Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
Единство системы государственной власти должно выражаться в наличии единого высшего органа или системы таких органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.
Таким образом, в заключении, хотелось бы отметить, что федерация представляет собой союзное государство, части которого обладают государственным суверенитетом, который не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части принято именовать субъектами федерации.
Они обладают своим законодательством, особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на территории субъектов федерации действуют также общефедеральные государственные институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как единого целого. Сейчас эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация).
2.2. ВИДЫ ФЕДЕРАЦИЙ, ИХ ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
С развитием общества и усложнением государственного устройства, на место простых, единых, унитарных государств, стали приходить сложные федеративные государства, со сложной формой правления.
В научных исследованиях получило довольно большое распространения
«разработка и применение различных моделей федераций, которые вызвали острую дискуссию по многим методологическим вопросам», среди которых и сама необходимость классификации этого явления. Некоторые авторы отвергали наличие типов и моделей федераций. Например, такой учёный как В.Г. Вишняков считал, что федерация, являясь единым целым государственным образованием, не может строиться по разным моделям.
Такой подход к данному вопросу является достаточно дискуссионным и спорным. Он ограничивает возможность научного познания и разнообразие федеративного устройства.
Существовали и отличные от данной точки зрения мнения. Такой учёный как Э.В. Тадевосян утверждал, что «модели федерализма можно классифицировать совершенно по-разному. И нельзя не признать то, что существует большое множество разновидностей федеративных систем, которые отличаются друг от друга по различным критериям». Таким как: организация, функционирование, а также развитие.
В свою очередь, федеративные государства, также можно разделить на различные виды. Вместе с тем следует отметить, что деление федераций на различные виды весьма условно, поскольку в чистом виде не существует ни территориальной, ни языковой модели федерации, поскольку в разных видах федераций, присутствуют черты того или иного вида государственного устройства. Любая федерация имеет черты унитаризма и, наоборот, унитарное государство в определенной степени является носителем элементов федерализма.
К примеру, Испания является унитарным государством. Однако ее законодательная власть, имеет широкие полномочия, а также семнадцать автономных областей приближают Испанию к федеративной форме государственного устройства.
Федеративное государственное устройство, безусловно, очень неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности. Федеративное государство зачастую определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего, национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство.
Тем не менее, можно выделить ряд одинаковых черт, в соответствии с которыми федерации делятся на определенные виды.
По способу создания федерации принято подразделять на следующие виды: договорные, конституционные, договорно-конституционные, учредительные. Рассмотрим данные виды более подробно.
Договорные федерации создаются на основе соглашения, договора или учредительного пакта. Договорные федерации возникают в результате объединения ранее независимых государств в одно, для чего подписывается договор об объединении. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре. Примером могут служить Соединенные Штаты Америки.
«Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают в своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета».
Конституционные федерации как правило, учреждаются путем принятия конституции, реформирования государства из унитарного в федерацию. Учреждается путем поправок вносимых к конституции. Например, в Бельгии в 1993 году были внесены поправки, закрепляющие федеративное устройство. Вопреки распространённому заблуждению, в конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства. Примером могут служить Германия или Бразилия.
Договорно-конституционные сочетают договорные и конституционные основания возникновения, их большинство - Соединенные Штаты Америки, Германия, Швейцария, Российская Федерация.[20]
По способу распределения осуществления властных полномочий выделяют централизованные и децентрализованные федерации.
Централизованной является Индийская федерация, в которой парламент вправе создавать и ликвидировать штаты, изменять их границы и т.д.
Относительно децентрализованными федерациями являются Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германии, Швейцария и т. д., в которых децентрализация сочетается с централизацией в отдельных сферах. В этих странах наблюдается тенденция расширения полномочий субъектов федерации в области экономики и социальной политики.
Федерация, в силу своего объединительного начала, стремится соединить различные центры власти, свести их к единству, сохраняя их автономность во взаимоотношениях между собою и властью федерации. В этом, собственно, и состоит предназначение федеративного государства, направленного на соединение политических или территориальных образований в единое государство.
Примером централизованных федераций в настоящее время могут служить - Индия, Пакистан, Венесуэла, Мексика, Аргентина, Бразилия.
Относительно централизованными являются - Соединенные Штаты Америки, Австралия, Федеративная Республика Германии.
По преобладанию национальных и территориальных принципов их образования различают: территориальные, национальные.[21]
Территориальные федерации – такая федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъекта федерации. Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию. Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает выход из состава федерации без согласия всех остальных субъектов. Примером может служить Мексика, Германия.
Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными органами. Глава федерации является еще и главнокомандующим.
Национальные федерации представляют наиболее сложные образования. Им присущи все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. Субъектами таких федераций являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями. Такого рода федерации строятся на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов. Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свободу и самостоятельное развитие.
В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. Там присутствует право на самоопределение. То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем, согласия субъектов федерации на это, как правило, не требуется. Ныне в чистом виде не существуют. В прошлом - Чехословакия, Югославия.
В научной литературе выделяют национально-территориальные федерации. Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных. К таким федерациям можно отнести Бельгию, Канаду, Российскую Федерацию, Индию.
Также в последнее время стали выделять новые виды федеративного устройства: симметричные и асимметричные федерации.
Симметричная федерация – в идеале для юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации, имеющих один и тот же правовой статус. Только субъекты являются частями федерации в Германии (земли), в Объединенные Арабские Эмираты (эмираты), Аргентине (провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных федераций нет, так как какие-то элементы различий между субъектами существуют.[22]
Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов), да и статус субъектов в свою очередь может быть неодинаков. В Соединенных Штатах Америки помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения) – Виргинские Острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не пользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах парламента Соединенных Штатов Америки). В Индии есть шесть «союзных территорий», статус которых ниже статуса штатов: штаты имеют местные парламенты, правительства, а территории управляются федеральными властями. Аналогичная ситуация существует в Австралии, некоторых других государствах.
Как уже было замечено и статус самих субъектов может быть неодинаковым.[23]
В заключение, хотелось бы отметить, что федеративное государственное устройство, представлено различными видами. По способу создания федерации принято подразделять на следующие виды: договорные, конституционные, договорно-конституционные, учредительные. По способу распределения осуществления властных полномочий выделяют централизованные и децентрализованные. Также выделяют симметричные и асимметричные федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
Федерализм как одна из основных форм государственного- территориального устройства в рамках определенной государственности используется человечеством уже на протяжении долгого времени. Истоки федерализма берут свое начало в Англии в восемнадцатом веке. В отношении государства слово «federalism» стало впервые употребляться именно там. Современное значение термина федерализм формируется в годы революции в Америке.
Федерация как форма государственного устройства – представляет собой сложное, составное, состоящее из нескольких относительно самостоятельных государств или государственно подобных образований, обладающими признаками государственности, суверенное государство, власть которого исходит от отдельных его членов, связанных в одно государственное целое. Созданная на остатках исчезнувших, развалившихся империй в ходе буржуазный революции.
В ходе работы была рассмотрена федерация как одна из основных форм государственного-территориального устройства. История её создания, было дано понятие данному термину. Установлены основные признаки и принципы создания федераций. Выделены её виды и особенности данной формы государственного устройства. И ко всему прочему рассмотрены ряд проблем и споров, существующих по поводу федеративного устройства государства.