Файл: Публичная власть (Понятие публичной власти в исследованиях зарубежных и отечественных авторов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) государствоподобную публичную власть субъекта федерации

3) автономную публичную власть автономного образования в двух ее разновидностях (политической и административной)

4) муниципальную публичную власть муниципального образования

5) публичную власть родового территориального образования того или иного коренного малочисленного народа».

Так же Чиркин пишет, что та или иная модель публичной власти показывает своеобразие ее главных характеристик в пределах ее сущности как публичной власти. Данные модели соответствуют описанным выше основным публично-правовым образованиям с собственной публичной властью, которые существуют в современном мире. При использовании любой модели создаются органы публичной власти, которые в территориальных масштабах своей деятельности осуществляют управление (управление понимается не только как администрирование, а в более широком смысле этого слова).

Государственной властью является только власть государства, только она суверенна. Хотя в Конституции РФ власть субъектов РФ тоже называется государственной, вряд ли это положение верно».[13] «Государственная власть на территориях субъектов РФ (как и на всей государственной территории) представлена законодательством органов государства (в России - законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства и др.), деятельностью "делегатур" государственной власти на местах - главных управлений министерств, федеральных судов, прокуратуры РФ и др. Государственная власть распространяется на всю территорию государства (в том числе подвижную - корабли, самолеты под флагом государства и др.), остальные модели публичной власти действуют только в рамках их территории. Государственная власть суверенна и верховна. Она может ограничить власть остальных публично-правовых образований, но они не могут ограничить государственную власть. Государственная власть имеет учредительный характер по отношению к другим моделям публичной власти.

Автономная негосударственная публичная власть существует в двух разновидностях: законодательная автономная власть и административная автономная власть. Законодательная автономия обладает правом собственного законодательства. Большинство автономных образований являются законодательными.

Административных автономий в мире сравнительно немного. Например: Уэльс в Великобритании, Горно-Бадахшанская автономная область в Таджикистане и др.


Решение вопроса о предметах ведения и полномочиях государства, с одной стороны, и территориальных автономий - с другой, имеет иную форму, чем в федерациях. В отличие от федераций, где применяется разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами, государство обычно лишь выделяет автономиям некоторые, как правило, не очень существенные полномочия. Об административных автономиях в законах государства нередко лишь в общей форме говорится, что в автономиях такого рода должны учитываться особенности языка, культуры, быта населения той или иной автономии. [14]

Муниципальная публичная власть - негосударственная власть территориального публичного коллектива по вопросам местного значения. Она действует в форме местного самоуправления, что в России детально изучается в муниципальном праве.

Общинно-родовая публичная власть представлена двумя формами: родовыми советами коренных малочисленных народов в России и "саамскими парламентами" в некоторых Скандинавских странах. В России действует развитое федеральное законодательство, относящееся к коренным малочисленным народам Севера и Дальнего Востока, это законодательство, равно как и организация управления в общинно-родовых образованиях России, детально исследована В.А. Кряжковым».[15]

В статье рассмотрены все возможные модели публичной власти. Жизнь богаче, она постоянно вносит свои коррективы.

В одной из своих статей Вершинина С.И. описывает иной подход к изучению видов публичной власти. Она пишет, что «признак разграничения обязательных видов публичной власти проходит по предмету их ведения. В том числе, за государственной властью закрепляются вопросы политической организации общества; за муниципальной властью – вопросы социального и экономического развития населения. Сложнее определить предмет ведения территориальной общественной власти, чье воздействие направлено на жителей организационно-обособленной территории. Можно сказать, что это должны быть вопросы общественного проживания, благоустройства территории и управления общественными объектами.

У каждого вида обязательной публичной власти свой источник власти и своя организационная форма. Например, источником государственной власти является народ, а формой – государство.[16] В то время как источником муниципальной власти выступает население этого муниципалитета, а формой организации – муниципалитет. Что касается территориального уровня общественной власти, в качестве источника можно рассматривать определенную обособленную группу людей, а организационной формой – то образование, которое больше всего подходит для данного объединения, например квартальное, уличное, домовое объединение и т.д.


Эти виды публичной власти – территориальная, муниципальная и государственная, – обязательны для каждого человека, находящегося в пределах их юрисдикции. Обязательность проявляется в том, что человек не может отказаться от отношений с публичным субъектом, он обязан подчиняться его указаниям и выполнять обращенные к нему требования, либо должен покинуть территорию их юрисдикции.

Рассмотрим систему публичной власти, представленную в таблице 2.1[17]:

