Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель (Общая характеристика менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 777

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущность предпринимательства заключается в особом типе хозяйствования, основывающимся на инновационном поведении собственников предприятия, на способности находить и использовать идеи, а также реализовывать их в конкретные предпринимательские проекты.

2.2 Основные сходства и различия менеджера и предпринимателя

В российских условиях понятия «менеджмент» и «предпринимательство» стали широко употребляться в конце 80-х – начале 90-х гг. в связи с начавшейся перестройкой в стране. Переход от административно-командной системы управления к рыночной потребовал изменений, как в социально-политической жизни общества, так и во всей экономической сфере[20].

У менеджера и предпринимателя достаточно много общего и, в первую очередь, это общий интерес в успехе предприятия, сходство взглядов на способы его достижения. Это сходство на мелких предприятиях часто приводит к тому, что предприниматель сам выполняет задачи менеджера. Однако, не исключено, что существуют ситуации, когда предприниматель не доволен чрезмерной щепетильностью менеджера в соблюдении определённых норм, это приводит впоследствии к тому, что предприниматель способен подтолкнуть менеджера к ряду нарушений ради получения максимальной прибыли. Объединяет их и тот момент, что оба они руководят коллективом в условиях рыночной экономики. Роль менеджера заключается в обеспечении процесса развития предприятия, который основывается на анализе возможных направлений развития, их выявлении и разрешении противоречий, возникающих в процессе производственной деятельности и в системе общественных отношений. Условиями эффективного менеджмента являются результативность и качество внешних связей, развитость коммуникационной системы, а также благоприятный социально-психологический климат[21].

Общие черты предпринимателя и менеджера выражаются и в предпринимательском поведении менеджера: в целях и путях их достижения, системе стимулирования, используемой информации, стиле, методах управления и др. Целью истинного предпринимательского поведения менеджера является не просто получение текущей прибыли, а оптимизация потенциала прибыльности, т.е. обеспечение получения прибыли в течение достаточно длительного периода времени.


Как и всякая другая деятельность, предпринимательская деятельность менеджера опирается на определённую систему информации. В соответствие со своими целями и путями их достижения предприниматель-менеджер использует гибкие и изменяющиеся организационные структуры и формы управления. Гибкость обеспечивается сочетанием специализации и интеграции вертикальных и горизонтальных связей в системе управления.

Любой предприниматель одновременно, так или иначе, является и менеджером. Для него характерно профессиональное знание сферы и наличие конкретных знаний в области теории и практики управления и производственно-сбытовой и маркетинговой деятельностью.

Свои функции, права и обязанности предприниматель реализует непосредственно или с помощью менеджеров, которые занимают соответствующие должности и имеют подчиненных им сотрудников, специалистов. Менеджер может руководить ими или как администратор (бюрократически), или демократически. В любом случае менеджер управляет порученным ему делом в рамках договорных отношений с владельцем бизнеса[22].

Итак, с полным правом назвать предпринимателя менеджером, а менеджера - предпринимателем можно только тогда, когда речь идет о единоличном владельце предприятия, который сам им управляет и имеет наемных работников. В современных условиях такая ситуация достаточно редка и встречается в основном в малом бизнесе. Мир XXI века - это мир менеджеров и исполнителей, а не мир предпринимателей[23].

Менеджер как предприниматель должен обладать целым рядом различных качеств. Но самое главное – менеджер должен обладать умением руководить, организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач[24].

Предприниматель, если рассматривать его как собственника, выполняет свои функции самостоятельно. Когда начинают возрастать масштабы производства, компания расширяется, открывая свои дочерние компании и выходя за рубеж. В таком случае собственного труда предпринимателя недостаточно. Каждая из функциональных областей предприятия (снабжение, производство, сбыт и т.д.) становится самостоятельным направлением. Происходит деление функций на производственные и управленческие, что требует профессионального управляющего. Вот здесь на рынке и появляется профессиональный менеджер.


