Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы исследования роли семьи на процесс обучения младших школьников
1.1. Понятие семьи и ее влияние на становление личности младшего школьника
1.2. Типы семейных взаимоотношений и их отношение к развитию ребенка
2. Исследование влияния семьи на процесс обучения детей младшего школьного возраста
2.1. Общая характеристика исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Те дети, которые получают хорошее воспитание, где присутствует адекватная мера заботы, где поощряется самостоятельность и инициатива, имеют положительную мотивацию к школе. Те дети, которые воспитываются в семьях, где проявляется излишняя забота и интерес к ребенку, уровень школьной мотивации ниже, отсутствует познавательный интерес. Так же в тех семьях, где ребенку не уделяют должного внимания, присутствуют межличностные проблемы, имеют низкий уровень школьной мотивации.
В результате исследования гипотеза работы доказана.
3. Рекомендации для успешного обучения младших школьников
В данной работе проведен анализ проблемы успешности обучения младших школьников. Успешность обучения и воспитания в педагогическом процессе в целом определяется успешностью педагогов, детей и их родителей. Об успешности процесса обучения и воспитания следует говорить только тогда, когда хотя бы один из его участников переживает или пережил чувство радости и успеха. Данная тема исследования притягивает внимание многих исследователей в области психологии и педагогики и изучена незначительно. Ее актуальность заключается еще и в том, что проблема, поднимаемая в этом исследовании, также имеет малую реализацию в практике образования. Особенно это касается проблемы психологической готовности к обучению в школе современных школьников и выявления роли родителей в процессе успешного обучения детей.
В работе представлены результаты эмпирического исследования семьи, как одного из социально-психологических условий успешности обучения младших школьников. Выявлено, что взаимоотношения родителей и детей в семье имеют большое значение для общего психологического состоянии ребенка, а также оказывают значительное влияние на успеваемость и на уровень успешности обучения ребенка в школе.
Если проводить более детальный анализ результатов исследования, то можно проследить некую взаимосвязь между стратегией семейного воспитания, отношением родителей к детям и успешностью обучения детей в школе. В ходе исследования получены следующие результаты: при авторитетной (демократической) стратегии семейного воспитания и при высоком уровне отношения к ребенку успеваемость детей будет высокой. Когда стратегией семейного воспитания выбирается авторитарный стиль, но при высоком уровне отношения к ребенку – ребята учатся на «хорошо» и «отлично».
Таким образом, в ходе проделанной работы было выявлено, если в семье высокий уровень отношения к ребенку и авторитетный (демократический) стиль семейного воспитания, где родители интересуются проблемами ребенка, в курсе всех событий в жизни детей и в школе, и вне ее, то у таких детей высокий уровень успеваемости. Такие дети характеризуются целеустремленностью и высокой познавательной активностью, что способствует и высокой успешности обучения этих детей.
В семьях же с низким уровнем отношения родителей к ребенку успеваемость детей слабая – троечники.
Если ученик в процессе обучения преодолел свой страх, растерянность, неорганизованность, затруднения, испытывает чувство удовлетворения собственной деятельностью и собой, имеет высокую оценку результатов обучения со стороны родителей, учителя или других лиц, то можно с уверенностью говорить о том, что такой ребенок будет успешным.
Можно предложить следующие рекомендации родителям.
1. Необходимо воспитывать у младшего школьника отношение к учебе ни как к какому-то наказанию, обязанности навязанной взрослым. Школа для младшего школьника должна быть местом для познания мира. Родители должны проявлять уважение к учителю, формировать уважительное отношение ребенка к нему, уважительно отношение к одноклассникам. Младшие школьники иногда искажают информацию о школе и событиях, происходящих в ней.
2. Необходимо терпимее относится к тому, если младший школьник с трудом усваивает новые знания. Необходимо избегать таких оценок: «не думал», «не стараешься», «не выучил».
Если ребенок все время боится чего-то (наказания, ругани), то это провоцирует отсутствие желания учиться, пропадает интерес к знаниям, а также закладывает отрицательное отношение к школе и учителю, делает проблемным взаимопонимание детей и родителей. Страх только усугубляет последствия как в воспитании, так и в обучении.
3. если у младшего школьника возникают трудности в обучении не нужно обвинять его самого. Если родители проявляют строгость, осуждение, угрозы, это усугубляет желание младшего школьника преодолевать трудности учения, а также уходит желание и уверенность у него в обучении, постоянно присутствует чувство вины, сознание собственной неуверенности. Родителю совместно с учителем необходимо разобраться в трудностях и попытаться их решить.
4. Младший школьник должен чувствовать любовь родителей, он не должен ощутить, что неуспехи в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок («я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя, а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.
5. Почаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Таким образом, чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Сама обстановка в семье должна помочь ребенку в учении. Ребенок должен видеть в лице матери или отца тружеников, которые любят свой труд. Родители- труженики и ребенка должны вдохновлять на труд, вселить уверенность в свои силы, надежду на успех.
