Файл: Понятие и классификация функций государства (Общая характеристика функций государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функции государства еще зависят и от экологического фактора. Каждое государство своей обязанностью считает необходимым обеспечить защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической обстановке. Причем экология приобретает в условиях научно-технического прогресса планетарное значение, т.к. речь идет о выражении человечества и цивилизации в целом. [7]На функции государства воздействуют еще и процессы информатизации общества, создание общего информационного пространства. Данные процессы диктуются потребностями формирования свободного общества, участием широкой общественности в управлении делами государства, необходимостью контроля за управляющими и, так же , законным правом граждан знать, что конкретно делается в мире, в государстве, против несправедливых, незаконных, решений.[8]

Например, государство раннеклассового общества обеспечивало, а подчас и организовывало трудовую деятельность ремесленников. земледельцев-общинников. Жизнедеятельность города - государства и прилегающих к нему сельских общин, создание и распределение общественных Фондов, ирригационные работы, защита населения ,охрана разных форм собственности, завоевательные походы, взимание налогов, дани, захват чужих территорий, организация внутренней и особенно внешней торговли, духовная жизнь общества: строительство храмов, поддержание религиозных верований, обычаев, регламентация семейно-брачных отношений – все это и многое другое было предметом, направлением, содержанием деятельности раннеклассового государства, его функциональной характеристикой.

С развитием раннеклассового государства, переходом к другим типам государства («азиатского способа производства», рабовладельческому, феодальному) одни функции стали утрачивать свое значение, другие функции , наоборот, стали разрастаться, наполняться новым содержанием, становятся основными. Так, основными функциями у государства «азиатского способа производства» становятся функции захвата чужих территорий, жесткой защиты государственной собственности при допущении частной собственности, организации земледельческих работ. На этом этапе государственности у многих обществ наиболее важной функцией государства становится поддержание социального расслоения общества, обеспечение господства различных классов, социальных групп, кланов. Государство «азиатского способа производства» охраняет господствующую идеологию, как правило, религиозную, осуществляет строительство грандиозных храмовых сооружений, гробниц, создает разветвленную судебную систему, поддерживает нормативно-правовую регламентацию, а в экономике обеспечивает и формирует, главным образом, распределительные отношения.


Уникальные государства иного типа, которые возникают на рабовладельческой основе, - государства Древней Греции и Древнего Рима -наряду с другими функциями обеспечивают насильственные захваты иностранцев, использование и обращение их в качестве рабов, а потом и обращение в рабство собственных граждан. В этих государствах развиваются не распределительные, а товарно-денежные отношения, которые включают в экономический оборот и раба как товар, происходят формирование и защита правовых систем. В основе этих отношений лежит частная собственность, а она, в свою очередь, становится особым предметом заботы и защиты государства.

В государствах Европы и Азии, которые опираются на феодальный строй, функции государства тоже изменяются: защита и поддержание крепостнических отношений становятся наиболее важной деятельной стороной государства.[9] В эти отношения входит внеэкономическое прикрепление крестьян к земле, развитие феодальной собственности, сохранение различных отношений между сеньорами и вассалами, князьями и городскими общинами, сословного состояния общества и т. п.

Итак, многоплановое изменение функций происходит при переходе обществ к капиталистическим и социалистическим типам государственной организации. Изменяется сущность и форма государства, и в зависимости от этого изменяются и их функции. Так в экономической области происходят переходы от невмешательства государства в экономическую жизнь (функция «ночного сторожа» - первоначально у буржуазного государства) до тотального регулирования производства, распределения у социалистического государства, в социальной же жизни - от защиты прав и свобод человека до полного фактического попрания этих прав и свобод под лозунгами диктатуры, уничтожения классовых противников, ликвидации эксплуатации.

Таким образом, следует еще раз подчеркнуть, что появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью и формой государства. Однако такая более или менее причинная зависимость все же характеризует функции государства, представляющие собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования:в политической, в экономической, социальной и иных. Как подчеркивает А.Б. Венгеров, «основные функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям государства».[10]


Другие же функции, как основные в других своих аспектах, подвергаются мощному влиянию этнокуль­турных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и т. п. Поэтому новый тип государства, который появился в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме не только сохранять , но даже и развивать некоторые старые функции. Фактическое имперское содержание отдельных внешнеполитических функций царской России сохранял и развивал СССР, хотя формально наличие такого функционального содержания всячески отрицалось в официальной идеологии и политике социалистического государства.

Таким образом, «функции государства не являются чем-то раз и навсегда данным, фундаментальным, застывшим, неизменным»[11]. В государственности того или иного общества сохраняется еще преемственность функций, но уже действует и механизм обновления функций. На появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы государства.

