Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы исследования роли семьи на процесс обучения младших школьников
1.1. Понятие семьи и ее влияние на становление личности младшего школьника
1.2. Типы семейных взаимоотношений и их отношение к развитию ребенка
2. Исследование влияния семьи на процесс обучения детей младшего школьного возраста
2.1. Общая характеристика исследования
2.2. Анализ результатов исследования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Влияние семьи на ребенка имеет очень большое влияние на становление его личности в семье, а также на дальнейшее успешное обучение младших школьников.
Нравственная составляющая родителей, те традиции и культура, которая сложилась в семье, их поведения, бытовые устои и стремления, а также социальные связи имеют значимость при формировании личности ребенка в возрасте младшего школьника.
Очень часто плохая успеваемость и плохое поведение первоклассника в школе становятся основой возникновения конфликтных отношений между взрослыми членами семьи. Нередко складывающийся в такой ситуации разлад способствует постепенному отчуждению ребенка от дома и родителей, является дополнительным источником его травмирования, формирования новых психических отклонений [4, с. 96].
Объект – процесс обучения младших школьников.
Предмет – влияние семьи на процесс обучение детей младшего школьного возраста.
Гипотеза – отношение родителей на учебно-познавательную деятельность школьников влияет на успешность процесса обучения.
Целью работы является исследование влияния семьи на процесс обучения детей младшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы исследования роли семьи на процесс обучения младших школьников;
2. Провести исследование влияния семьи на процесс обучения детей младшего школьного возраста;
3. Предложить рекомендации для успешного обучения младших школьников.
Методы исследования: анализ, диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анкетирование родителей, наблюдение, обобщение педагогического опыта).
Методики исследования: анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой; опросник «Мера заботы»; опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина).
База исследования: МБОУ СОШ р.п. Мухен Хабаровского края. В исследовании приняли участие 14 младших школьников 2-го класса и 14 родителей.
Теоретико-методологические основы: Федеральный закон «Об образовании в РФ»; исследования психолого-педагогических проблем неуспеваемости школьников (З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, В.С. Цетлин); исследования влияния родителей на эффективность адаптации ребёнка к ситуации школьного обучения (Т.А. Гусева, В.К. Лосева, А.И. Луньков).
Практическая значимость: возможность использования результатов исследования, для коррекции детско-родительских отношений в деятельности психологов сферы образования, консультантов психологических центров, специалистов, организующих специальную подготовку детей к школе.
Структура работы: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, приложения.
1. Теоретические основы исследования роли семьи на процесс обучения младших школьников
1.1. Понятие семьи и ее влияние на становление личности младшего школьника
Начальной структурной единицей общества, которая закладывает основы личности, является семья. Она связывает кровными узами, объединяет детей, родителей, родственников. Семья появляется только с рождением ребенка.
Семья имеет большую значимость для человека и для ребенка в целом. Это социально-педагогическая группа людей, которая предназначена для наибольшего удовлетворения потребностей каждого ее члена.
Семейное воспитание – это определенная система воспитания и образования, которая складывается в условиях определенной семьи в совокупности участия родителей и родственников [1].
Содержание семейного воспитания охватывает все направления. В семье осуществляется физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, и оно видоизменяется от возраста к возрасту.
Родители считаются первыми воспитателями и оказывают главное и большое влияние на ребенка как в первые годы его жизни, так и в последующие этапы развития. Наиболее часто родители воспитывают своих детей так, как воспитывали их. Ребенок является такой же личностью как и взрослый человек. К нему должен быть определенный подход. Каждый родитель присматривается к своему ребенку, изучает его привычки, анализирует его поведение, действия, делает определенные выводы и, уже исходя из этого, выстраивает свою методику воспитания и обучения [8].
Проблемы семейного воспитания закладываются в частности из-за непонимания между детьми и родителями. Дети как младшего школьного возраста, так и подростки, начинают требовать больше, родители не идут на компромисс, у детей возникают стрессы, истерики, происходят конфликты [14].
Семейное воспитание должно начинаться с любви к ребенку. Если этот факт не сильно выражен или не выражен вообще, то в семье начинаются проблемы – рано или поздно. Часто в семьях встречается безнадзорность, бесконтрольность. Это возникает тогда, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети слоняются по улице, предоставлены сами себе, начинают искать и попадают в плохие компании [24].
Бывает и обратные ситуации, когда ребенка чрезмерно опекают (гиперопека). Все действия ребенка чрезмерно контролируются, отсутствует самостоятельность, боязнь приказов. Результатом такого воспитания млаший школьник становится нервным, неуверенным в себе, что приводит к сильным психическим расстройствам. В ребенке накапливается обида и злость на родителей, возникают срывы, побеги из дома. Такие дети начинают нарушать запреты, появляется девиантное поведение [1].
Существует также семейное воспитание по типу вседозволенности. Таким детям все позволено, ими восхищаются, ребенок привыкает быть в центре внимания, все его желания выполняются. В младшем школьном возрасте такие дети не в состоянии правильно оценить свои возможности, адекватно воспринимать ситуацию [8]. Таких людей, как правило, не любят, стараются не общаться с ними и не понимают.
