Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы исследования роли семьи на процесс обучения младших школьников
1.1. Понятие семьи и ее влияние на становление личности младшего школьника
1.2. Типы семейных взаимоотношений и их отношение к развитию ребенка
2. Исследование влияния семьи на процесс обучения детей младшего школьного возраста
2.1. Общая характеристика исследования
2.2. Анализ результатов исследования
Общеизвестно, что период начала обучения в школе является сложным для ребенка, поэтому значимость детско-родительских отношений в этот период подчеркивается значительным количеством авторов (В.С. Мухина, Л.А. Венгер, К.В. Бардин, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман). Следует отметить, что исследования психологических механизмов влияния родителей на эффективность адаптации ребенка к ситуации школьного обучения малочисленны и в большинстве своем имеют описательный теоретический характер (В.К. Лосева, Т.А. Гусева, А.И. Луньков) [8, с. 4].
У родителей, погруженных в бытовые проблемы, занятых на работе, поглощенных многочисленными обязанностями, часто не остается времени и сил на совместную деятельность с ребенком. Дефицит общения и взаимодействия приводит к отсутствию четких знаний и представлений о психофизических особенностях ребенка, его интересах и способностях, достижениях и неудачах в процессе развития [6].
Проблема взаимоотношений между детьми и родителями привлекала и привлекает внимание значительного числа психологов различных направлений и школ. В данной области научная психология имеет существенное отставание от практики и особенно заметно это отставание в отечественной психологии. Подчеркивая ведущую и решающую роль взаимоотношений с близкими взрослыми для развития ребенка, следует отметить, что ни с точки зрения культурно-исторического, ни с точки зрения деятельностного подхода эти отношения предметом исследований не являются [1, с. 60].
Отношение родителей к ребенку отличает высокая психологическая напряженность и многообразность в их проявлениях. Наиболее частыми типами поведения являются: внимательное, тщеславное, боязливое, раздраженное, сердитое, общительное, приспособляющееся, сенсационное, уравновешенное, упорное, настойчивое, постоянное, уклончивое, уверенное и обнадеживающее. Эти типы поведения не выявлены в чистом виде, но дают бесчисленное множество сочетаний. Сложившуюся в семье систему отношений к ребенку принято называть родительскими установками. Это установки, которые играют решающую роль в психоэмоциональном развитии детей, приводя либо к успеху, либо к неуспешности ребенка в дальнейшем [4, с. 230].
Таким образом, обозначены проблемы имеющие высокий уровень актуальности. Это проблема детско-родительских отношений, а также проблема успешности обучения детей младшего школьного возраста.
2. Исследование влияния семьи на процесс обучения детей младшего школьного возраста
2.1. Общая характеристика исследования
Целью исследования является изучение влияния семьи на процесс обучения младших школьников.
Гипотеза исследования: различие стилей семейного воспитаний влияет на учебную деятельность младших школьников.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ р.п. Мухен Хабаровского края. В исследовании приняли участие 14 учащихся 2 класса и 14 родителей.
Для выявления влияния семьи на процесс обучения младших школьников был подобран ряд методик.
1. Определение уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой – методика направлена на то, чтобы определить актуальное состояние уровня мотивации обучения младших школьников. По результатам методики выделяют 5 основных уровней школьной мотивации:
- первый уровень (25-30 баллов) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности;
- второй уровень (20-24 балла) – хорошая школьная мотивация;
- третий уровень (15-19 баллов) – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;
- четвертый уровень (10-14 баллов) – низкая школьная мотивация;
- пятый уровень (ниже 10 баллов) – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Цель методики – определение школьной мотивации. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления: dопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят, анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
2. Опросник «Мера заботы» предназначен для определения уровня заботы родителей о своем ребенке. Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Выбранный тест поможет родителям разобраться, насколько верна их воспитательная позиция;
3. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью
по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков (А.Я. Варга, В.В. Столин). Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка. В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.
