ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.03.2019
Просмотров: 714
Скачиваний: 2
В зависимости от характера спроса маркетинг бывает:
-
Конверсионный — превращающий негативный, отрицательный спрос в позитивный путём совершенствования продукта, снижения цены и более эффективного его продвижения (майонез);
-
Креативный (развивающий) — превращающий потенциальный спрос в реальный (беспроводной интернет);
-
Стимулирующий — повышающий спрос, когда он находится на низком уровне или отсутствует;
-
Ремаркетинг — восстановление падающего спроса с помощью проникновения на новые рынки, изменения свойств товаров, ориентированных на новые потребности покупателей (пылесос с функцией очистки воздуха от аллергенов);
-
Синхромаркетинг — при наличии сезонных, ежедневных, часовых колебаний сглаживание спроса с помощью гибких цен, перехода на другие сегменты рынка (бизнес-ланч в ресторанах и кафе, «счастливые часы»);
-
Поддерживающий — обеспечивающий сохранение оптимального спроса с учётом изменений предпочтений потребителей и конкурентной среды на рынке (стиральный порошок с различными добавками);
-
Демаркетинг — понижающий излишне высокий спрос (временное прекращение рекламы);
-
Противодействующий — ликвидирующий спрос на товары, носящие антисоциальный характер (наркотики).
Маркетинговая среда — совокупность действующих за пределами компании и внутри неё субъектов и сил, которые влияют на развитие и поддержание службой маркетинга выгодных взаимоотношений с целевыми клиентами. Среда маркетинга состоит из двух частей — внешней и внутренней.
Макровнешняя среда (среда косвенного воздействия) — совокупность общественных и природных факторов, неподвластных активному воздействию со стороны отдельной фирмы. Тем не менее, фирма пытается следить за неконтролируемыми факторами и оценивать возможности и угрозы, которые они представляют для нее. Это позволяет адаптироваться, то есть произвести изменения в плане маркетинга, которые позволяют предприятию приспособиться к макровнешней среде.
Основные элементы внешней макросреды маркетинга составляют следующие факторы (PESTE-анализ):
-
Политические — законодательное регулирование предпринимательской деятельности, политическая стабильность, содержание правительственных программ и программ ведущих партий;
-
Правовые — характеризуют законодательную систему, включая нормативные документы по защите окружающей среды, стандарты в области производства и потребления продукции, законодательные акты, направленные на защиту прав потребителей;
-
Экономические — определены темпами экономического роста и объёмами производства и торговли соответствующих регионов, уровнем и распределением текущих доходов, расходов и сбережений населения, кредитными возможностями;
-
Социальные — характеризуются положением отдельных социальных слоёв общества, уровнем социальной стабильности, характером социальных конфликтов;
-
Демографические — характеризуют численность населения и его половозрастной состав, плотность размещения, уровень и динамику рождаемости и смертности, миграцию, соотношение городского и сельского населения;
-
Культурные — определяются уровнем образования, отношением к природе, обществу и самим себе, образом жизни;
-
Научно-технические — формируются условиями развития НТП: объёмами государственных и частных капиталовложений в развитие науки и техники, количеством учёных и объёмом запатентованных ими изобретений, оснащённостью научно-технических лабораторий;
-
Экологические — характеризуют наличие природных ресурсов и состояние окружающей среды.
Микровнешняя среда (среда прямого воздействия) – группы фирм, организаций или отдельных лиц, которые имеют непосредственные связи или прямое отношение к обеспечению успешного бизнеса и маркетинговой работы фирмы. Микровнешняя среда также испытывает непосредственное воздействие со стороны организации. Она включает:
-
Потребителей (не путать с покупателями). Различают 6 типов потребительских рынков:
-
Индивидуальных и семейных потребителей, покупающих товары для личного потребления;
-
Производителей, приобретающих товары для дальнейшей переработки или использования их в своём производственном процессе;
-
Посредников;
-
Учреждений (школы, больницы, детские сады);
-
Государственных учреждений (организаций, покупающих товары и услуги с целью предоставления коммунальных услуг или передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается);
-
Международный рынок, т.е. все покупатели из других стран, включая потребителей, производителей, посредников и госучреждения.
Каждому типу рынка соответствуют определённые характеристики, которые фирма должна внимательно изучать:
-
Конкурентов. Согласно концепции маркетинга, успеха добьётся та компания, которая создаст высшую потребительскую ценность и удовлетворит потребителя лучше, чем конкуренты. Поэтому маркетологам недостаточно просто адаптировать свои товары к нуждам конкретного рынка. Они должны добиться стратегического преимущества, позиционируя свои товары так, чтобы они казались более привлекательными, чем предложения конкурентов.