Некоторые родители воспитывают детей в обстановке эмоциональной отверженности, холодности. Ребенок чувствует, что родители (или один из них) его не любят. Такое состояние его очень тяготит. А когда кого-то из других членов семьи любят больше (ребенок это чувствует), ребенок реагирует значительно болезненнее. В таких семьях дети могут вырасти с неврозами или озлобленными [8].
Жесткое семейное воспитание осуществляется в семьях, где за небольшую провинность ребенка наказывают. Дети в таких семьях растут в постоянном страхе. Еще существуют такие семьи, где ребенка воспитывают в условиях повышенной ответственности. Родители постоянно внушают ребенку, что он обязан достичь их большие надежды, и возлагают на него определенные детские заботы. У таких детей могут появиться страхи, постоянное беспокойство за то, что он не может достичь определенных успехов [14].
Неправильное воспитание очень сильно травмирует характер ребенка, его становление как личности, возникают нервные срывы, трудности во взаимоотношениях с окружающими. Очень часто основной причиной проблемного семейного воспитания становятся сами родители.
Семейному воспитанию присущи свои определенные методы, а скорее всего, приоритетное использование конкретных методов. К таким относятся личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий [8].
Методы семейного воспитания, как и все воспитание, должны быть основаны, прежде всего, на любви к ребенку. Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей и т. д. К ребенку нужно и стоит проявлять гуманность и милосердие, привлекать его в семейные отношения, как такого же равного члена семьи. В семье отношения должна быть оптимистическая атмосфера, в дальнейшем это поможет ребенку преодолевать разные трудности, чувствовать поддержку, которым является семья [1].
Среди методов воспитания также следует выделить открытость и доверительность отношений с детьми. Ребенок чувствует отношение к нему очень остро, на подсознательном уровне, и поэтому необходимо быть открытым со своим ребенком. Он будет вам благодарен всю жизнь. Не нужно требовать от ребенка невозможного. Родителям нужно четко спланировать свои требования, посмотреть, какие у ребенка способности, поговорить с учителями и специалистами. Если ребенок не может усваивать и заучивать все на «отлично», не надо спрашивать с него большего. У ребенка это вы зовет комплексы и неврозы. Оказание помощи своему ребенку вызовет только положительный результат. Если вы готовы отвечать на вопросы своего ребенка, он ответит вам также открытостью.
Цель семейного воспитания – формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. А выбор методов воспитания – это целиком приоритет родителей. Чем правильнее методы, тем лучше ребенку, тем больших результатов он добьется [3].
Именно родители – являются первыми воспитателями для своих младших школьников. Родители осуществляют основное и значимое влияние на детей. ЖанЖак Руссо писалл, что каждый последующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребенка, чем предыдущий. Из этого следует, что правильно выбранные методы воспитания родителя приносят большую пользу в становлении личности ребенка [8].
Выбор и реализация основных методов воспитания в целом зависит от родителей, как воспитывать своего ребенка. Часто психологи призывают опираться на опыт других людей, имеющих большие успехи в воспитании своих детей. Сейчас есть в широком доступе специальная литература по вопросам семейного воспитания младших школьников.
Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они тесно связаны. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, родителей [14].
Методы гуманистического воспитания – основываются на запрещении телесных наказаний, не говорить слишком много, не требовать повиновения, не потакать и др. Однако все это сводится к одному: детям в семье рады должны быть всегда, при любых обстоятельствах, не важно, послушно он себя ведет или шалит. Родители должны приучать с малых лет ребенка к тому, что труд является главным источником жизни. В детстве это должно происходить в форме игры, затем задачи усложняются. Нужно объяснять ребенку, что его хорошая оценка в школе – это его хорошо сделанная работа. В этом случае опасность того, что ребенок вырастет не приученным к труду, очень мала [8].
Вся ответственность за воспитание лежит на родителях. Школа играет тоже большое влияние на младших школьников. Но все-таки основное закладывается в ребёнке до 7 лет, когда основное воспитание осуществляется родителями и родственниками [5].
В дошкольном возрасте нужно и можно легко приучать ребенка к труду. Это можно сделать с помощью элементарных приемов, убирать игрушки за собой, вытирать стол после рисования, подмести пол. Это тоже внесет большой вклад в развитие личности ребенка. В семье должно физическое, эстетическое, трудовое, умственное и нравственное воспитание детей, видоизменяясь от возраста к возрасту.
По мере своих возможностей родители и родственники обучают ребенка основным знаниям об окружающем мире, обществе, производстве, профессиях, технике и т. д. В семье складываются и утверждаются определенные навыки, которые воспитывают его отношение к миру, людям, жизни. Родители должны показывать хороший пример своим детям. Это также относится к методам родительского воспитания [1].
Незаменима роль отца в семейных отношениях. Большое значение это присуще в воспитании мальчиков. Мальчики должны видеть в своем отце кумира, человека сильного, мужественного, на которого можно равняться. Особое место среди методов семейного воспитания занимает метод нравственного воспитания ребенка. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброжелательность, доброта, внимание и милосердие к старшим, младшим и слабым. Честность, открытость, доброта, трудолюбие, гуманность. На собственном примере родители должны научить своего ребенка, как нужно себя вести и как поступать в том или ином случае.