Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Федеративные государства берут свое начало более двухсот лет назад, в настоящий момент, их можно встретить на всех континентах Земли.
Федеративное государство является одной из основных форм государственно-территориального устройства.
От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, а также устойчивость государственных институтов. Отсюда следует, что проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и практически – политическое значение, что подтверждает актуальность данной работы. От того, как организованно и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Форма государства является непосредственно выражением сущности и содержания государства. Какова будет сущность государства и его содержание, такой будет в итоге и его форма. Сейчас, в научной литературе форму государства рассматривают как совокупность трёх основных элементов. К ним относятся: форма правления, форма государственного территориального устройства и государственно-политический режим.
Примерно до середины 19 века такой элемент формы государства как государственное территориальное устройство отождествляли с понятием самой формы государства. И только после этого времени учёные стали его выделять как отдельный элемент.
Объектом исследования являются общественные отношения и политико-правовые явления, связанные с возникновением, становлением и развитием федераций.
Предметом исследования является политико-правовая структура федерации как одной из основных форм государственного территориального устройства.
Целью данного исследования является комплексное изучение федерации как исторически неизбежной формы государственного- территориального устройства, выявление различных исторических особенностей, истоков, существующих проблем и перспектив дальнейшего развития.
Теоретической основой являются труды М.Н. Марченко, В. В. Витрянского, И. О. Красова, Г. Ф. Шершеневича, В. А. Дозорцева, Б.В. Ерофеева, А. П. Сергеева, и других.
Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:
Определить и дать понятие формы государства;
Рассмотреть государственное устройство с точки зрения политико- правового развития общества;
Дать понятие и определить истоки федерации, выявить её признаки и принципы создания;
Выделить основные виды федерации и их характерные особенности;
Методологической основой исследования, является совокупность различных общенаучных, специальных, частно-научных и других методов.
Структура работы определяется ее объектом, целью и задачами исследования и в соответствии с этим состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
Особое внимание в теории государства и права уделяют такому понятию как форма государства. В зависимости от понимания формы государства и формируется представление о самом государстве и назначении его в обществе в целом.[1]
Помимо всего, вопросы о роли понятия и особенностях форм государства имеют важное значение не только в теоретическом, а также не менее важны и практическом применении.
Для того чтобы понять, что из себя представляет государство как таковое, необходимо определиться с таким понятием как форма государства, из каких элементов она состоит, как эти части взаимодействуют друг с другом.
Форма государства, как правило, служит выражением его сущности и содержания. В зависимости от того, что из себя представляют содержание и сущность государства, во многом будет зависеть какова будет его форма в итоге.
Для того чтобы дать понятие формы государства, необходимо рассмотреть его основные элементы, его строение, структуру, методы осуществления и взаимодействия государственной власти.
Надо понимать, что форма государства постоянно изменяется под влиянием множества, вновь возникающих различных обстоятельств, условий.
Важное значение для становления и развития формы государства имеют различные политические, идеологические, экономические и социальные факторы.
Среди ученых-исследователей часто менялось представления о форме государства. На протяжении всей истории становления и развития государства и права выдвигалось большое количество теорий и понятий формы государства. Многие мыслители, философы Древней Греции, Древнего Рима высказывали различные идеи, суждения, которые зачастую вступали в противоречие друг с другом. Они спорили о том, что такое государство, какие существуют государственные формы, в чем их различие, что такое форма государства.
Например, древнегреческий мыслитель, философ Античного мира Платон считал, что идеальная форма правления государства является: «законная власть немногих», имея в виду аристократию. При этом он выделял также и другие формы, такие как «законная монархия», подразумевая царскую власть и «незаконную» - олигархию.[2]
Платон считал аристократию идеальной формой государства, он утверждал, что она не вечна и с течением времени государство может прийти в упадок и в связи с этим изменить свою форму.
Идеи о форме государства существовали и формировались не только в Античном мире, в таких странах как Древняя Греция и Рим, но также и в других стран. В разные времена и на разных стадиях становления и существования государств.
И сейчас в наше время, ученые разных стран, уделяют большое внимание такому понятию как форма государства. «Среди них, до сих пор нет единого мнения о понятии, содержании и видах формы государства».
Форма государства имеет тесную связь с государственной властью. Многие дореволюционные ученые Российской Империи утверждали, что любое государство является не чем иным, как организацией государственной власти, которая выступает в её всевозможных проявлениях и формах.[3]
В современном мире форму государства рассматривают как совокупность трех основных элементов: форма правления, форма внутреннего государственного территориального устройства и государственного политического режима.
Форма правления является важным элементом и составной частью формы государства. В зависимости от того кем осуществляется и кому принадлежит власть, одному лицу или выборному коллективному органу, можно разделить (подразделить) форму правления на две части: монархии и республики. При монархической форме правления источником власти в государстве и ее носителем будет являться монарх. При республиканской же основным и главным источником власти признается население страны, а ее носителем объявляется выборные государственные органы.