2.2. Анализ результатов исследования
Результаты методики «Определения уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой» представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты методики «Определения уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой»
№ |
Имя, фамилия |
Уровень школьной мотивации |
|
Количество баллов |
Уровень |
||
1 |
Даша Б. |
9 |
Пятый |
2 |
Богдан М. |
17 |
Третий |
3 |
Илья Ф. |
26 |
Первый |
4 |
Тимофей Р. |
16 |
Третий |
5 |
Настя К. |
22 |
Второй |
6 |
Вера П. |
21 |
Второй |
7 |
Максим З. |
25 |
Первый |
8 |
Кристина С. |
16 |
Третий |
9 |
Таня В. |
21 |
Второй |
10 |
Вероника П. |
11 |
Четвертый |
11 |
Денис К. |
12 |
Четвертый |
12 |
Миша С. |
21 |
Второй |
13 |
Соня П. |
23 |
Второй |
14 |
Наташа Л. |
20 |
Второй |
Более наглядно результаты исследования представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты методики «Определения уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой»
По данным таблицы 1 и рисунка 1, шесть учеников второго класса (43% от всех испытуемых) имеют хорошую школьную мотивацию, еще двое младших школьников (14% от всех испытуемых) высокий уровень школьной мотивации. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
Положительное отношение к школе имеют 3 ученика (22%). Эти дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
Низкий уровень школьной мотивации показали два младших школьника (14%) и один ученик негативно относится к школе. Посещение школы не приносится радости данным ученикам, отсутствуют познавательные мотивы.
Результаты опросника «Мера заботы» показали (рисунок 2), что 8 родителей (47%) набрали 25-40 баллов. Это говорит о том, что их дети получают достаточно внимания и заботы, при этом имеют возможность проявлять независимость и взрослость. Дети данных родителей также показали хорошую и высокую школьную мотивацию.
Рисунок 2 – Результаты опросника «Мера заботы»
Высокий уровень (40 баллов и выше) набрали трое родителей. Это говорит о том, что все действия взрослых направлены на то, чтобы пожелания и интересы ребенка были надежно защищены. Ребенок личностно зависит от родителя, что не способствует формированию его интересов, самооценки. Дети таких родителей, которые применяют такие методы воспитания, имеют положительное отношение к школе, но познавательные мотивы у них развиты слабо.
Еще трое родителей набрали менее 25 баллов. Это свидетельствует о том, что родители мало уделяют внимания вопросам воспитания своего ребенка. Они в основном сосредоточены на проблемах, связанных с работой или на трудностях, касающихся супружеских взаимоотношений. Дети таких родителей показали низкую школьную мотивацию и негативное отношение к школе.
Результаты опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столина). В методике «Тест-опросник родительского отношения (ОРО)» следовало ответить на вопросы и выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».
Анализируя результаты теста можно выделить следующие. Те родители, которые имеют адекватную меру заботы дали высокие показатели родительского отношения по шкале: принятие/отвержение (68%), то есть родители любят ребенка таким, какой он есть. Взрослые уважают индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Они стремятся проводить много времени вместе с ним, одобряют его интересы и планы.
Высокие баллы получены по шкале кооперация (63%) – это означает, что взрослые проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть на равных с ребенком. Также высокие баллы получены по шкале симбиоз (58%). Данная шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родители стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни.
Низкие баллы у данных родителей получены по шкале контроль (48%).
Контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Низкие баллы также получены по переменной маленький неудачник (38%), родители данной выборки не склонны инфантилизировать своего ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность.
Анализируя результаты по данному тесту среди семей, которые имеют сильную меру заботы, можно выделить следующее. Высокие баллы получены по шкале гиперсоциализация, данная шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка (57%). При высоком балле по этой шкале в отношении родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Взрослый требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
Таким образом, можно сделать вывод, что влияние семьи оказывает существенную роль на учебную деятельность младшего школьника.