Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Общая характеристика менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 484

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время трудно представить более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, который оказывает значительное влияние на эффективность производства и качество обслуживания населения.

Специалисты в области управления сходятся во мнении, что руководство основывается на собственных концепциях и является неотъемлемой частью различных систем общества, а именно: в первую очередь, экономических, далее политических, технологических, социальных и этических. Отсюда можно выделить следствие, что управление имеет серьёзный научно-методический фундамент.

В современных рыночных условиях невозможно представить экономику без предпринимательства. В любые, как хорошие, так и плохие времена, а особенно неопределённые и беспокойные, различные нововведения помогают компаниям оставаться конкурентоспособными. Некоторые организации даже начинают рассматривать корпоративное предпринимательство как способ борьбы с летаргией и бюрократией, которые сопровождают рост компаний.

Актуальность проблемы исследования. Данная тема представляет интерес по причине того, что в настоящий момент в рыночной экономике существует большое количество организаций и огромных корпораций, эффективность работы которых зависит от правильной управленческой деятельности, что побуждает более подробно рассмотреть тему менеджмента и предпринимательства во всех её аспектах.

Цель исследования: анализ понятий менеджмент и предпринимательство, определение их сходств и различий.

Объект исследования: предпринимательство и менеджмент.

Предмет исследования: совокупность инструментов, которые позволяют проводить эффективную управленческую деятельность.

В связи с поставленной целью, необходимо было решить следующие задачи:

  1. Изучить понятие менеджмента;
  2. Рассмотреть функции и виды менеджмента;
  3. Исследовать природу предпринимательства и определить его роль для экономики и общества в целом;
  4. Определить основные сходства и различия менеджера и предпринимателя;

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, где были использованы достоверные и надёжные источники, взятые из архивов различных высших учебных заведений как российских, так и зарубежных, переведённых с английского. Также литература была взята из публикаций разного рода серьёзных издательств.


1. МЕНЕДЖМЕНТ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

1.1 Общая характеристика менеджмента

Эффективное функционирование любого современного предприятия зависит от множества факторов, в том числе от трудовых ресурсов. Несмотря на то, что промышленность знает много способов замены человеческого труда, человек по-прежнему остаётся самым решающим экономическим ресурсом.

Управление организациями в современных экономических условиях, а именно в условиях рыночной экономики, значительно осложнилось. Возникают новые цели, функции и внедряются новые экономические механизмы управления. Все возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного менеджмента.

Понятие «менеджмент» стало довольно привычным явлением в повседневной жизни. Русское слово «управление» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, однако, их реальное значение весьма различно, так как «менеджмент» – одна из форм управления социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры. Причём экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования.

Таким образом, термин «менеджмент» употребляется применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других целей используются иные термины[1].

Кроме данной трактовки понятия менеджмента, есть ряд других:

– менеджмент определяется как интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации мотиваций, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям[2];

– под менеджментом понимается управление некоторой самостоятельной сферой хозяйственной деятельности. Так, в настоящее время широкое распространение получил кадровый менеджмент, то есть совокупность видов деятельности, связанных с управлением, повышением квалификации, решением социальных проблем и т.п.;


– менеджмент, представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта в области управления, имеющих междисциплинарный характер. Здесь используются данные экономики, психологии, социологии, педагогики, организации, права и сформулированные ими законы[3].

С развитием общества возникла объективная необходимость управления другими сферами деятельности человека. В настоящее время можно выделить следующие виды управления:

– техническое управление – управление технологическими процессами, движением технических средств (самолётов, автомобилей и т.д.);

– идеологическое управление – целенаправленное воздействие на общество для упорядочения, сохранения, совершенствования и развития его определённой качественной специфики. На практике наблюдаются два типа социального управления: стихийный и сознательный;

– государственное управление – управление социально-экономической жизнью общества через различные институты (правовая система, министерства, ведомства и т.п.);

– муниципальное управление – составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления на муниципальное образование и взаимодействие его с субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалитета;

– хозяйственное управление – управление производственной и экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций, функционирующих в рыночных условиях.

