Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и значение внутренней и внешней среды предприятия
2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ
2.1 Направление анализа внутренней среды организации
2.2 Факторы внешней среды организации
3 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Теоретические аспекты проведения SWOT- анализа
Отношения с покупателями также важно. В истинно рыночной экономике покупатели, решая какую продукцию и услуги для них желательны и по какой цене, могут определяться для предприятия почти все, которые относятся к итогам ее работы. Тем самым важность удовлетворения покупателей оказывает на взаимодействие организации с поставщиками материалов и рабочих ресурсов. Изучение покупателей в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает товары предприятия.
Сопреники – это основной фактор, оказание воздействие которого нельзя оспаривать. Управление любой организации хорошо понимает, что если не удовлетворять нужды покупателей также эффективно, как это делают сопреники, то фирме долго не продержаться. В большинстве случаях не покуатели, а именно соперники определяют, какого рода итога деятельности, можно реализовать и какую цену можно просить. Важно понимать, что покупатели – не единственный уровень соперничества предприятия. Предприятия могут также вести конкурентную борьбу за рабочие ресурсы, материалы, капитал и право применять некоторы технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы как рабочие условия, трудовая оплата и характер отношений управленцев с подчиненными.
Государственное влияние проводятся через законодательство работа государственных органов. Законодательно урегулируются рабочие отношения между сотрудниками и работодателями, налоговые, таможенные отношения, трудовая охрана, условия производства некоторых типов товара, защита прав покупателей, экологическая нагрузка на окружающую среду.
Государственные органы по характеру исполняемых ими функций могут быть примерно поделены на регулирующие и контролирующие. При этом применяют различные способы и методы влияния на организации – выставление ставок налогов и квот, выдача лицензий, урегулирование уровня цен и тарифов, определение мест строительства объектов.
Влияние с профсоюзами происходит через подписывание договоров. Предприятие по сути дела, договаривается с поставщиком трудовой силы. Распространение профсоюзов — еще одно подтверждение важности принимать в расчет внешние параметры при решении всех внутренних вопросов. Причем в различных государствах взаимоотношения предприятиях и профсоюза видны по-разному.
Среда косвенного влияния. Многие из главных элементов внешней среды считаются общими для большинства организаций в определенный период времени. Главные факторы среды косвенного влияния представлены на рисунке 1.1
Социокультурные факторы
Политические факторы
Отношения с местными властями
технологии
Состояние экономики и экологии
Рис.1.1 – Основные факторы среды косвенного воздействия
Анализ экономических факторов дает возможность понять, как создаются и распределяются ресурсы. Оно предусматривает изучение таких характеристик, как величина ВНП, темп инфляции, степень безработицы, процентная ставка, трудовая производительность, нормы налогообложения, платежный баланс, накопительные нормы и т.п. при анализе экономических факторов важно обращать внимание на единый уровень экономического формирования, добываемые природные ресурсы, климат, тип и степень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности трудовой силы и величина заработной платы.
Экологические параметры имеют отдаленное воздействие на процесс принятия решений в руководстве. Беспокойство из-за охраны окружающей среды ведет за собой принятие крупных законодательных актов об очистке воздуха и воды, что может определять поведение предприятий.
Социально-культурные параметры всегда подвергаются динамике. Они постоянно меняются, так как люди хотят контролировать или приноровить к себе окружающую среду действительность согласно своими желаниями и нуждами. Социально-культурные условия оказывают влияние на решения управляющего. Так, они могут определять то, как покупатели примут продукцию, и какую продукцию они хотели бы взять. При изучении социально-культурных параметров анализируются меняющиеся общественные ценности, правила, отношения, ожидания и традиции, культурные ценности. Важно брать в учет, что в любой стране есть представления об этических способах ведения бизнеса, важных стандартах обслуживающих качеств.
Политические параметры могут определять единую политическую ситуацию в государстве, степень ее постоянства и предсказуемости. Большой уровень политического риска ведет к замедлению научно-технического обновления производства, старению структуры, понижению конкурентоспособности национальных фирм. Важно брать в учет такие движущие силы, как изменение общественно-политического строя, моменты религиозной нетерпимости и оживление национализма. Нельзя небрать в счет угрозу вооруженных конфликтов, быстрое уменьшение импорта или экспорта, введение эмбарго и самых разных торговых санкций, которые рассчитаны на экономическое подавление.
Технология считается одновременно внутренней переменной и внешним параметром большого значения. В роли внешнего фактора она показывает уровень научно-технического формирования, который влияет на организацию, к примеру, в сферах автоматизации, информатизации и др. Технологические нововведения оказывают влияние на эффективность, с которой товары можно изготавливать и реализовывать, на скорость устаревания товара, на то, как можно собирать, хранить и поделить информацию, а также на то, какого рода услуги и новые товары ожидают покупателей от предприятия. Чтобы сохранить свою конкурентоспособность, любое предприятие должно применять достижения научно-технического прогресса, по крайней мере те, от которых зависит подотворность ее работы [16].
Исследователи описали быстроту изменений технологий за последние десятилетия и утверждают, что эта тенденция будет сохранена. Одна из причин данного явления заключается в том, что сегодня на земле живет большее количество ученых, чем их было в мире ранее. Некоторые недавние большие технологические нововведения, глубоко затронувшие организации и общество, — это лазерная, компьютерная, полупроводниковая технология, микроволновая, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и товаров для питания, генная инженерия.
