Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Любое предприятие находится и действует в среде. Любое действие всех без исключения предприятий возможно лишь тогда, когла среда допускает его проведения. Для того чтобы найти стратегию поведения предприятия и провести данную стратегию в жизнь, управление должно иметь хорошее представление как о внутренней среде, ее функциях и тенденциях формирования, так и о внешней среде - в этом и кроется актуальность этой темы.

Внутренняя среда предприятия считается источником ее жизненной силы. Она кроет в себе тот потенциал, который позволяет предприятию действовать.

Внешняя среда считается источником, который питает организацию ресурсами, нуные для поддержания ее внутреннего потенциала на необходимом уровне. Предприятие находится в положении постоянного обмена с внешней средой, гарантируя себе тем самым шанс на выживание. В то же время и внутренняя среда, и внешнее окружении анализируются стратегическим руководством в первую очередь для того, чтобы скрасить те угрозы и возможности, которые предприятие должна брать в учет при нахождении своих целей во время их достижения.

Цель работы – дать оценку влиянию факторов внешней и внутренней среды на поведение предприятия.

Для получения поставленной цели важно решить такие задачи:

- дать формулировку понятию и определить сущность внутренней и внешней среды предприятия;

- найти ориентиры для анализа внутренней среды предприятия;

- найти факторы внешней среды предприятия;

- изучить методы анализа внутренней и внешней среды предприятия: SWOT- анализ, SNW-анализ, PEST – анализ;

- сделать SWOT- анализ работы АО «ВостокМашЗавод» и отработать рекомендации по формированию стратегии развития этого предприятия.

Объект исследования – производственно-хозяйственная работа АО «ВостокМашЗавод».

Предмет исследования – факторы и условия внешней и внутренней среды предприятия.

Курсовая работа заключается в трёх главах. В первой главе раскрыты теоретические основы изучения внешней и внутренней среды предприятия. Во второй главе изучаются методы анализа внутренней и внешней среды предприятия. В третьей главе сделан SWOT- анализ работы определенного предприятия.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ


1.1 Понятие и значение внутренней и внешней среды предприятия

Любое предприятие расположено и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключений предприятий возможно только лишь в случае, если среда позволяет его проведение.

В литературе можно найти самые разные определения внешней и внутренней среды предприятия. Изучим некоторые из них:

Кабушкин под внутренней средой организации объясняет ситуационные факторы внутри предприяия, такие как цели предприятия, организационная структура, задачи,а также технология и люди [11, c. 26].

Все внутренние переменные взаимосвязаны. Изменение одной из них в некоторой степени оказывает на все остальные. Усовершенствование одной переменной, к примеру, такой, как технология, не обязательно может вести к увеличению производительности, если эти изменения отражаются негативно на другой переменной, к пример, людях.

Виханский дает такое определение: внутренняя среда предприятия считается источником ее жизненных сил. Она кроет в себе тот потенциал, который позволяет предприятию функционировать, действовать и выживать в некотором временном промежутке [7, c. 44].

Анализ внутренней среды ориентироано на уяснение того, какие сильные и слабые стороны имеет предприятие. Сильные стороны являются основой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую она должна желать увеличить и укрепить. Слабые стороны являются предметами большого внимания со стороны управления, которое должно делать все что можно, чтобы устранить их.

Под внешней средой в руководстве важно понимать общность взаимосвязанных внешних параметров изменения свойств, которые оказывают на всю организационную систему.

Внешние факторы – это в целом неконтролируемые силы, которые влияют на решения менеджеров и их работу и, в итоге, на внутреннюю структуру и процессы на предприятии.

Внешняя среда считается источником, который снабжает организацию ресурсами, важными для поддержания ее внутреннего потенциала на необходимом уровне. Предприятие расположено в состоянии постоянного обмена с внешней средой, гарантируя тем самым себе шанс на выживание. Но ресурсы внешней среды не могут быть безграничными и на них претендуют многие предприятия, которые действуют в этой же среде. Поэтому всегда есть возможность того, что предприятие не сможет приобрести необходимые ему ресурсы. Это может сделать слабым ее потенциал и привести к большим отрицательным для предриятия последствиям.


Внешнюю среду обычно делят на такие элементы:

Микросреда влияет на фирму.

Макросреда влияет на фирму и его микросреду.

К обобщенным характеристикам внешней среды следует отнести:

Взаимосвязанность параметров: сила, с которой изменение единого фактора влияет на иные факторы;

Трудность: число и разнообразие факторов, существенным образом оказывающих влияние на предриятие;

Первичность: относительная скорость изменения среды;

Неопределенность: некоторое количество информации о среде и уверенность в ее правильности [14, c. 48].

При изучении влияния внешней среды на руководсто организационной системой следует понимать, что пояснения среды отличны, но в то же время связаны с ее параметрами. Характеристики взаимосвязанности, трудности, подвижности и неопределенности дают описание факторы как прямого, так и косвенного влияние.

Эффективность работы организаций при условиях большой конкуренции и регулярны изменений, как во внешней, так и во внутренней среде, во многом зависит от проф.подготовки руководящего персонала, его умения быстро понимать идущие изменения и наметивншиеся тенденции, чтобы во время понимать появлящиеся угрозы, которые могут повлиять на шансы и благоприятные ситуации и сделать ответные шаги к действию, которые произведут адаптацию в трудном положении.