Следует отметить, что разделение форм правления на различные виды, формирует как современная государственная действительность, так и многие другие факторы, которые сформировались исторически. К ним относятся: национальные, религиозные, культурные, экономические и другие.
Например, если рассмотреть такую форму правления как монархия, то в качестве критериев для ее разделения на виды может быть уровень сосредоточения власти в руках одного человека – монарха.[4]
Данная форма правления в ряде государств мира, сохраняется и поныне, и во многом является своего рода данью историческим традициям.
В научной и учебной литературе существует множество различных определений данному понятию. Одни авторы под монархией (от греческого monarchia - единовластие) понимают форму правления, при которой государственная власть находится или сосредоточена полностью, или в какой- то части в «руках» одного человека. При этом совершенно не важно как именуется лицо, являющееся монархом. Будь то император, король, царь, шах и так далее.
Другие же авторы понимают под монархией форму правления, при которой глава государства, он же монарх (именуемый в разных странах по-разному: государь, император, король, султан и так далее), имеет и пользуется определенным, так сказать особым юридическим статусом. И его власть носит исходный, первоначальный характер, и «не является производным и вытекающим от какой-то другой власти в государстве». В основном этот пост приобретается, передается по наследству и, как правило, занимается лицом бессрочно.
Все определения данного термина очень схожи и имеют ряд общих признаков, которые характеризуют данную форму правления.
К признакам монархии можно отнести следующие:[5]
Передача власти по наследству. Монархия носит преемственный характер передачи власти. Профессор Ф.А. Кистяковский в своей работе по общему государственному праву указывал на то, что «в основном главным и отличительным признаком власти монарха, от другой иной, является её наследственность». При этом не все авторы согласны с данным мнением, и основная причина заключается в том, что в истории известны случаи передачи власти монарху не только наследственным способом, но и приобретение титула монарха путём выборов, то есть выборные монархии. Хотя конечно, это исключение из правил;
Монарх не имеет сроков полномочий и занимает свой титул пожизненно;
Независимость монарха от волеизъявления населения;
Монарх не несет юридической ответственность за свои действия перед населением. В монархии не существует процесса импичмента. Как правило, смена власти или отречения лица от своего титула носит насильственный характер.
Ученые выделяют два основных типа (вида) монархии: абсолютные (неограниченные) и ограниченные.
Абсолютная монархия это такая форма правления, при которой глава государства – монарх, является единственным и основным высшим органом государства. Он осуществляет контроль над правосудием, над законодательной деятельностью, а также руководит органами исполнительной власти.[6]
В неограниченной монархии отсутствуют какие-либо государственные органы, ограничивающие власть монарха. В его подчинении и распоряжении находится армия, полиция и развитый бюрократический аппарат.
Ограниченные монархии. При этой форме правления власть монарха частично или полностью ограничена. Она либо разделяется между монархом и другим государственным органом (органами), либо монарх становится символом государства без возможности прямо вмешиваться в жизнь государства.
На протяжении долгого времени монархии были наиболее распространенной формой правления в мире. Хотя и на сегодняшний день они сохранили свое существование.
Также, как и монархия, республиканская форма правления имеет множество определений. Для одних авторов республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства, как правило, избирается на выборах и является сменяемым, при этом срок его полномочий ограничен.
Другие ученые полагают, что под республикой понимается форма правления, при которой государством руководят и управляют высшие органы государственной власти, которые избираются населением, гражданами этой страны на определенный, ограниченный срок и им подотчётны.
Основные признаки республиканской формы правления:
в республики источником власти является народ, который посредством выборов передает свои полномочия представительному органу;
осуществление власти от имени и в интересах народа;
ограничение сроков полномочий высших органов государственной власти;
существование единоличного или коллегиального главы государства;
осуществление государственной власти не по собственному желанию, а по поручению народа;[7]
юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
обязательность решений верховной государственной власти для всех;
обязательное разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную.
Первые республики появились еще в Античном мире в Древней Греции и Древнем Риме. Республиканская форма правления полностью сформировалась в Афинах. Народное собрание, так назывался высший орган государственной власти в древних Афинах, избиралось всеми полноправными гражданами Афинской республики.
В зависимости от того кто формирует, а также контролирует правительство и перед кем оно отвечает, республики подразделяются на следующие виды: парламентские, президентские и смешанные. Так же основанием для дифференциации республиканской формы правления на различные виды или подвиды может быть разница в определенном уровне развития самого государства, уровень участия и причастности населения целиком или какой-то его части к процессу осуществления государственной власти, положение президента или законодательного органа в системе высших органов государственной власти.