Файл: Публичная власть (Понятие публичной власти в исследованиях зарубежных и отечественных авторов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. На сегодняшний день имеется многочисленное количество трудов, которые посвящены исследованию различных видов и форм публичной власти, а так же работы в которых публичная власть рассматривается комплексно. На этих работах и построена моя курсовая работа.

Актуальность темы исследования состоит в том, что тема власти была и остается актуальной на протяжении всего времени. Ученых и мыслителей, как античности, так и современности интересовали и интересуют вопросы устройства и управления обществом, способы и пути формирования общественных отношений, наиболее доступные методы взаимодействия человека и государства. Фундаментом этих вопросов является вопрос о власти.

Объектом исследования является публичная власть как общественное явление.

Предмет исследования – признаки, основные принципы, формы, виды публичной власти.

Методы исследования – анализ выбранной литературы, использование системного подхода, классификации, метод обобщения.

Цель исследования. Целью настоящего исследования является проведение исследования публичной власти как единого политико-правового феномена.

Для достижения указанной цели в курсовой работе решаются следующие исследовательские задачи:

  1. Изучить понятие публичной власти в исследованиях зарубежных и отечественных авторов;
  2. Охарактеризовать признаки присущие публичной власти в Российской Федерации;
  3. Классифицировать публичную власть;
  4. Рассмотреть функциональную составляющую деятельности публичной власти ;
  5. Изучить систему и свойства органов государственной публичной власти.
  6. Выявить проблемы разграничения предметов ведения между государственной, муниципальной и территориальной властью.

Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, 3 раздела и 5 подразделов в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


1.1. Понятие публичной власти в исследованиях зарубежных и отечественных авторов

Для того чтобы дать понятие публичной власти для начала нужно разобраться, что такое “власть” и что означает термин “публичный”.

Рачинский В.В. говорит о том, что «термин "публичная власть" в законодательстве РФ напрямую не закреплен. Можно лишь обозначить ее отдельные характеристики, которые получают свое последовательное развитие в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации.

Публичную власть, тем не менее, можно определить следующим образом - это институционализированная легальная социальная власть, реализующая артикулированные общественные интересы определенного территориального сообщества и служащая цели сохранения и развития данного сообщества в качестве целостной системы в соответствии с господствующим в обществе мировоззрением».[1]

Некоторые авторы под публичной властью понимают органы власти и в таком контексте пишут об осуществлении публичной властью "управления территорией и населением в рамках тех прав, которые представлены, оставлены, признаны... властью государства, центральной властью".[2]

Сорокин Ю.Ю. рассуждает о публичной власти с другой стороны, он пишет о том что, «Конституцией Российской Федерации установлено, что единственный источник власти в Российской Федерации есть ее многонациональный народ, который сам осуществляет власть, а также с помощью органов государственной власти и органов местного управления.

Основные моменты восприятия публичной власти можно найти в анализе власти как социальной системы. Исходя из полученных выводов, власть как социальную систему можно охарактеризовать по форме выражения, основанию возникновения, содержанию, достижению цели и результата. На основе того что написано выше, под властью как социальной системой понимается - совокупность общественных отношений, возникающих на основе неравенства и позволяющих субъекту удовлетворять свои интересы за счёт подчинения объекта.

Сорокин так же говорит о том, что большое воздействие на характеристику публичной власти оказывает категория «публичность». Анализ данного явления позволяет выявить два его основных значения: 1) относящаяся к общественно-государственной сфере и 2) открытая для людей публики. Эти значения соотносятся и находятся во взаимосвязи между собой в порядке иерархии. На первом месте связь с государственно-общественной сферой, на втором - открытость, из этого следует публичный - значит относящийся к государству и обществу как политико-правовым явлениям и вследствие этого открытый, гласный, доступный для граждан.


Дальнейшая характеристика публичной власти показала, что учёными обществоведами разработано несколько подходов к её определению. Она сравнивалась с общественной, государственной и политической. Публичная власть имеет две основные характеристики:

  1. это вид социальной власти, являющийся системой и включающей в себя ряд необходимых элементов;
  2. это обезличенная коллективная власть, основанная на принципе территориальной принадлежности».[3]

«Тщательное изучение вопросов о формах публичной власти помогло прийти к выводу о том, что нужно различать формы организации и формы реализации публичной власти и зависимости видов публичной власти от форм её организации. В рамках моего изучения в качестве форм организации публичной власти ученые выделяют несколько видов: государственная власть и общественное самоуправление; в качестве форм реализации выступают: непосредственная, представительная, профессиональная.