Как уже отмечалось ранее, понятие «управление» значительно шире, чем понятие «менеджмент», но применительно к организации.

На основе вышеизложенного можно сформулировать следующие определения понятия «теория менеджмента»[4]:

– наука, которая изучает и исследует процессы и систему управления в организациях;

– наука, изучающая закономерности, принципы, формы, методы, приёмы и средства управления в организациях.

В последние годы в менеджменте широко используются социология и психология управления, социология организации и др. Если специальные науки изучают отдельные этапы процесса управления: планирования, организации, управления персоналом, маркетинг и др., то теория менеджмента изучает управление как целостное явление (систему и процесс).

Теория искусства управления опирается не только на универсальные принципы и закономерности или на общие правила управления, она базируется на прошлом опыте и эмпирических обобщениях, на интуиции, на таланте управленцев.


Любая теория имеет свой объект и предмет исследования. Объектом изучения теории менеджмента является система и процесс управления организацией, предметом же являются отношения управления, закономерности, принципы и методы, присущие не отдельным функциям или сторонам управления организацией, а менеджменту, рассматриваемому как целостное, комплексное социальное явление[5].

Отношения управления возникли исторически как результат развития производительных сил. В настоящее время они являются той активной составляющей производственных отношений, с помощью которой они оказывают обратное воздействие на развитие производительных сил через сознательную управленческую деятельность.

Подводя итог, следует отметить, что менеджер в современном понимании – руководитель или управляющий, который занимает постоянную должность в организации, наделен кругом полномочий по принятию решений и выполняет ряд функций, связанных с планированием, организацией, мотивацией и контролем.

1.2 Функции и виды менеджмента

Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

Процесс управления менеджмента имеет четыре функции, которые тесно взаимосвязаны между собой, а именно: планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование – это система целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Ни одна организация не способна обходиться без планирования, потому что компании необходимо принимать управленческие решения в сфере: распределения ресурсов, координации деятельности между отдельными подразделениями, координации с рынком, создания эффективной внутренней структуры, контроля за деятельностью и развития организации в будущем.

Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании будет выбор целей организации. Основная общая цель организации – чётко выраженная причина её существования – обозначается как её миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Миссия же детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Чтобы выбрать соответствующую миссию, руководство должно ответить на два вопроса: «Кто наши клиенты?» и «Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?». Клиентом в данном контексте будет любой, кто использует результаты деятельности организации. Клиентами некоммерческой организации будут те, кто использует её услуги и обеспечивает её ресурсами[6].


Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определённых ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик:

- цели должны быть конкретными и измеримыми;

- конкретный горизонт прогнозирования;

- цель должна быть достижимой;

- чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими.

В результате получится дерево целей, которое лежит в основе всего процесса планирования[7].

Организовать – это процесс создания структуры предприятия, которая даёт возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей. Чтобы планы были реализованы, руководство должно найти эффективный способ сочетания планов с оптимальным результатом.

Организация как процесс имеет вид функции по координации различных задач. Выделено два основных аспекта организации: деление организации на подразделения соответственно целям и стратегиям и делегирование полномочий.

Делегирование, как понятие, используемое в теории менеджмента, обозначает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя всю ответственность за их выполнение. Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи – организация должна предоставить ему требуемые ресурсы. Руководство осуществляет это путём делегирования полномочий вместе с обязанностями[8].

Делегирование не всегда бывает эффективным, например, в том случае, если руководство не придерживается принципа соответствия, согласно которому объём полномочий должен соответствовать делегированной ответственности.

Организационная структура – это логически построенные взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений.

В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции организационная структура – это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которого происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.

Иерархия управления – инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объём и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень – тем больше простота решений, оперативных видов деятельности[9].