Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Общая характеристика менеджмента).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 783
Скачиваний: 3
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная компания, а также когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Когда выбор сделан, руководитель имеет возможность реализовать свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Однако, чтобы понять смысл теории содержательной и процессуальной мотивации, нужно для начала понять смысл базовых понятий: потребности и вознаграждения.
Потребности – это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности в нас заложены генетически, а вторичные мотивом к действию.
Потребности невозможно никаким доступным образом измерять или наблюдать. Об их существовании возможно судить лишь по поведению человека. Потребности служат мотивом к действию[10].
Потребности реально удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение – это термин, обозначающий то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (например, денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство успеха при достижении цели), получаемые посредством самой работы.
Согласно теории Маслоу пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха и самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминант определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жёсткой и строгой[11].
В рамках теории справедливости предполагается, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и в дальнейшем сравнивают его с тем, что, по их мнению, получили остальные работники за схожую работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к психологическому напряжению. Если рассматривать ситуацию в целом, то в случае, если человек считает свою выполненную работу недооценённой, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Если же он считает свой труд переоценённым, то он, наоборот, оставит объём затрачиваемых усилий на том же уровне или же увеличит его.
Получившая широкую поддержку модель Портера – Лоулера основывается на том, что мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Согласно модели Портера – Лоулера результативность труда продолжает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как считают сторонники теории человеческих отношений[12].
Контроль – это процесс, который обеспечивает достижение целей организации. Данный процесс крайне необходим для обнаружения и решения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьёзными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.
Первый этап процесса контроля – это установка стандартов, т.е. конкретных, поддающихся измерению целей, которые обладают временными границами. Управление требует стандарты в виде показателей результативности объекта управления для всех его решающих обязанностей, определяющихся при планировании.
Второй этап подразумевает сравнение показателей функционирования с заданными стандартами и определение масштаба допустимых отклонений. В соответствии с принципом исключения, только существенные отклонения от заданных стандартов должны вызывать срабатывание системы контроля, иначе она станет неэкономической и неустойчивой.
Заключающий этап включает в себя измерение результатов и, соответственно, является самым дорогостоящим. Когда менеджер сравнивает полученные результаты с заданными стандартами, он получает возможность определить, какие действия требуется предпринять.
Контроль может считаться эффективным в случае, если он имеет стратегический характер, а также имеет цель – достижение конкретных результатов, а ещё при этом своевременен, гибок, прост и экономичен.
Когда компании реализовывают свой бизнес за рубежом, функция контроля обретает дополнительную степень сложности.
Контроль на международном масштабе является особенно трудным делом из-за большого числа различных областей деятельности и коммуникационных барьеров. Результативность контроля можно улучшить, если периодически проводить встречи ответственных руководителей в штаб-квартире организации за границей. Особенно важно не возлагать на иностранных управляющих ответственность за решение тех проблем, которые от них не зависят[13].
Менеджмент пронизывает всю организацию, затрагивает практически все сферы её деятельности. Но, стоит отметить, что при всём широком спектре взаимодействия менеджмента и организации можно достаточно чётко определить границы деятельности, составляющей содержание менеджмента, а впоследствии выделить имеющиеся виды, а именно:
- Производственный менеджмент – комплексная система обеспечения конкурентоспособности реализуемого товара на конкурентном рынке. Данная система включает в себя вопросы построения производственных и организационных структур, выбора организационно-правовой формы управления производством, сбыта и фирменного обслуживания товара в соответствии с предшествующими стадиями жизненного цикла.
- Финансовый менеджмент – это управление операциями в сфере денежного обращения, на рынках инвестиций, ценных бумаг и валюты для поддержания нужного баланса между активами и пассивами, доходами и расходами, рентабельностью и риском предприятия[14].
- Инновационный менеджмент – комплексная система управления инвестициями, вкладываемыми собственниками в развитие всех видов инноваций. В неё входит построение организационных структур, выбор направлений инноваций, оптимизацию инвестиций, а также различные аспекты управления персоналом.
Кроме изложенных видов специального менеджмента в данное время находятся в разработке другие виды: менеджмент социальной сферы, банковский менеджмент, налоговый менеджмент, организационный менеджмент, международный менеджмент, кадровый и др.[15]
Обобщив весь материал, можно прийти к выводу, что использование классификации типов менеджмента, с одной стороны, предшествует анализу и выделению факторов, важных для классификации, а с обратной стороны, строится на различных сочетаниях этих факторов для различных типов менеджмента. Всё это позволяет сделать оценку возможности как теоретического, так и практического развития определённого типа менеджмента за счёт развития конкретных факторов, базирующихся на нём.
