ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2019

Просмотров: 714

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
    1. Классификация по характеру спроса

В зависимости от характера спроса маркетинг бывает:

  • Конверсионный — превращающий негативный, отрицательный спрос в позитивный путём совершенствования продукта, снижения цены и более эффективного его продвижения (майонез);

  • Креативный (развивающий) — превращающий потенциальный спрос в реальный (беспроводной интернет);

  • Стимулирующий — повышающий спрос, когда он находится на низком уровне или отсутствует;

  • Ремаркетинг — восстановление падающего спроса с помощью проникновения на новые рынки, изменения свойств товаров, ориентированных на новые потребности покупателей (пылесос с функцией очистки воздуха от аллергенов);

  • Синхромаркетинг — при наличии сезонных, ежедневных, часовых колебаний сглаживание спроса с помощью гибких цен, перехода на другие сегменты рынка (бизнес-ланч в ресторанах и кафе, «счастливые часы»);

  • Поддерживающий — обеспечивающий сохранение оптимального спроса с учётом изменений предпочтений потребителей и конкурентной среды на рынке (стиральный порошок с различными добавками);

  • Демаркетинг — понижающий излишне высокий спрос (временное прекращение рекламы);

  • Противодействующий — ликвидирующий спрос на товары, носящие антисоциальный характер (наркотики).


Тема: Маркетинговая среда

Маркетинговая среда — совокупность действующих за пределами компании и внутри неё субъектов и сил, которые влияют на развитие и поддержание службой маркетинга выгодных взаимоотношений с целевыми клиентами. Среда маркетинга состоит из двух частей — внешней и внутренней.

  1. Макровнешняя среда

Макровнешняя среда (среда косвенного воздействия) — совокупность общественных и природных факторов, неподвластных активному воздействию со стороны отдельной фирмы. Тем не менее, фирма пытается следить за неконтролируемыми факторами и оценивать возможности и угрозы, которые они представляют для нее. Это позволяет адаптироваться, то есть произвести изменения в плане маркетинга, которые позволяют предприятию приспособиться к макровнешней среде.

Основные элементы внешней макросреды маркетинга составляют следующие факторы (PESTE-анализ):

  • Политические — законодательное регулирование предпринимательской деятельности, политическая стабильность, содержание правительственных программ и программ ведущих партий;

  • Правовые — характеризуют законодательную систему, включая нормативные документы по защите окружающей среды, стандарты в области производства и потребления продукции, законодательные акты, направленные на защиту прав потребителей;

  • Экономические — определены темпами экономического роста и объёмами производства и торговли соответствующих регионов, уровнем и распределением текущих доходов, расходов и сбережений населения, кредитными возможностями;

  • Социальные — характеризуются положением отдельных социальных слоёв общества, уровнем социальной стабильности, характером социальных конфликтов;

  • Демографические — характеризуют численность населения и его половозрастной состав, плотность размещения, уровень и динамику рождаемости и смертности, миграцию, соотношение городского и сельского населения;

  • Культурные — определяются уровнем образования, отношением к природе, обществу и самим себе, образом жизни;

  • Научно-технические — формируются условиями развития НТП: объёмами государственных и частных капиталовложений в развитие науки и техники, количеством учёных и объёмом запатентованных ими изобретений, оснащённостью научно-технических лабораторий;

  • Экологические — характеризуют наличие природных ресурсов и состояние окружающей среды.

  1. Микровнешняя среда

Микровнешняя среда (среда прямого воздействия) – группы фирм, организаций или отдельных лиц, которые имеют непосредственные связи или прямое отношение к обеспечению успешного бизнеса и маркетинговой работы фирмы. Микровнешняя среда также испытывает непосредственное воздействие со стороны организации. Она включает:

  • Потребителей (не путать с покупателями). Различают 6 типов потребительских рынков:

  • Индивидуальных и семейных потребителей, покупающих товары для личного потребления;

  • Производителей, приобретающих товары для дальнейшей переработки или использования их в своём производственном процессе;

  • Посредников;

  • Учреждений (школы, больницы, детские сады);

  • Государственных учреждений (организаций, покупающих товары и услуги с целью предоставления коммунальных услуг или передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается);

  • Международный рынок, т.е. все покупатели из других стран, включая потребителей, производителей, посредников и госучреждения.


Каждому типу рынка соответствуют определённые характеристики, которые фирма должна внимательно изучать:

  • Конкурентов. Согласно концепции маркетинга, успеха добьётся та компания, которая создаст высшую потребительскую ценность и удовлетворит потребителя лучше, чем конкуренты. Поэтому маркетологам недостаточно просто адаптировать свои товары к нуждам конкретного рынка. Они должны добиться стратегического преимущества, позиционируя свои товары так, чтобы они казались более привлекательными, чем предложения конкурентов.