Наряду с классовым содержанием функций государства большое значение всегда имело в жизнедеятельности государственно-организованного общества и национальное содержание функций.

Это тоже очень важная характеристика государства. Она связана с такой деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который и выступает в государственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории.

Важно следует подчеркнуть, что на основе исторического опыта человечества еще встает вопрос о социальной цене, которую приходится платить на­роду при осуществлении национально-функциональной деятельности государства, особенно в современных условиях,когда так переплетаются национальные, политические, территориальные и иные интересы, в то время когда появились ядерные и иные грозные средства, которые могyт быть использованы для решения межнациональных, этнических конфликтов. Также необходимо учитывать, что на Земле в настоящее время живет более 2000 - этносов, большинство из которых в своем национальном самосознании понимает социальную ценность собственной государственности. Но возможно ли существование такого числа государств на Земле, не рождает ли современное состояние государственности принципиально новые, в частности укрупненные, типы и формы государств? Можно еще отметить также, что некоторые функции государства на том или ином этапе исторического развития имеют смешанное содержание: общесоциальное, классовое, национальное. Так, общесоциальный характер может быть свойствен идеологической функции государства, она выражается в защите государством господствующей религии и является цементирующей общество силой. Это особенно характерно для теократических государств. Однако в таких государствах дело доходит даже до физического уничтожения так называемых еретиков, неверных. И тогда уже функция защиты религии перестает быть общесоциальной, превращается в узкогрупповую.


Идеологическая функция государства может иметь предельно классовый, групповой характер, что стало характерным в социалистических государствах тоталитарного типа, когда марксистско-ленинская идеология объявлялась государственной, находилась под специфичной защитой государства. Доверие к государству находится в прямой зависимости от демократического содержания функций государства, его умения и желания учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы[12]. «Государство, которое попирает права человека, игнорирует его неотъемлемые, естественные права и свободы, осуществляет репрессии против своего народа или отдельных национальных групп, препятствует контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно также не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами, на благоприятное общественное мнение мирового сообщества»[13].

На функции государства оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех, без исключения, современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений ХХ века. Причем это воздействие двоякое. С одной стороны, появляется жизненно важное направление деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой стороны - ограничение опасности, которая проистекает от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений. Это особенно касается ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т. п.

В сфере науки для государства появляется новая область деятельности - поддержка и защита интеллектуальной собственности, т. е. создание условий для успешной научной деятельности, охрана принадлежности результатов научного труда их создателям, обеспечение справедливой оценки этого труда и достойного вознаграждения за использование этих результатов.

Определяющее влияние на эволюцию функций государства оказывает и экологический фактор. Суть этого влияния заключается в том, что если каждое современное государство не возьмет на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также не станет взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, то в самое ближайшее время неминуем общецивилизационный глобальный кризис. Таков современный экологический императив в его государственном преломлении. Радиоактивные отходы, промышленное загрязнение водных и воздушных ресурсов, сокращение лесов - этих легких Земли, - иные неблагоприятные последствия - все это ужасающие реалии современного человеческого существования.


Человечество – это есть особый биологический вид, который существует, создавая одновременно условия для своего уничтожения, вымирания. Эти условия - отходы жизнедеятельности человека в самом широком смысле. Защита от этой угрозы всегда выступала социальной функцией.[14] Уже в догосударственной организации общества происходили постоянные перекочевки кланов, первобытных групп из-за загрязнения среды обитания. И только создание в древности канализационных сооружений, пусть и примитивных, позволило человечеству перейти к оседлости, образовать города, иные постоянные поселения. Но сейчас проблема значительно сложней: безотходные технологии - это одна из целей, достижение которой только и позволит человечеству существовать. Без их создания и всепланетного применения, как полагают многие ученые, человечеству не выжить.

Государственная деятельность в этом направлении - безусловное требование современности. Эволюция функций в этой области приобретает иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами.

Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения - еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций. Путь от конфронтации к сотрудничеству и, наконец, к партнерству проходит большинство государств современного мира во внешнеэкономической деятельности. К новой эволюции функций государств подталкивает и развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информационных систем, формирование общепланетного информационного пространства. Но, безусловно, самое мощное влияние на эволюцию функций государств оказывает объективная потребность исключить саму возможность использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования ядерных, химических и иных технологий.

Таким образом, указанная выше эволюция функций затрагивает в той или иной степени все, без исключения, современные государства. Вместе с тем происходит эволюция функций, затрагивающая отдельные государства, особенно в экономической области, в частности тогда, когда конкретные общества развиваются в направлении рыночной экономики, переходят от социалистических, распределительных отношений к товарно-денежным, от тоталитарных режимов к либерально-демократическим.