Файл: Формы государственного устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Парламентская республика - это форма правления, где правительство формируется парламентом из числа лидеров различных политических партий, имеющих большинство голосов в парламенте. Парламент может выдвинуть вотум доверия либо недоверия главе государства (канцлеру, премьер-министру, председателю совета министров), через голосование.

Официально главой и руководителем государства является президент, который избирается на свою должность парламентом страны, либо коллегией, группой выборщиков, или прямым равным голосованием населения, граждан. Президент играет незначительную роль в управлении государством, его деятельность ограничивается представительскими функциями. Главой правительства является премьер-министр, назначаемый парламентом, путем голосования.[8]

Примерами современных парламентских республик могут быть: Швейцария, Италия и многие другие страны.

Президентская республика – это форма правления, при которой президент, осуществляет полномочия и одновременно является, как главой государства, так и главой правительства, избирается путем прямых или косвенных выборов, то есть непосредственно избирается населением или же коллегией выборщиков.

К признакам президентской республики можно отнести следующие:

правительство не отвечает перед парламентом;

правительство подотчётно только президенту;

в руках президента сосредоточена военная, политическая, социально- экономическая власти;

иногда у парламента отсутствует право выдвинуть вотум недоверия;

внепарламентский способ формирование правительства и избрание президента;

президент является главой государства и правительства.

Примерами президентских республик могут быть: Соединённые Штаты Америки, Франция. Иногда президентскую республику называют еще дуалистической республикой, показывая этим факт сосредоточение сильной исполнительной власти в руках главы государства (президента), а законодательной в руках у парламента страны.

В современной России президент имеет достаточно большие полномочия. Поэтому некоторые ученые и специалисты относят форму правления в России и характеризуют её как суперпрезидентскую.

Смешанные республики – форма правления, при которой правительство отвечает и перед президентом, и перед парламентом.

Признаки смешанной республики:

парламент и президент избираются народом;

главой государства является президент;[9]


президент назначает главу правительства и министров;

президент председательствует (как правило) на заседании кабинета министров и утверждает его решения;

парламент может вынести вотум недоверия правительству;

парламент ежегодно утверждает бюджет страны, таким образом, может контролировать правительство.

Форма государственного устройства – это внутреннее территориальное устройство государства (деление на составные части – административно-территориальные единицы, суверенные государства и тп.) и характер взаимоотношений между центральной властью государства и составными частями государства. Это еще один важный элемент формы государства.

Выделяют две основные формы государственного устройства: федеративное государство и унитарное. Так же рассматривают конфедерацию, как особую форму государственного устройства.

Унитарное (от латинского «unus» – один, единственный) государство – это единое, целостное государство, состоящее из отдельных административно- территориальных единиц, не обладающие признаками государственности, выступающие от государства в целом.

Унитарное значит простое, неделимое. Административно- территориальные единицы не могут обладать полной политической самостоятельностью. Большое внимание в юридической литературе уделяется унитарной форме государства.[10]

Характерные черты унитарного государства:

всегда единое государственное образование;

государство делится на административные территориальные части;

общие высшие органы государственной власти;

единая судебная система;

единая конституция;

общая налоговая система;

единое гражданство (отдельные административно-территориальные единицы собственного гражданства иметь не могут).[11]

В унитарном государстве все взаимодействия с «другими участниками международных отношений осуществляют и выполняют центральные органы, которые являются официальными представителями страны» на международном поприще. Только государство владеет монопольным правом на налогообложение, а не его определенная территория. Местные налоги и сборы, как правило, санкционируются государством.

Унитарная форма государственного устройства свойственна небольшим по территории государствам. Весьма условными примерами могут быть такие страны как Дания, Англия, Голландия, Монголия и другие. Их нельзя обозначить как чисто унитарные государства, поскольку их форма является своего рода переходной из унитарного в федеративное государственное территориальное устройство. И, как правило, являются классическими, доктринальными примерами унитарных государств.


Федеративная форма государственного устройства. Федеративное (от латинского foederatio – объединение, союз) государство – это единое союзное, составное государство, состоящее из двух или более относительно самостоятельных государств или государственно подобных образований, имеющие признаки государственности.[12]

Каждый из субъектов или частей федерации, обладает своим собственным административно-территориальным делением. Помимо, федеральных органов, как правило, имеет свои собственные высшие органы государственной власти, судебные, органы управления, фискальные, правоохранительные и другие. Обладает своей конституцией или уставом, а также в нередких случаях законодательством. Некоторыми авторами допускается наличие в субъекте федерации собственных вооруженных, военных формирований и возможность иметь собственное гражданство.