  • Маркетинговых посредников (фирмы, помогающие компании продвигать, продавать и распространять товары среди конечных потребителей). К ним относятся:

    • Торговые посредники (дистрибъюторы);

    • Компании по организации товародвижения, предоставляющие транспортные или складские услуги;

    • Агентства по оказанию маркетинговых услуг (занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламные агентства, консультационные компании и прочие, способствующие продвижению товаров фирмы на рынок);

    • Финансовые посредники (банки, кредитные и страховые компании, а также другие учреждения, которые помогают финансировать сделки или страховать от рисков, связанных с покупкой или продажей товаров).

  • Поставщиков (компании и частные лица, обеспечивающие компанию и её конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства товаров). Дефицит ресурсов, задержки их поставок и другие события могут негативно отразиться на объёмах производства и продаж, а в дальнейшем нанести ущерб компании в глазах потребителей. Также необходимо отслеживать уровень цен на основные компоненты производства с целью недопущения роста цены на производимый товар.

  • Контактные аудитории — организации, учреждения и социальные группы, которые не являются прямыми партнёрами по бизнесу, однако представляют интерес с точки зрения обеспечения предпринимательского успеха самой фирмы и способны оказать влияние на реализацию поставленных ею целей. В контактные аудитории входят:

    • Финансовые круги (банковские и кредитные организации, страховые, инвестиционные и брокерские компании);

    • Средства массовой информации;

    • Государственные учреждения (правительство, министерства и ведомства);

    • Общественные организации (политические партии, общества «зеленых», объединения в защиту прав потребителей);

    • Местные органы власти;

    • Широкая общественность, мнение которой формирует общественный имидж и престиж фирмы в целом.

  1. Внутренняя среда

Внутренняя среда — среда, существующая внутри предприятия и полностью им контролируемая. Ее составляют интересы руководителей, производственников, финансово-экономической службы, работников снабжения и сбыта и других подразделений предприятия. Все эти интересы должны быть объединены единой рыночной стратегией предприятия, выражающейся в реализации общих целей маркетинга.


Таким образом, управляющие маркетингом должны тесно сотрудничать с другими подразделениями предприятия, так как:

  • Финансовая служба занимается изысканием и использованием средств для поддержания плана проведения маркетинга;

  • Отдел исследований и разработок отвечает за создание безопасных и привлекательных товаров;

  • Служба материально-технического снабжения предоставляет необходимые материалы;

  • Производственный отдел отвечает за выпуск товаров необходимого качества и в нужном количестве;

  • Бухгалтерия ведёт учёт доходов и расходов, показывая маркетологам, насколько успешно они достигают поставленных целей.

Все подразделения предприятия принимают участие в разработке планов и деятельности службы маркетинга, поэтому они должны «мыслить как потребитель».


Тема: Анализ рыночной ситуации

  1. Исследование и анализ рынка

Под рынком в маркетинге понимается совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность в товарах определённой отрасли и имеющих возможность её удовлетворить.

    1. Виды рынка

    1. Изучение рынка

      1. Изучение требований рынка товаров — изучение требований покупателей к потребительским свойствам продукции, к соответствующему набору сопутствующих в продаже и потреблению товара услуг.

Для продавца и производителя данные запросы со стороны покупателя поступают в качестве составляющих конкурентоспособности.

      1. Комплексное исследование рынка проводится на основе изучения его ёмкости, а также характера и эластичности спроса.

Ёмкость рынка — объём реализуемых в течение года товаров в натуральном и стоимостном выражении.

— количество потребителей данного товара на данном рынке;

— количество данного или аналогичного товара, потребляемое одним человеком за год.

      1. Уровень и динамика цен — следующим этапом является отслеживание уровня и динамики цен и факторов, определяющих уровни цен.

      2. Изучение состава партнёров фирмы;

      3. Исследование маркетинговых методов работы конкурентов (товарная, ценовая, сбытовая и коммуникационная политика) и конкурентного окружения.

Конкуренция может быть:

  • Предметная — конкурируют аналогичные товары (например, автомобили разных марок);

  • Видовая — конкурируют товары одного вида (например, автобусы, троллейбусы и маршрутные такси);

  • Функциональная — конкурируют товары, выполняющие определённую функцию (например, перевозка пассажиров — самолёты, ж/д транспорт и автомобили).

Конкуренция бывает ценовая и не ценовая — как правило, через обеспечение качества, причём не только товара, но и управленческой и маркетинговой деятельности.

      1. Изучение форм торговли — арендные, биржевые, аукционные операции, методов торговли — через посредников или напрямую, видов коммерческих сделок — кредит, бартер, и методов стимулирования сбыта.

Основные вопросы при изучении рынка

      1. Что покупают на рынке — какой именно товар, с какими качественными характеристиками?

      2. Почему покупают — для удовлетворения каких потребностей?

      3. Кто именно покупает и основные запросы потребителей;

      4. Каким образом осуществляется покупка?

      5. Когда покупают (сезонность)?

  1. Изучение потребителей

При изучении потребностей ставятся следующие задачи:

  • Построение иерархической структуры потребностей;

  • Определение количественных значений потребностей и их динамики;

  • Изучение системы предпочтений потребителей относительно требований к ассортименту и качеству товаров;

  • Классификация и измерение потребительских свойств товаров и услуг;

  • Определение структуры удовлетворённых и неудовлетворённых потребностей.