2. МЕНЕДЖЕР И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ
2.1 Природа и роль предпринимательства
На сегодняшний день существует несколько подходов к понятию «предпринимательство». По мнению американских учёных предпринимательство – это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов[16]. Предпринимательство – рискованное дело, которое осуществляется гражданами (или объединениями граждан) добровольно на свой риск и ответственность. Зачастую работа предпринимателя ассоциируется со стремлением придумать что-то новое и реализовать в дальнейшем или же улучшить уже что-то имеющееся.
По мнению М.Г. Лапусты, предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещённых законодательством), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах, работах, услугах и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами[17].
Предпринимательство как явление обозначает совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и др.), которые связаны с организацией предпринимателями своего дела, производством товара и получением желаемого результата, которое выражается в прибыли.
Уже с начала 1990 - х годов в крупном бизнесе получило свое развитие новое направление менеджмента - GR-менеджмент (от англ. «Government relations» - «взаимоотношения с властями»). Джиар-менеджер должен быть в достаточной степени знаком с бюрократической культурой и процедурой принятия властных решений (формальной и неформальной), для того чтобы обеспечивать руководство нужными контактами или контактировать самостоятельно с чиновниками на различных уровнях. Он должен эффективно взаимодействовать с отраслевыми и предпринимательскими организациями, чтобы проводить через них интересы своей компании. Наконец, он должен выступать своеобразным «барометром», который заранее просигнализирует руководству о том, что над компанией или отраслью сгущаются административные, правоохранительные или законодательные «тучи». Но главная его компетенция -- умение представить чиновникам интерес собственной компании в контексте интересов общественных и адекватно прореагировать на GR-угрозы извне[18].
К примеру, можно считать качественной джиар-кампанией действия подразделения IKEA в России, которое при открытии своих магазинов «МЕГА» в большинстве регионов сталкивалось с отрицательным воздействием со стороны местных властей, но при всём этом тактично переводило решение проблемы на межгосударственный уровень.
Если рассматривать предпринимательство как процесс, а не как явление, то следует отметить, что оно в первую очередь олицетворяет собой «цепочку» целенаправленных действий предпринимателей, начиная с момента возникновения предпринимательской идеи и заканчивая воплощением её в конкретный предпринимательский проект. Предпринимательство – это процесс создания совершенно новых товаров и услуг, которые потребителя считают достаточно ценными для себя; процесс удовлетворения человеческих потребностей, постоянно растущих изо дня в день; процесс, осуществляемый на основе постоянного комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения максимально наилучшего результата.
На сегодняшний день в нашей экономике малому и среднему бизнесу отводится достаточно ответственная роль. Опыт ведущих стран мира доказывает тот факт, что, оказывая поддержку данному сектору экономики, государство получает возможность способствовать укреплению среднего класса общества, росту уровня жизни людей и ликвидации неравенства в стране.
В нынешнее состояние Россия остаётся одним из проблемных государств в мире, если рассматривать ситуацию с точки зрения экономической свободы, что оценивается на основе: уровня защиты прав собственности, налоговой нагрузки, вмешательства государства в экономику, развитости рыночных структур, конкуренции и др. Преобладание в экономике крупного бизнеса – преимущественно монополистических и олигополистических структур – препятствует развитию конкуренции, являющейся основной движущей сил технического прогресса в условиях рыночной экономики.
С началом рыночных преобразований в нашей стране гражданам было предложено самостоятельно адаптироваться к новым условиям. В итоге социальная цена, которую пришлось заплатить за осуществление экономических реформ, оказалось неоправданно высокой. Больше десятилетия в России наблюдается депопуляция населения, средняя продолжительность жизни снизилась на четыре года, а смертность среди людей трудоспособного возраста выросла в два раза. Одновременно произошла резкая поляризация общества на богатых и бедных[19]. Это показывает тот факт, что предпринимательство несёт в себе не только общеэкономическую функцию, но и социальную, заключающуюся в создании новых рабочих мест, повышающую уровень жизни, создании условий для развития гражданского общества и т.д.
Таким образом, основной задачей предпринимательства является решение вопроса, как при неограниченных потребностях эффективнее использовать ограниченные ресурсы для достижения наибольшей прибыли; как сократить издержки производства и обеспечить необходимый выпуск продукции для обеспечения рентабельности предприятия.