Федеративное устройство значит сложное, составное. Основная причина формирования федеративных государств, большие территории (с помощью унитарной формы государственного устройства сложно контролировать большие территории).

Сейчас в мире насчитывают более 20 федеративных государств. Они располагаются по всему миру: в Европе (Россия, Швейцария); в Америке (Канада, Мексика, Соединенные Штаты Америки,); в Азии (Индия, Малайзия).

Принципы образования и функционирование федеративного государства:[13]

добровольное объединение государств или государственно подобных образований с признаками государственности в федерацию;

равноправие субъектов федерации независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала, климатических и прочих факторов;

плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами. Широкая возможность граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах;

принцип законности и конституционности, означающий строгое и неуклонное соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеративными и всеми остальными органами, и организациями обычных и конституционных законов как в отношениях друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно политическими органами и организациями.

Вхождение должно быть добровольным (формальным). Входя в состав, они ограничивают свою суверенность. Выход должен быть так же добровольным, но с согласия федеральной власти. Для образования союза между частями должно быть экономическое равенство. Вопрос о входе и выходе частей является актуальным.


В науке также выделяют такую форму государственного устройства как конфедерация. Конфедерация – это союз, объединение суверенных государств, которые, как правило, распадаются или переходят в федерацию. Государства, входящие в конфедерацию остаются суверенные (при желании могут всегда выйти). Конфедерация – временное устройство. Государства объединяются в конфедерации для достижения определенных экономических, военных, политических и других целей.[14]

Государственно политический режим. Политический (государственный) режим – это совокупность средств, приемов и способов осуществления государственной власти. Доведение этой власти до населения. Это понятие складывается где-то к середине 19 века.

Оказывает влияние на форму правление и форму государственного устройства.

Признаки политического режима (политический режим включает в себя такие признаки как):

уровень участия народа в способах и механизмах формирования власти государства, а также сами способы такого формирования;

соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

гарантированность прав и свобод личности;

характеристика действующих механизмов и способов осуществления власти в государстве;

степень реализации политической власти непосредственно народом;

действительное положение средств массовой информации, гласность в обществе и прозрачность работы государственного аппарата;

место и роль негосударственных структур и организаций в политической системе общества;

соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;

доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и тому подобных) при осуществлении политической деятельности;

юридическое положение и политическая роль в обществе «силовых» структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности и другие);

мера политического многообразия, в том числе многопартийности.

Государственный политический режим, как правило, подразделяют на два вида: народный (демократический) и антинародный (антидемократический).

Демократические государственные режимы. Демократический режим (от греч. democratia – власть народа, народовластие). Демократия означает не только народовластии, а так же предполагает наличие равных условий между людьми. Однако, в действительности не существуют таких государств, в которых весь народ осуществлял бы политическое управление и руководство страной. Это своеобразный идеал, к которому должны стремиться современные развитые и развивающиеся государства.


Антидемократические государственные режимы. При антидемократическом режиме граждане значительно ограничены в правах и свободах. Как правило, отсутствуют оппозиционные партии. Так же характерной чертой является сильная исполнительная власть. Глава государства или глава правительства имеет огромные властные полномочия. Парламент и другие государственные органы имеют формальный характер.

Антидемократический режим подразделяется на две разновидности (две формы): авторитарный и тоталитарный.[15]

Тоталитарный (от латинского totus – весь, полный, целый) режим.

Общие характерные черты, присущие всем формам тоталитаризма. При тоталитарном режиме государство контролирует все сферы общественной жизни. Человек должен полностью подчиняться власти и идеологии, исповедующиеся в этом государстве.

Авторитарный режим. Это что-то среднее между тоталитарным и демократическим политическими режимами. Авторитарный режим более мягкий, щадящий, чем тоталитарный, но более жесткий, чем демократический.

Авторитарный режим – это государственное и политическое устройство общества, в котором вся политическая власть общества принадлежит и осуществляется определенным субъектом. Им может быть: класс, элитная группа, партия и иные.

Таким образом, в заключении хотелось бы сделать вывод, о том, что форма государства имеет тесную связь с государственной властью.

2. ФЕДЕРАЦИИ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

2.1. ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАЦИИ, ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ ЕЁ СОЗДАНИЯ. ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

На протяжении многих веков, люди, населявшие определенный континент или материк объединялись для того, чтобы создать мощные союзы, способные противостоять внешним агрессорам, вторгавшимся в их обособленное пространство. Таким образом, постепенно стали появляться прообразы первых городов-государств.

Федерализм как форма организации общественных отношений в рамках определенной государственности используется человечеством уже на протяжении более двухсот лет.