Файл: Роль семьи в процессе обучения младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Влияние семьи на ребенка имеет очень большое влияние на становление его личности в семье, а также на дальнейшее успешное обучение младших школьников.

Нравственная составляющая родителей, те традиции и культура, которая сложилась в семье, их поведения, бытовые устои и стремления, а также социальные связи имеют значимость при формировании личности ребенка в возрасте младшего школьника.

Очень часто плохая успеваемость и плохое поведение первоклассника в школе становятся основой возникновения конфликтных отношений между взрослыми членами семьи. Нередко складывающийся в такой ситуации разлад способствует постепенному отчуждению ребенка от дома и родителей, является дополнительным источником его травмирования, формирования новых психических отклонений [4, с. 96].

Объект – процесс обучения младших школьников.

Предмет – влияние семьи на процесс обучение детей младшего школьного возраста.

Гипотеза – отношение родителей на учебно-познавательную деятельность школьников влияет на успешность процесса обучения.

Целью работы является исследование влияния семьи на процесс обучения детей младшего школьного возраста.

Для реализации поставленной цели, решались следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы исследования роли семьи на процесс обучения младших школьников;

2. Провести исследование влияния семьи на процесс обучения детей младшего школьного возраста;

3. Предложить рекомендации для успешного обучения младших школьников.

Методы исследования: анализ, диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анкетирование родителей, наблюдение, обобщение педагогического опыта).

Методики исследования: анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой; опросник «Мера заботы»; опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).

База исследования: МБОУ СОШ р.п. Мухен Хабаровского края. В исследовании приняли участие 14 младших школьников 2-го класса и 14 родителей.

Теоретико-методологические основы: Федеральный закон «Об образовании в РФ»; исследования психолого-педагогических проблем неуспеваемости школьников (З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, В.С. Цетлин); исследования влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения (Т.А. Гусева, В.К. Лосева, А.И. Луньков).

Практическая значимость: возможность использования результатов исследования, для коррекции детско-родительских отношений в деятельности психологов сферы образования, консультантов психологических центров, специалистов, организующих специальную подготовку детей к школе.


Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, приложения.

1. Теоретические основы исследования роли семьи на процесс обучения младших школьников

1.1. Понятие семьи и ее влияние на становление личности младшего школьника

Начальной структурной единицей общества, которая закладывает основы личности, является семья. Она связывает кровными узами, объединяет детей, родителей, родственников. Семья появляется только с рождением ребенка.

Семья имеет большую значимость для человека и для ребенка в целом. Это социально-педагогическая группа людей, которая предназначена для наибольшего удовлетворения потребностей каждого ее члена.

Семейное воспитание – это определенная система воспитания и образования, которая складывается в условиях определенной семьи в совокупности участия родителей и родственников [1].

Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту.

Родители считаются первыми воспитателями и оказывают главное и большое влияние на ребенка как в первые годы его жизни, так и в последующие этапы развития. Наиболее часто родители воспитывают своих детей так, как воспитывали их. Ребенок является такой же личностью как и взрослый человек. К нему должен быть определенный подход. Каждый родитель присматривается к своему ребенку, изучает его привычки, анализирует его поведение, действия, делает определенные выводы и, уже исходя из этого, выстраивает свою методику воспитания и обучения [8].

Проблемы семейного воспитания закладываются в частности из-за непонимания между детьми и родителями. Дети как младшего школьного возраста, так и подростки, начинают требовать больше, родители не идут на компромисс, у детей возникают стрессы, истерики, происходят конфликты [14].


Семейное воспитание должно начинаться с любви к ребенку. Если этот факт не сильно выражен или не выражен вообще, то в семье начинаются проблемы – рано или поздно. Часто в семьях встречается безнадзорность, бесконтрольность. Это возникает тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети слоняются по улице, предоставлены сами себе, начинают искать и попадают в плохие компании [24].

Бывает и обратные ситуации, когда ребенка чрезмерно опекают (гиперопека). Все действия ребенка чрезмерно контролируются, отсутствует самостоятельность, боязнь приказов. Результатом такого воспитания млаший школьник становится нервным, неуверенным в себе, что приводит к сильным психическим расстройствам. В ребенке накапливается обида и злость на родителей, возникают срывы, побеги из дома. Такие дети начинают нарушать запреты, появляется девиантное поведение [1].

Существует также семейное воспитание по типу вседозволенности. Таким детям все позволено, ими восхищаются, ребенок привыкает быть в центре внимания, все его желания выполняются. В младшем школьном возрасте такие дети не в состоянии правильно оценить свои возможности, адекватно воспринимать ситуацию [8]. Таких людей, как правило, не любят, стараются не общаться с ними и не понимают.

Некоторые родители воспитывают детей в обстановке эмоциональной отверженности, холодности. Ребенок чувствует, что родители (или один из них) его не любят. Такое состояние его очень тяготит. А когда кого-то из других членов семьи любят больше (ребенок это чувствует), ребенок реагирует значительно болезненнее. В таких семьях дети могут вырасти с неврозами или озлобленными [8].