Итак, предприниматель и менеджер – это близкие понятия, но не одно и то же. Термин «менеджер» имеет достаточно широкое распространение и употребляется применительно: к руководителю организации в целом или её подразделений (управлений, отделений, отделов); к организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп; к руководителю по отношению к подчинённым, к администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами[25].

Менеджмент выполняет функцию предпринимателя, направляя все виды ресурсов туда, где они дадут наибольший результат. При выполнении этой функции менеджмент сталкивается с проблемами: как сделать работу продуктивной и работникам обеспечить возможность реализации личных достижений. Он несет ответственность за влияние организации на внешнюю среду и достижение тех результатов, ради которых создана организация.

По правовому статусу менеджер и предприниматель олицетворяют собой разные субъекты бизнеса, которые обладают разными деловыми интересами. Учредители фирм реализуют свои интересы, осуществляя предпринимательскую деятельность, наёмные менеджеры – продавая свою рабочую силу.

Основные различия:

- стратегическая ориентация. Предприниматель ориентирован на поиск новых возможностей при быстрой смене технологии, изменении спроса, социальных предпочтений и т.п.; менеджер - на выполнение плана и подсчет эффективности использования ресурсов;

- осуществление замысла. Предприниматель действует быстро, рискует, не держится за идею, не доказавшую свою жизнеспособность в сжатые сроки; менеджер, как правило, неохотно берется за новое дело;

- использование ресурсов. Предприниматель вводит новые ресурсы, как правило, поэтапно; менеджер получает фонды под работу подразделения в целом;

- форма привлечения ресурсов. Предприниматель широко пользуется арендой и другими формами временного привлечения ресурсов; менеджер заинтересован в накопительстве, избегает аренды;

- организационная структура. Предприниматель предпочитает горизонтальную организационную структуру, которая держится на неформальных связях; менеджер - сложившуюся организационную структуру иерархического характера с соблюдением четкого распределения полномочий и ответственности[26].

Менеджер и предприниматель занимают разные позиции в рыночной экономике и имеют разные цели. Менеджер находится в организации, всё его внимание сосредоточено на том, чтобы производство товаров и услуг, ради чего и была создана фирма, чётко функционировало. Предприниматель внимательно следит за сферой потребления и его главная задача заключается в том, чтобы вовремя зафиксировать дисбаланс между спросом и предложением, вовремя заметить появление у людей новых потребностей и предложить, а иногда и навязать, новые стандарты потребления. Всё это является основополагающим для предпринимательских идей, которые учредитель в виде мотивов передаёт в организацию, чтобы менеджеры их реализовали. Роли предпринимателя и менеджера являются полярными - менеджер стабилизирует деятельность, а предприниматель ее разрушает, в результате чего происходит непрерывное обновление производства и расширяются возможности потребления.


Менеджмент позволяет принимать грамотные управленческие решения. Как получать прибыль в условиях конкурентной борьбы, как удержаться от банкротства, что надо сделать для укрепления позиций компании на рынке – эти и множество других вопросов периодически возникают перед руководителями. Для ответа на них требуются современные знания, и менеджмент как наука помогает их сформировать.

Таким образом, менеджера принято называть именно наёмным работником, который занимает должность в данной организации, но не обладает правом собственности на неё, в отличие от предпринимателя. Один рискует своей должность, другой – собственным капиталом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение проведённого исследования следует сделать вывод, что массовый характер профессии менеджмента и его высокая значимость побуждают к уточнению и систематизации представлений о том, каким должен быть профессиональный менеджер. В наше время понятия «менеджер» и «предприниматель» широко используют как в обыденной практике, так и в учебной литературе. Такая тонкая грань между этими понятиями вносит неясность и путаницу в определение функций и основных обязанностей этих лиц, поэтому необходимо было выяснить «кто есть кто».

В контексте данной курсовой работы следует отметить, что современные тенденции развития управления рождают новые требования к менеджеру. Каждая организация представляет собой уникальную систему индивидов, целей и задач. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Существует много примеров того, как руководитель, возгласив отстающий коллектив и правильно подобрав стиль руководства, преобразовывает ситуацию, пробуждает творческие силы и энергию сотрудников.