Проведя данное исследование, выявлено, что отношения родителей и детей в семье имеют большое значение для общего психологического состоянии ребенка, а также оказывают значительное влияние на уровень успешности обучения ребенка в школе. Следовательно, можно сказать, что отношения родителей и ребенка, стратегия семейного воспитания влияют на уровень его успеваемости в школе, его успешности обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Родители считаются первыми воспитателями и оказывают главное и большое влияние на ребенка как в первые годы его жизни, так и в последующие этапы развития. Наиболее часто родители воспитывают своих детей так, как воспитывали их. Ребенок является такой же личностью как и взрослый человек. К нему должен быть определенный подход. Каждый родитель присматривается к своему ребенку, изучает его привычки, анализирует его поведение, действия, делает определенные выводы и, уже исходя из этого, выстраивает свою методику воспитания и обучения.
Именно родители – являются первыми воспитателями для своих младших школьников. Родители осуществляют основное и значимое влияние на детей. ЖанЖак Руссо писалл, что каждый последующий преподаватель оказывает меньшее влияние на ребенка, чем предыдущий. Из этого следует, что правильно выбранные методы воспитания родителя приносят большую пользу в становлении личности ребенка.
Неправильное воспитание очень сильно травмирует характер ребенка, его становление как личности, возникают нервные срывы, трудности во взаимоотношениях с окружающими. Очень часто основной причиной проблемного семейного воспитания становятся сами родители.
Таким образом, взаимосвязь между психологической обстановкой в семье и ее воздействием на учебно-познавательную деятельность школьников, возможно являются главным индикатором успешного обучения ребенка.
2. Опросник «Мера заботы» предназначен для определения уровня заботы родителей о своем ребенке;
3. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью
по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков (А.Я. Варга, В.В. Столин).
Сделан вывод, что влияние семьи оказывает существенную роль на учебную деятельность младшего школьника. Те дети, которые получают хорошее воспитание, где присутствует адекватная мера заботы, где поощряется самостоятельность и инициатива, имеют положительную мотивацию к школе. Те дети, которые воспитываются в семьях, где проявляется излишняя забота и интерес к ребенку, уровень школьной мотивации ниже, отсутствует познавательный интерес. Так же в тех семьях, где ребенку не уделяют должного внимания, присутствуют межличностные проблемы, имеют низкий уровень школьной мотивации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Аберкромби Н. Социологический словарь. – Казань. – 2015.
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М., 2010.
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 2015.
- Андреева Т.В. Семейная психология : учеб.пособие. – СПб., 2014.
- Бруменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М. , 2015.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб, 2016.
- Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М., 2009. – 604 с.
- Земская М.Р. Семья и личность. – М.: изд. «Прогресс», 2014.
- Конин Л.П. Методическое обеспечение образовательного процесса // Дополнительное образование и воспитание. – 2016. – № 2. – С.15-22.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 2012.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2010. – 452 с.
- Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psycabi.net/testy/646-test-oprosnik-roditelskogo-otnosheniya-a-ya-varga-v-v-stolin-metodika-oro.
- Минияров В.М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2014.
- Макарова И. В. Психология: конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2014. – 237 с.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – М., 2010. – 208 с.
- Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2012. – 128 с.
- Немов Р.С. Психология. – М., 2011. – 704 с.
- Овчарова Р.В. Психология родительства : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2011.
- Панкова Л.М. Человек и семья: Философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. доктора философских наук. – С. -Петербург, 2014.
- Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб., - 2014.
- Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. – 2010. – №3. - С. 3-14.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 2015. – 504 с.
- Теплов Б.М. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 2011.- 206 с.
- Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. – 272 с.
- Шмидт В.В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. – М.: Сфера, 2015. – 248 с.
Приложение 1
Анкета для оценки уровня школьной мотивации (1-4 кл.) (методика для определения уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой)
Инструкция: Выбери один из трёх предъявляемых ответов (наиболее тебе подходящий) на
поставленный вопрос, отметь его галочкой.
1 Тебе нравится в школе?
а) не очень б) нравится в) не нравится
2 Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто
хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью
3 Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем
ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?
а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу
4 Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится
5 Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю
6 Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы
7 Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто б) редко в) не рассказываю
8 Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы
9 У тебя в классе много друзей?
а) мало б) много в) нет друзей
Тебе нравятся твои одноклассники ?
а) нравятся б) не очень в) не нравятся
Уважаемые родители, просим принять участие в нашем исследовании!
Укажите Ваш возраст______ , ваш пол
, количество детей в вашей семье______
у вас полная/неполная семья? (подчеркнуть нужное)
Приложение 2
Тест опросник «Мера заботы»
Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция. Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.
"Категорически не согласен" - 1 балл.
"Я не спешил бы с этим согласиться" - 2 балла.
"Это, пожалуй, верно" - 3 балла.
"Совершенно верно, я считаю именно так" - 4 балла.