Жесткое семейное воспитание осуществляется в семьях, где за небольшую провинность ребенка наказывают. Дети в таких семьях растут в постоянном страхе. Еще существуют такие семьи, где ребенка воспитывают в условиях повышенной ответственности. Родители постоянно внушают ребенку, что он обязан достичь их большие надежды, и возлагают на него определенные детские заботы. У таких детей могут появиться страхи, постоянное беспокойство за то, что он не может достичь определенных успехов [14].

Неправильное воспитание очень сильно травмирует характер ребенка, его становление как личности, возникают нервные срывы, трудности во взаимоотношениях с окружающими. Очень часто основной причиной проблемного семейного воспитания становятся сами родители.

Семейному воспитанию присущи свои определенные методы, а скорее всего, приоритетное использование конкретных методов. К таким относятся личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий [8].


Методы семейного воспитания, как и все воспитание, должны быть основаны, прежде всего, на любви к ребенку. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей и т. д. К ребенку нужно и стоит проявлять гуманность и милосердие, привлекать его в семейные отношения, как такого же равного члена семьи. В семье отношения должна быть оптимистическая атмосфера, в дальнейшем это поможет ребенку преодолевать разные трудности, чувствовать поддержку, которым является семья [1].

Среди методов воспитания также следует выделить открытость и доверительность отношений с детьми. Ребенок чувствует отношение к нему очень остро, на подсознательном уровне, и поэтому необходимо быть открытым со своим ребенком. Он будет вам благодарен всю жизнь. Не нужно требовать от ребенка невозможного. Родителям нужно четко спланировать свои требования, посмотреть, какие у ребенка способности, поговорить с учителями и специалистами. Если ребенок не может усваивать и заучивать все на «отлично», не надо спрашивать с него большего. У ребенка это вы зовет комплексы и неврозы. Оказание помощи своему ребенку вызовет только положительный результат. Если вы готовы отвечать на вопросы своего ребенка, он ответит вам также открытостью.

Цель семейного воспитания – формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. А выбор методов воспитания – это целиком приоритет родителей. Чем правильнее методы, тем лучше ребенку, тем больших результатов он добьется [3].

Именно родители – являются первыми воспитателями для своих младших школьников. Родители осуществляют основное и значимое влияние на детей. ЖанЖак Руссо писалл, что каждый последующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребенка, чем предыдущий. Из этого следует, что правильно выбранные методы воспитания родителя приносят большую пользу в становлении личности ребенка [8].

Выбор и реализация основных методов воспитания в целом зависит от родителей, как воспитывать своего ребенка. Часто психологи призывают опираться на опыт других людей, имеющих большие успехи в воспитании своих детей. Сейчас есть в широком доступе специальная литература по вопросам семейного воспитания младших школьников.


Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они тесно связаны. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, родителей [14].

Методы гуманистического воспитания – основываются на запрещении телесных наказаний, не говорить слишком много, не требовать повиновения, не потакать и др. Однако все это сводится к одному: детям в семье рады должны быть всегда, при любых обстоятельствах, не важно, послушно он себя ведет или шалит. Родители должны приучать с малых лет ребенка к тому, что труд является главным источником жизни. В детстве это должно происходить в форме игры, затем задачи усложняются. Нужно объяснять ребенку, что его хорошая оценка в школе – это его хорошо сделанная работа. В этом случае опасность того, что ребенок вырастет не приученным к труду, очень мала [8].

Вся ответственность за воспитание лежит на родителях. Школа играет тоже большое влияние на младших школьников. Но все-таки основное закладывается в ребёнке до 7 лет, когда основное воспитание осуществляется родителями и родственниками [5].

В дошкольном возрасте нужно и можно легко приучать ребенка к труду. Это можно сделать с помощью элементарных приемов, убирать игрушки за собой, вытирать стол после рисования, подмести пол. Это тоже внесет большой вклад в развитие личности ребенка. В семье должно физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту.

По мере своих возможностей родители и родственники обучают ребенка основным знаниям об окружающем мире, обществе, производстве, профессиях, технике и т. д. В семье складываются и утверждаются определенные навыки, которые воспитывают его отношение к миру, людям, жизни. Родители должны показывать хороший пример своим детям. Это также относится к методам родительского воспитания [1].

Незаменима роль отца в семейных отношениях. Большое значение это присуще в воспитании мальчиков. Мальчики должны видеть в своем отце кумира, человека сильного, мужественного, на которого можно равняться. Особое место среди методов семейного воспитания занимает метод нравственного воспитания ребенка. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым. Честность, открытость, доброта, трудолюбие, гуманность. На собственном примере родители должны научить своего ребенка, как нужно себя вести и как поступать в том или ином случае.