На примере государственной власти рассмотрена зависимость видов публичной власти от формы её организации. На основании перечисленного, также подчёркивается основное значение государственной власти как формы организации публичной власти и несостоятельность идеи «размывания» государственного суверенитета.

В ходе анализа общественного самоуправления мною изучен вопрос о политико-правовой природе местного самоуправления, высказано мнение о его двойственности и разнообразии форм реализации».[4]

1.2. Признаки публичной власти в Российской Федерации

Дементьева Т.Ю. в своей статье характеризует публичную власть следующими признаками:

  1. По своему происхождению публичная власть – власть общественная. Она изначально появилась в обществе, потому так как коллектив людей с разными интересами естественно нуждался в руководстве, в управлении своего жизнеустройства и жизнедеятельности. Субъектом, осуществляющим последовательное и постоянное регулирование отношений во всех сферах общественной жизни, явилась именно публичная власть. Публичная власть удовлетворяет потребности общества, достигшего известной стадии исторической зрелости, в полномасштабной интеграции, в надлежащем упорядочении социального общежития, в управлении общественным целым.[5]
  2. «Публичная власть реализует публичные интересы. Она выступает как обобщающая, когнитивная и социально - нормативная категория, отражающая ее отличие от власти личной, индивидуальной, корпоративной. Содержание публичной власти как социальной функции - интеграция и организация (упорядочение) общества, управление им, достигаемые с помощью соответствующих средств и методов. Все виды публичной власти определяются общими интересами ее субъектов и исходящими из этого задачами, которые решает каждый конкретный вид власти. Публичная власть представляет собой способность организованного народа (его части) непосредственно или через возможности, предоставленные им системе органов, принимать открыто и гласно от имени и в его интересах обязательные для исполнения решения.
  3. Публичная власть распространяется на общество, сообщества граждан в различных видах. Компетенция субъектов власти ограничивается территориальными пределами, что позволяет определить различные виды публичной власти. В зависимости от административно-территориального деления Российской Федерации в соответствии с действующими конституционными нормами государственного устройства автор выделяет три уровня организации публичной власти: общефедеральный, региональный и местный. Причем первые два уровня характеризуют как бы «два этажа» государственной власти России, а третий – негосударственный, связанный с реализацией функций местного самоуправления (муниципальная власть). Различие видов может быть также и в зависимости от субъектов публичной власти. Например, государство, муниципалитет, территориальные коллективы граждан, общественные объединения соответственно образуют следующие виды публичной власти: государственную, муниципальную, территориальную власть, власть общественных объединений и т.д. Несмотря на многообразие видов, все они находятся в единстве, взаимосогласованности, так как образуют целую систему публичной власти».[6]
  4. «Системный характер публичной власти. Единый источник наделения публичной властью и основополагающие интересы определяют системный характер публичной власти. К системным признакам также можно отнести общие требования к порядку и принципам формирования органов публичной власти: непосредственное участие населения в их формировании на основе воли большинства. Это, в свою очередь, обеспечивает легитимность власти, ее постоянство и представительство интересов народа, а также децентрализацию в целях максимального приближения к населению, чему в полной мере должны отвечать институты различных видов публичной власти.
  5. Легальность публичной власти. По форме существования публичная власть формальна, то есть требует нормативно - правового закрепления только открыто действующих властных институтов и оформления полномочий субъектов публичной власти, а также порядок их создания. Создаются и действуют субъекты публичной власти в порядке, установленном позитивным правом. Власть существует, если оформлена правом, т.е. является легальной. Указанный признак тесно связан с признаком правового характера деятельности. Вместе с тем если данный характер акцентирует внимание на пределах властного воздействия, на установлении определенных рамок деятельности органов публичной власти, то легальность – на порядке создания и статусе соответствующих органов. Это является также гарантией ее обязательности, всеобщности и легитимности. Вне права не может быть ни одного властного указания публичных субъектов, в особенности, если мы говорим о создании правового государства в Российской Федерации.
  6. Публичная власть всегда императивна. Она подчиняет и не допускает никакого отступления и выбора - выбор уже сделан. По логике вещей воля народа оказывает определяющее воздействие на его поведение и возможность добровольно подчиняться акту властвования».[7]
  7. Публичная власть организует управление по территориальному признаку. Что власть существует на определенной территории и распространяется по территориальному принципу, уже не раз отмечалось в юридической литературе.[8] Признак территориальности присущ и государственной власти, и муниципальной, и публичной власти территориальных образований, общественных объединений и т.д - это та территория, в пределах которой соответствующий публичный субъект осуществляет свою деятельность.
  8. Публичная власть и ее деятельность всегда открыта перед народом, обществом. Указанный признак включает и те характеристики, которым соответствует семантическое наполнение термина «публичная власть» (открытость, оглашенность, известность и т.п.). Они как раз и суммируются в публичности деятельности властных институтов.[9]