Таблица 2.1

Типы власти

Вид власти

Источник власти

Средства обеспечения

Обязательная

Политическая власть

Государственная власть

Федеральная

Народ

Обеспечивается правовым принуждением

Региональная

Общественная власть

Муниципальная власть

Население

Территориальная власть

Группа

Власть, основанная на добровольности вхождения в публичный субъект

Власть общественного объединения

Члены политической партии

Обеспечивается собственными мерами

Власть политической партии

Члены общественного объединения

Кроме вышеперечисленных видов публичной власти выделяют и такие, воздействие которых распространяется лишь на лица, добровольно вошедшие в организованное сообщество и являющихся членами этого сообщества. Можно привести в пример группу людей, которая объединилась для удовлетворения определенных потребностей (профессиональных, духовных, культурных и т.д.), она создает публичного субъекта, которому дает поручение выполнить соответствующие управленческие функции в своем сообществе.[18] По своей юридической природе созданное сообщество является не чем иным, как публичным субъектом, полномочия которого формируются в порядке делегирования от источника власти. В таком качестве выступают все общественные объединения, начиная от профессиональных (например, Палата адвокатов, Торгово-промышленная палата, Союз художников и т.д.) и заканчивая общественными объединениями по интересам (союз охотников, рыболовов и др.). Цель создания таких публичных субъектов направлена на удовлетворение потребностей своих членов в профессиональной, социальной, культурной среде. Вне организованного сообщества власть публичного субъекта не распространяется. Аналогично положение политических общественных объединений, с той лишь разницей, что их создание преследует политические цели».[19]


Власова К.Б. пишет, что «В.Т. Кабышев разделяет виды на надгосударственную власть и государственную. Первый вид власти, в рамках своей работы, автор не рассматривал, но прояснил, что данная власть проявляется в деятельности международных сообществ, т.е. в сфере международных отношений.

Государственная же власть является основным видом публичной власти. Изначально публичная власть всегда отождествлялась с государственной властью. Государство - официальный представитель всего общества страны в его государственных границах и на международной арене. Поэтому можно даже говорить о том, что государственная власть является высшей формой публичной власти. Такая власть имеет определенные признаки. В частности, только государственная власть обладает правом применять правовое принуждение в масштабах всего общества.[20] Именно для этой цели создаются специальный аппарат, система государственных органов.[21]

Муниципальная власть - это также разновидность публичной власти, имеющая своим прямым источником население муниципального образования, и ее наличие обусловлено потребностями правления определенной территорией в интересах населения, с учетом ее исторических и культурных особенностей. Причем помимо непосредственного народовластия муниципальная власть может проявляться в институтах народного представительства. В структуре органов местного самоуправления предусмотрено наличие выбираемых, таких, как представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования и контрольный орган муниципального образования. Также существуют должности, замещаемые в результате конкурса и заключения контракта или даже трудового договора.

Власть общественных объединений некоторые ученые называют "корпоративной властью", а также общественной властью. Можно сказать, что эти два понятия являются в науке тождественными. Общественная власть - это власть различных объединений и коллективов граждан в отношении лиц, состоящих в этих объединениях и коллективах, а также внутренних подразделений. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее - уставные цели). Участники общественных объединений обязаны соблюдать все внутренние правила, иначе могут быть применены общественные санкции».[22]


2.2. Функциональная составляющая деятельности публичной власти

Каждая из основных функций публичной власти имеет собственное содержание, позволяющее активно и целенаправленно влиять на состояние дел в обществе. Это отчетливо прослеживается при анализе как уже названных функций, так и тех, речь о которых пойдет ниже: организационно-управленческой, социальной, контрольной, принуждения.

Югов А.А. в своей работе ясно разграничивает функции публичной власти:

  • «организационно управленческая функция публичной власти предполагает права и обязанности публично-властных структур по организации общественных отношений и управлений подчиненными объектами. В системе организационно-управленческих отношений необходимо выделить основные звенья, образующие механизм реализации рассматриваемой функции. Ими являются:[23]

1) статус публично-властных структур, т. е. статус институтов и органов известных форм публичной власти;

2) организационно-правовые формы реализации соответствующими институтами и органами власти своего статусного положения;

3) способы осуществления публичной власти;

4) принципы функционирования публично-властных структур.

  • социальная функция публичной власти выступает как особая функция, поскольку в ней конкретизируются результаты деятельности всех публичных институтов органов и учреждений. Она больше известна как защитная функция, которая указывает на необходимость власти защищать права, свободы и законные интересы человека и гражданина, а так же запросы и потребности политических экономических и духовно культурных ассоциаций и союзов людей. Именно в этом и усматривается первостепенное назначение официальной и легитимной власти. Содержание социальной функции дает ответ на вопрос о том, на достижение каких целей направлена вся деятельность институтов и органов публичной власти. Осуществлять публичную власть – означает, что ее необходимо разумно учитывать и адекватно воспринимать многочисленные политические вопросы, знать и понимать естественные потребности человека в общественно полезной деятельности и удовлетворять духовные и экономические интересы людей. Законодательство, как представляется, отражает и подтверждает именно такое понимание данной функции, ведь властные структуры придают публичную значимость разнообразным социальным запросом людей. Особенно отчетливо это прослеживается в конституционном праве, нормы которого провозглашают и защищают социальный мир и согласие, социально - экономическую свободу личности, равное юридические возможности развития всех членов общества, социальную солидарность, партнерство и сотрудничество разных социальных слоев и групп населения.
  • контрольная функция является столь же необходимым и обязательным признаком всей системы публичной власти, как и рассмотренные мною выше. Успешное выполнение управленческих решений, которые исходят от институтов и органов публичной власти, невозможно без системной работы по контролю, учету и подведению итогов уже осуществленных мероприятий. Следовательно, контрольная функция наиболее продолжительна во всем процессе реализации управленческого решения. Присутствует в каждой форме публичной власти.