Изучение среды считает окончательным процессом стратегического руководства, так как он гарантирует основу для нахождения миссии и целей фирмы и для отработки поведенческой стратегии, которая даст возможность предприятию исполнить миссию и получить свои цели. Изучение среды предусматривает анализ 3-х ее частей: макроокружения, прямого окружения и внутренней среды.

Итак, представление как о внутренней среде предприятия, ее потенциале и тенденциях формирвоания, так и о внешней среде, тенденциях ее формирвоания и месте, которое занимает в ней предприятие, дает возможность определить стратегию поведения предприятия, сделать данную стратегию жизнеспособной.

2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

2.1 Направление анализа внутренней среды организации

Внутренняя среда предприятия – это та часть общей среды, которая расположена в пределах предприятия. Она оказывает регулярное и самое прямое влияние на функционирование предприятия [16].


Внутрифирменный стратегический анализ - это комплексное изучение ключевых областей деятельности организации, нахождение его сильных и слабых сторон, ресурсов и запасов дальнейшего формирвоания [6, c. 90].

Изучение внутренней среды предприятия называют руководческим анализом работы фирмы, бизнес диагностикой, изучением проблем.

Управленческое изучение важно для формирвоания стратегии развития предприятия, оценки привлекательности предприятия для инвестора, нахождения рейтинга фирмы.

Главная цель этого анализа – изучение внутренней среды фирмы, включающее источники его спорных преимуществ.

Внутренняя среда предприятия максимально пронизана организационной культурой, которая также должна серьезно изучаться.

Организационная культура видна там, где проводят свою работу сотрудники предприятия, как они относятся друг к другу и к предприятию в общем. Организационная культура может помогать тому, что предприятие выступает сильной, устойчиво показывающей в борьбе конкурентов структурой. Но, может быть, что организационная культура делает предприятие слабым, не давая ей эффективно формироваться даже в том случае, если она имеет большой технико-технологический потенциал. Большая важность изучения организационной культуры для стратегического руководства заключается в том, что она может определять не только отношения между людьми на предприятии, но также оказывает большое воздействие на то, как предприятие строит свою работу с внешним окружением, как оно относится к своим покупателям и какие способы подбирает для проведения конкурентной борьбы.

В базисе внутрифирменного стратегического анализа находится системный и комплексный подходы, а также имеет место динамический принцип и принцип сравнительного анализа.

Системный подход показывает организацию как открытую и трудную систему.

Комплексный подход может определять изучение всех элементов фирмы в их взаимосвязи.

Динамический принцип говорит о рассмотрении данных и характеристик организации в ее динамике.

Принцип сравнительного анализа поясняет сопоставление данных деятельности фирмы с похожим показателями лучших хозяйствующих субъектов этой отрасли.

Стратегическое изучение внутренней среды предприятия ведется по такой схеме:

- изучение бизнес единиц;

- изучение функциональных служб;

- изучение структурных подразделений;

- изучение бизнес процессов.

Итак, внутренняя среда организации считается источником его жизненной силы и потенциалом, который гарантирует возможность функционирования, а следовательно, нахождения и выживания в некотором временном промежутке.


Но из нее могут идти проблемы и даже угроза разорения фирмы, если среда становится враждебной его главной работе.

Изучение внутренней среды важен для формирвоания стратегии развития предприятия, оценки привлекательности предприятия для инвестора, нахождения рейтинга предриятия.

2.2 Факторы внешней среды организации

внешняя внутренняя среда макроокружение

Внешнее окружение предприятия все чаще является источником проблем для их директоров, которые должны сосредоточить внимание на быстро меняющейся внешней среде и ее влияниях, поэтому важно тщательно изучать среду, где распологается предприятие.

Под внешней средой следует понимать окружение организации, на действия которого она не может воздействовать. Практический смысл изучения внешней среды для предприятия заключается в нахождении угроз и возможностей для предпринимательства, которые могут исходить из идущей вне его процессов.

Внешнее окружение представляет собой не только поставщиков ресурсов для фирмы, но и общность активных хозяйствующих субъектов, экономических общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и иных внешних условий и параметров, которые действуют в окружении фирмы и влияющие на самые разные области его работы [6, c. 69].

Отличают среду направленного воздействия (микросреда) и среду косвенного влияния (макросреда).

Внешняя среда направленного воздействия – это особая внешняя среда конкретного предприятия. Она несет в себе те элементы внешней среды, с которыми предприятие работает постоянно или на регулярной основе.

К основным факторам внешней среды направленного воздействия коммерческого предприятия относятся: поставщики, покупатели, соперники, законы и госорганы, профсоюзы.

Проанализируем любой фактор более тщательно.

С точки зрения системного подхода, организационная система представляет собой механизм изменения входов и выходов. Главные отличия входов – это материалы, капитал, рабочие ресурсы и др. Зависимость между организационной системой и сетью поставщиков, гарантирующих ввод показных ресурсов, - один из самых ярких примеров направленного влияния внешней среды на операции и эффективность работы предприятия. Поэтому при подборе поставщиков важно глубоко и всесторонне проанализировать их работу и их потенциал. Сила конкурентов поставщика зависит от подобных факторов, как уровень специализированности поставщика, величина цены для поставщика переключения на иных клиентов, уровень специализированности потребителя, концентрированность поставщика в деятельности с определенными клиентами, основа для поставщика уровня реализации.