные – «миллионники», был спрос и выход зарубежные , поскольку товары основу торговли.

северо- страны развития торговли Санкт-. На Востоке – , и другие – Ростов--Дону, , Новороссийск.

о становлении торговли в , нельзя сказать августе 1998 , когда оказалась в жесточайшего . Курс к рублю вырос в 6 , а индекс – в 7. Из- скачка курсов не отдать долгов партнерам предприниматели – не текущей . Страна в тисках дефолта. последовало правительства о по иностранных . На уровень страны только в 2001 года [17].

1.1

Доля розничных сетей в объеме розничной , процент, Федерация [8]

развитие торговли в серьезно приход торговых . Первый с иностранным был в 1997 году в – супермаркет сети «», который сильно на российских , например «» или « континента». А появление в в 2000 году концерна и в 2001 году компании Cash& стало событием. А в 2002 года к присоединился французской Auchan («») [17].

Главным прихода иностранных в российскую стала борьба снижение . Известно, в 2001 году Metro условия поставщикам, те для самую цену. не российским и производителям продавать и и другим одинаково цене.

торговые конкурируют с риэлторами только места рынке, активно у более коллег. , сеть техники «» в 2000 году открыла в гипермаркет техники « Media» того, изучить работы в жесткой конкуренции. В «Эльдорадо» у Media содержание роликов и красный . Поэтому, компания, свои в 2006 году в , вынуждена сменить в своей на -розовый.

С 2004 фиксируется роста многих ритейлеров российском . На момент исследованию Europe 2015, занимает строчку по мировых . За следуют , Москва, и Мадрид. -Петербург и входят в 20. Текущее городов и Украины в отражают ритейлеров этих в течение двух . Сейчас с экономической и ситуации торговые сдержанно новые и долго решения. В же они потенциал рынка условии обстановки и свои в горизонте -четырех [4].


Подытожив , хочется , что розничный вступает в зрелости, в нем сих происходят становления и . Темпы снижаются сравнению с 2000-2005 , а усиливающаяся приводит к и поглощению и средних .

Глава 2 Современные тенденции развития торговых розничных сетей

2.1 Современное состояние розничных торговых сетей в России

Потребительский остается из устойчивых к экономического секторов экономики.

отрасль оставаться по занятости населения: численность в 2016 году более 12,4 . человек – 18,3% среднегодовой по экономической .

Показатели номинальной заработной работников торговли в характеризуется . Согласно статистике 5 лет, с 2008 года номинальная заработная работников торговли в среднем 12850 рублей и в 2012 составила 22439 . В 2017 году – 25238 .

В последние в РФ рост количества объектов, в продовольственной, и в непродовольственной торговле. роста в невысока (1,0-3,6% в ), хотя более увеличение сетевых торговли, и дискаунтеров.

того, форматов очень однородно территориям . Например, долю и Санкт- приходится половины площадей , супермаркетов, и других сетей.

долю городов- – еще 30%. образом, долю жителей, составляют 75% страны, пятая площадей сетей.

В же , отдаленные и территории , зачастую острый торговых (вплоть полного отсутствия).

результатам развития в России и странах розничная демонстрирует отставание развитых Европы обеспечению площадями, а же дистанционной в обороте .

В настоящее темпы российского сектора одним самых в мире.

торговля одной самых отраслей в : в 3,5 раза строительной , в 5,5 раз сельского , в 13 раз телекома.

объему (по 2016года) розница 5 место в после , Китая, , и Германии [3].

большая розничного принадлежит рознице ( 2.1).

Рис. 2.1 - российской [7]

Что касается по товара, наибольший в обороте торговле продажа изделий, них 7,3% всех средств. сравнения хлеб и изделия 2,2% всех . Ниже 15 видов , в обороте торговле, в от количества:

- изделия 7,3%

- одежда 6,5%

- топливо 6,4%

- 6,1%

- Продукты мяса 3,9%

- животных и 3,5%


- Фармацевтические и товары 3,4%

- изделия 3%

- продукция 2,3%

- кожаная 2,3%

- и хлебобулочные 2,2%

- Табачные 2%

- Строительные 1,9%

- Свежие 1,7%

- Косметические и изделия 1,7%

рынок розницы размеру 5 место в рейтинге. данному Россию только , Япония, и США.

В -5 продуктовых в России Дикси, , Ашан, Х5, . В совокупности них более 20% , тогда в развитых на пяти приходится 60-70% . Магнит и Х5 по 6% , Ашан – 4%, и Дикси – 2% (Рисунок 2.2). сети лидерами и объему .

Рис. 2.2–Топ-5 продуктовых ритейлеров в структуре рынка

На этапе розничной переживает . Оборот торговли в 2018 в сопоставимых упал рекордные 10% сравнению с годом и 27,6 трлн. – такого не с 1991 года. этом в Федеральной государственной .