-
Маркетинговых посредников (фирмы, помогающие компании продвигать, продавать и распространять товары среди конечных потребителей). К ним относятся:
-
Торговые посредники (дистрибъюторы);
-
Компании по организации товародвижения, предоставляющие транспортные или складские услуги;
-
Агентства по оказанию маркетинговых услуг (занимающиеся маркетинговыми исследованиями, рекламные агентства, консультационные компании и прочие, способствующие продвижению товаров фирмы на рынок);
-
Финансовые посредники (банки, кредитные и страховые компании, а также другие учреждения, которые помогают финансировать сделки или страховать от рисков, связанных с покупкой или продажей товаров).
-
-
Поставщиков (компании и частные лица, обеспечивающие компанию и её конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства товаров). Дефицит ресурсов, задержки их поставок и другие события могут негативно отразиться на объёмах производства и продаж, а в дальнейшем нанести ущерб компании в глазах потребителей. Также необходимо отслеживать уровень цен на основные компоненты производства с целью недопущения роста цены на производимый товар.
-
Контактные аудитории — организации, учреждения и социальные группы, которые не являются прямыми партнёрами по бизнесу, однако представляют интерес с точки зрения обеспечения предпринимательского успеха самой фирмы и способны оказать влияние на реализацию поставленных ею целей. В контактные аудитории входят:
-
Финансовые круги (банковские и кредитные организации, страховые, инвестиционные и брокерские компании);
-
Средства массовой информации;
-
Государственные учреждения (правительство, министерства и ведомства);
-
Общественные организации (политические партии, общества «зеленых», объединения в защиту прав потребителей);
-
Местные органы власти;
-
Широкая общественность, мнение которой формирует общественный имидж и престиж фирмы в целом.
-
Внутренняя среда — среда, существующая внутри предприятия и полностью им контролируемая. Ее составляют интересы руководителей, производственников, финансово-экономической службы, работников снабжения и сбыта и других подразделений предприятия. Все эти интересы должны быть объединены единой рыночной стратегией предприятия, выражающейся в реализации общих целей маркетинга.
Таким образом, управляющие маркетингом должны тесно сотрудничать с другими подразделениями предприятия, так как:
-
Финансовая служба занимается изысканием и использованием средств для поддержания плана проведения маркетинга;
-
Отдел исследований и разработок отвечает за создание безопасных и привлекательных товаров;
-
Служба материально-технического снабжения предоставляет необходимые материалы;
-
Производственный отдел отвечает за выпуск товаров необходимого качества и в нужном количестве;
-
Бухгалтерия ведёт учёт доходов и расходов, показывая маркетологам, насколько успешно они достигают поставленных целей.
Все подразделения предприятия принимают участие в разработке планов и деятельности службы маркетинга, поэтому они должны «мыслить как потребитель».
Тема: Анализ рыночной ситуации
Под рынком в маркетинге понимается совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность в товарах определённой отрасли и имеющих возможность её удовлетворить.
Для продавца и производителя данные запросы со стороны покупателя поступают в качестве составляющих конкурентоспособности.
-
Комплексное исследование рынка проводится на основе изучения его ёмкости, а также характера и эластичности спроса.
Ёмкость рынка — объём реализуемых в течение года товаров в натуральном и стоимостном выражении.
— количество потребителей данного товара на данном рынке;
— количество данного или аналогичного товара, потребляемое одним человеком за год.
-
Уровень и динамика цен — следующим этапом является отслеживание уровня и динамики цен и факторов, определяющих уровни цен.
-
Изучение состава партнёров фирмы;
-
Исследование маркетинговых методов работы конкурентов (товарная, ценовая, сбытовая и коммуникационная политика) и конкурентного окружения.
Конкуренция может быть:
-
Предметная — конкурируют аналогичные товары (например, автомобили разных марок);
-
Видовая — конкурируют товары одного вида (например, автобусы, троллейбусы и маршрутные такси);
-
Функциональная — конкурируют товары, выполняющие определённую функцию (например, перевозка пассажиров — самолёты, ж/д транспорт и автомобили).
Конкуренция бывает ценовая и не ценовая — как правило, через обеспечение качества, причём не только товара, но и управленческой и маркетинговой деятельности.
-
Изучение форм торговли — арендные, биржевые, аукционные операции, методов торговли — через посредников или напрямую, видов коммерческих сделок — кредит, бартер, и методов стимулирования сбыта.
Основные вопросы при изучении рынка
-
Что покупают на рынке — какой именно товар, с какими качественными характеристиками?
-
Почему покупают — для удовлетворения каких потребностей?
-
Кто именно покупает и основные запросы потребителей;
-
Каким образом осуществляется покупка?
-
Когда покупают (сезонность)?
При изучении потребностей ставятся следующие задачи:
-
Построение иерархической структуры потребностей;
-
Определение количественных значений потребностей и их динамики;
-
Изучение системы предпочтений потребителей относительно требований к ассортименту и качеству товаров;
-
Классификация и измерение потребительских свойств товаров и услуг;
-
Определение структуры удовлетворённых и неудовлетворённых потребностей.