Суть их в том, что реализация властных полномочий осуществляется, открыто, гласно, у всех на виду, исходя из интересов всей социальной общности, государства и граждан («публично, от имени и в интересах всех»). Следовательно, граждане, общественность должны иметь возможность наблюдать, как и каким образом, насколько честно и справедливо уполномоченные должностные лица выполняют свои властные функции. Мы предполагаем, что это должно основываться на информированности, ответственности всех участников властных отношений. Ответственность публичной власти непосредственно связана с ее эффективностью. В демократическом обществе одно невозможно без другого: эффективная власть есть власть, отвечающая перед обществом за свою деятельность, а ответственная власть стремится к большей эффективности в силу того, что отвечает перед народом. Исходя из концепции публичности власти, именно фактор ее открытости и официальности должен, с одной стороны, дисциплинировать власть, а с другой - позволять гражданам, осведомленным о характере ее функционирования, осмысленно реализовывать свое избирательное право в периоды выборов.[10]

В результате исследования и на основании существенных признаков Заменский Д.Ю. «публичную власть» понимает, как «способность публичного субъекта на законных основаниях выражать и реализовывать интересы общества в различных его проявлениях и видах на определенной территории, оказывая воздействие в реализации основных вопросов жизнедеятельности на основе открытости общественным суждениям. Он считает, что данное определение раскрывает существо исследуемого правового явления. Однако для четкого и всестороннего осмысления, а также для дальнейшего механизма осуществления публичной власти целесообразно предложить законодателю отразить это понятие в каком-либо нормативно-правовом акте: можно закрепить его в категориальный аппарат законов или национальной конституции, как это имеет место в некоторых зарубежных странах. Но реальнее всего раскрывать публичную власть следует через правовое регулирование деятельности ее органов».[11]

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


2.1. Виды публичной власти

Чиркин В.Е. , рассуждая о видах публичной власти пишет, «что в настоящее время ситуация в мире и внутри многих государств кардинально изменилась. Приблизительно в двух ста государствах мира существует, множество субъектов федераций, территориальных автономных образований, муниципальных образований, других территориальных формирований. Так же публично-правовые образования имеют свои предметы ведения (вопросы местного значения в муниципальных образованиях, автономного значения в территориальных автономиях, свои вопросы на уровне субъекта федерации, государственного значения для государства), полномочия. Они создают (в том числе путем выборов гражданами) свои органы (например, законодательные собрания в субъектах РФ, парламент в Шотландии, Президент Татарстана, Правительство Нижегородской области, советы и мэры в муниципальных образованиях Франции и др.). В Российской Федерации существуют также особые публично-правовые родовые образования многих коренных малочисленных народов. В соответствии с законодательством РФ они имеют свои полномочия.

В пределах своей компетенции органы всех названных выше публично-правовых образований издают нормативные акты, подлежащие исполнению на их территории. В них проводятся референдумы по вопросам, относящимся к предметам ведения таких образований, действуют другие институты непосредственной демократии. От имени публично-правовых образований издаются местные правовые акты. Находящиеся в составе государства, на государственной территории публично-правовые образования осуществляют собственную власть на своей территории, но в пределах предметов ведения и полномочий, установленных конституцией и законами государства.[12] Отрицать этот факт невозможно.

Термин "публичная власть" в современных условиях - общий для социальной власти во всех территориальных публично-правовых образованиях, включая государство, но они - разные (публичная власть субъекта федерации иная по своим полномочиям, чем власть муниципального образования), а государственная власть не может сравниваться с другими видами публичной власти. Из сказанного выше следует, что при обобщениях можно выделить пять видов публичной власти народа:

1) суверенную государственную власть, а также четыре вида несуверенной публичной власти