Причиной послужило геополитическое России. второй 2017 года валюта под нескольких . Обостренная в Украине, Запада, а же цен нефть к девальвации . В декабре 2018 ситуация на энергоносителей. 2016 года негативным российской – курсы и евро к продолжали на падения котировок уровня 30 за .

Эти экономическая не не на розницу. , оборот торговли в в декабре 2018 в сопоставимых снизился 15,3% по с аналогичным годом и стал 2,9 . рублей. В 2018 оборот торговли 91,5% формировался организациями и предпринимателями, деятельность рынка, розничных и ярмарок 8,5% (в 2017 году 91,3% и 8,7% ). В 2018 году в оборота торговли вес продуктов, напитки и изделия, 48,6%, непродовольственных 51,4% (в 2017 году – 47% и 53% ).

Несмотря это торговые смогли в рейтинге ритейлеров . Причина в , что ритейлеры работать опережение . Они устойчивы, закупочная и отношения с часто быстрее под в структуре и новые условия, это , например, введения эмбарго, ритейлеры вынуждены замену поставщиков.

же отметить, общее оборота в торговле отражает падения и снижения покупок, из- роста денежный снизился , чем количество . Значит, стали , а выручка не из- подъема (Рисунок 2.3).

Рис. 2.3 - Денежные и расходы , млн. по на 01.12.2017 [16]

Следующей удержания ритейлеров в стала потребителей крупных форматов ( и гипермаркетов) в и магазины «у », а этот считается для «» и «Дикси». же пример с Х5 Group, которого в активном различных мероприятий протяжении 3 . Благодаря за квартал 2018 выручка в «Пятерочка» на 5,2%.

данным РБК, потребителей посещают магазинов сетей в поисках ценовых . Для , называющих мотивом совершения цену, сохраняется рекордном сравнению с годами - 75% (данные за 6 месяцев 2018). Кроме , покупатели структуру продуктовой : они чаще выбор в промотоваров.


на товары вместе с доходов, а товары необходимости значительно . Например, в ритейле и , падение в среднем 5-8%. говорить о группах товаров, продажи на больший : продажи упали 22%, аудиотехники – 19,5%, телевизоров – 26%, холодильников – 18,3%, автомобилей – 23%.

Больше пострадали , работающие в ценовых . Известно, ряд даже с рынка, а приостановили [4].

Будущее внушает ритейлеров . Они свой ожиданием снижения способности , вновь волатильностью курса , отсутствием на арене и внутриэкономической . В некоторых на оказывает и возможное негативных сектора решений.

ситуации рынке недвижимости в время ожидается, как в доходы которого были на товаров для сезона, в , и т.п., происходит покупательской . В связи с , есть вероятность, оборотов дальнейшее многим может не . Как , можно дальнейшего числа .

Как эксперты, ритейла зависит цен нефть. цена нефть ниже 45 . за , то очередная и рынок падение конца 2016 [4].

2.2 Тенденции и развития ритейла

последние в сфере розничной образовались проблемы, в сокращении покупателей, доли малого и укрупнению сетей и . Закрытые на и пустующие магазины стали привычным . Предприниматели повсеместно – вынуждена более «» места, уходит в , не возросшей , а другие прекращают торговую .

В 1990-е годы, распада произошла с производственной на . Экономическая , проводимая , дала всем и имеющим бы -нибудь , начать бизнес.

в первое процесс торговли в очень состоянии ( распространение челночный , начало огромное разнообразных ), то сегодняшний времени фаза и консолидации мощностей, соответствует теорий .

Основными , ограничивающими малых организаций, данным конъюнктурных ИСИЭЗ ВШЭ, инфляция, спрос продукцию, стоимость платы, а давление стороны и надзорных [1].

Безусловно, причиной спроса в отрасли смещение покупательского , а именно, сбережений , сопутствующий на .

По Росстата в 2018 оборот торговли 27,6 трлн. , что в ценах 90% к показателям 2017 [2]. Данные месяцам на . 2.4.

Рис. 2.4. розничной в январе-2018 года (. рублей)

этом снижение, из , наблюдается к 2018 года, на , что период привычный объемов в связи с праздников.

вышеуказанного последние образовались и негативные , сопутствующие большинства . По Росстата 2018 год доля с 30% до 34%, сталкиваются с финансовых , 69% респондентов значительный конкуренции, а 50% на уровень . Значительно число , у которых инвестиции расширение , снизилась работников, и ассортимент .

Однако обратить на тенденцию, все обороты. Начиная с 2010, торговый , окупив инвестиции и о себе, компании в регионы организации во уголках . Данные о доли сетей в розничной представлены рис. 2.5.