Как было изложено в предыдущих главах, понятия «менеджер» и «предприниматель» не одно и то же. Предприниматель как собственник выполняет свои функции самостоятельно, своим личным трудом создаёт новые продукты или же услуги, принимает решения относительно развития своего дела, реализует продукцию и, соответственно, присваивает результаты собственного труда. Менеджер же незаменим при возрастании масштабов производства, где каждая из функциональных областей работы предприятия становится самостоятельным направлением.

Понятие «менеджмент» трактуется довольно широко, поэтому любое определение будет недостаточно полным. С некоторой степенью приближения можно сказать, что менеджер – это человек планирующий организацию, мотивацию и контроль производства для максимального быстрого достижения целей. И предприниматель, и менеджер не только создают планы, но и организуют их выполнение путём формирования структур, процессов и методов, с помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда каждого отдельного работника, подразделения и организации в целом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Базылев И.В. Вопросы карьерного роста персонала на малом предприятии / И.В. Базылев // Менеджмент в России и за рубежом, 2007 г. - №2. – 132-134 с.

Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001 г. – 320 с.

  1. Балашов А.П. Теория менеджмента: Учебное пособие – М.: Вузовский учебник, 2014 г. – 352 с.
  2. Бреддик У. Менеджмент в организации: Учебное пособие для вузов. – М.: Инфа-М, 2009 г. – 720 с.

Веснин В.Р. «Основы менеджмента». Курс лекций для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., доп. и спр. М.: ООО «Т.Д. “Элит-2000”», 2003 г. – 560 с.

  1. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005 г. – 174 с.

Герчикова И.Н., Менеджмент: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г. – 512 с.

Глухов В.В. Менеджмент: учебник для вузов / В.В.Глухов. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2007 г. – 600 с.

Гордин В.Э. Менеджмент в сфере услуг: учебник / В.Э. Гордин, М.Д. Сущинская. – Санкт-Петербург: Бизнес-пресса, 2007 г. – 267 с.

Костюкова О., Денисов Д. Поддать джиару // Бизнес-журнал. – 2008 г. – №11. – 46 с.

  1. Кравченко А.И. История менеджмента. Учеб. пособие для студентов ВУЗов. М.: 2004 г. – 301 с.
  2. Кузьмин И.А. Психотехнология и эффективный менеджмент. – М.: Россмен, 2009 г. – 491 с.

Кукушкина В.В. Введение в специальность. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2012 г. – 252 с.

Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008 г. – 608 с.

Мамонтов Ю.П. Основные тенденции развития мировой и отечественной аквакультуры / Ю.П. Мамонтов // Ресурсосберегающие технологии в аквакультуре: Второй междунар. Симпозиум. Россия. Адлер. 4-5 с.

Мацута В.Д. Менеджмент качества как одно из условий успешного бизнеса / В.Д. Мацута // Методы менеджмента качества. – 2007 г. - №1. – 52-55 с.

Менеджмент учебное пособие для вузов / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – Москва: Юниты, 2007 г. – 254 с.

Одинцов А.А. Менеджмент организации: введение в специальность: учебное пособие / А.А. Одинцов. – Москва: Академия, 2007 г. – 238 с.

Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: Пер. с англ. – М.: «БИНОМ», «Лаборатория Базовых Знаний», 1997 г. – 800 с.

  1. Пономарёв М. Менеджмент персонала. Оценка управленческих кадров организации: цели и методы / М. Пономарёв // Консультант директора. – 2006 г. - №15. – 22-27 с.
  2. Румянцева З.П., Соломатин Н.А., Акабердин и др. «Менеджмент организации». Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2002 г. – 430 с.
  3. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008 г. – 556 с.
  4. Яковлев А. Российская корпорация и региональные власти: модели взаимоотношений и их эволюция // Вопросы экономики. – 2007 г. - №1. – 124 с.