Факторы среды косвенного влияния имеют более трудную структуру, а также многоплановый характер. Они в минимальной степени, чем факторы среды напраленного влияния, испытывают воздействие предприятия. Информация о среде косвенного влияния часто бывает неполной. При условиях усиления влияния данной среды на конкурентоспособность предприятия здесь приходится опираться на субъективные оценки, а не на аналитическую информацию.
параметры макросреды значительно отличаются в разных государствах. Это важно учитывать предприятиям, которые учавствуют в международном бизнесе.
Итак, внешнюю среду можно поделить на среду прямого влияния и косвенного влияния. Для эффективного действия предприятиям важно тщательно анализировать внешнюю среду и быть готовым к каким-либо изменениям. Значение изучения внешней среды для предприятия заключается в выявлении угроз и возможностей для бизнеса, которые могут вытекать из-за идущих вовне его процессов.
3 АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Теоретические аспекты проведения SWOT- анализа
Каждое сегментирование берет сове начало со всестороннего анализа рыночной ситуации, где трудится фирма, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она будет сталкиваться. Отправной точкой для каждого обзора служит SWOT-анализ, являющийся наиболее массово распространенным комплексным способом стратегического анализа в зарубежных и отечественных академических кругах и между практиков. В классическом типе анализ сил (Strengts), слабостей (Weaknesses), возможностей (Opportunities) и угроз (Тhreats) был сформирован во 2-й половине 1960-х годов [1].
Обычно SWOT-анализ применяется для идентификации и оценки степени влияния, исследования направлений воздействия и силы взаимосвязи самых разных факторов внешней и внутренней среды фирмы, а также для выставления положения дел на нем и отработки стратегии формирования.
Общность факторов можно показать в виде матрицы SWOT-анализа на рисунке 2.1
Сильные стороны (Strengths)
Влияние на деятельность предприятия
факторы
Возможности (Opportunities)
Внутренняя среда Внешняя среда
Угрозы (Threats)
Слабые стороны
(Weaknesses)
Негативное Позитивное
Источник: [6, c. 146].
Рис. 2.1 - SWOT-анализ
После анализа каждой группы факторов и проверки эффекта синергии от взаимных влияний факторов в клетки матрицы сключается соответствующая стратегия фирмы.
Изучение клеток матрицы и комбинирование параметров из подмножества возможностей и угроз с элементами подмножества слабых и сильных сторон фирмы дает возможность сформировать 4 единые стратегии фирмы, показанные в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Стратегии фирмы
Внутренние факторы Внешние факторы |
Сильные стороны > слабые стороны |
Слабые стороны > сильные стороны |
Возможности > угрозы |
Стратегия Макси - Макси |
Стратегия Мини - Макси |
Угрозы > возможности |
Стратегия Макси - Мини |
Стратегия Мини - Мини |
Изучим таблицу более тщательно. Если фирма имеет больше сильных сторон, чем слабых, а рынок дает ряд новых возможностей при практическом отсутствии угроз, то в подобной ситуации используется стратегия «макси-макси». Стратегия «макси-макси» предполагает, что в такой позиции фирма должна предпринимать действия по закреплению своей позиции на рынке, увеличивая часть рынка, диверсифицируя товары и предусматривая всевозможные новинки.
При преобладании слабых сторон и работе предприятия в благоприятной внешней среде используется стратегия «мини-макси». Значение данной стратегии кроется в том, что фирма должно идти к выборочному улучшению своего конкурентного уровня, повысить долевое участие на рынке и в тоже время убрать слабые стороны, получая улучшение финансовой ситуации, снижения затрат и увеличения конкурентоспособности своих товаров.
Если фирма объясняется преобладанием сильных сторон, но имеет мето непостоянство среды, то используется стратегия «макси-мини». Значение стратегии кроется в том, что непостоянство внешней среды предусматривает активное применение преимуществ для удаления угроз, которые исходят извне, поиск на рынке положительных ниш и дальнейшее повышение своей части в них, понижение затрат и модернизацию товаров.
Внутреннее непостоянство и неспособность правильно противостоять внешним угрозам предусматривает применение стратегии «мини-мини»: постепенное снижение активности и плавный переход из этой области работы. Это дает возможность фирме избегать реальных убытков и потерь.
Помимо определения стратегии предприятия SWOT-анализ говорит ответы на стратегические вопросы:
Какие сильные стороны важно развивать и поддерживать для увеличения конкурентоспособности предприятия на рынке;
От каких слабых сторон важно освобождаться в первую очередь;
От каких угроз следует быстро защищаться;
Применение каких возможностей способно принести выгоду?
Чтобы получить эффективные результаты важно учитывать все особенности этого анализа: первичная информация должна быть наиболее полной, актуальной, релевантной и достоверной; в экспертных оценках необходимо избегать субъективности и недостаточной компетентности; акценты на интегральных оценках способны отвлечь от частных параметров и параметров, без которых невозможен такой анализ фирмы и его среды; излишнее повышение формальной методикой может помешать правильному анализу.
3.2 SWOT-анализ деятельности ТОО «ВостокМашЗавод»
Рассмотрим пример SWOT-анализа на базе АО «ВостокМашЗавод».
Нами при данном анализе проводились такие шаги:
Шаг 1: определен объект анализа - АО «ВостокМашЗавод».
Шаг 2: анализ внутренней среды предприятия, найдены сильные и слабые стороны. Сильные стороны объекта анализа – это большая часть на рынке СНГ, эффективное увеличение ассортимента товаров, хорошие отношения с кредитными организациями, подключение новых технологий на фирме.