Файл: Понятие и классификация функций государства (Общая характеристика функций государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Для того чтобы сложилось правильное и полное представление о государстве, его сущности, функциях, структуре, необходимо рассматривать их в тесной взаимосвязи на основе структурно-функционального анализа этих понятий. В функциях государства выражается его сущность, его предназначение, а структура государства, т. е. его внутреннее строение, определяется его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет. Современные ученые-юристы определяют государство как суверенную, универсальную организацию политической власти, призванную обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющую свою территорию, аппарат принуждения и взимающую налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций.

Необходимость решения общих дел ставит перед государством определенные задачи, набор и содержание которых различны в до индустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах. Оптимальность его организации самым непосредственным образом зависит от того, насколько полно и четко выявлены функции государства и определены формы реализации этих функций. Формы реализации функций государства нельзя рассматривать в отрыве от его сущности и содержания деятельности. Будучи категориями подвижными, они развиваются и изменяются вместе с государственной жизнью, экономическими, социальными, политическими и культурными отношениями в обществе.

Функциям государства посвящено достаточно много работ отечественных ученых, проблемы этой категории теории государства затрагиваются в многочисленных публицистических изданиях.

В курсовой работе делается акцент именно на современные аспекты проблем, связанных с пониманием, эволюцией, классификацией и формами осуществления функций государства.

Цель данной работы – исследовать понятие и виды функций государства. В соответствии с поставленной целью, намечены следующие задачи:

- дать понятие признаков функций государства;

- исследовать эволюцию функций государства;

- рассмотреть классификацию функций государства на современном этапе его развития

- проанализировать формы реализации функций государства.

Объектом исследования, являются законы (законодательные акты), подзаконные нормативные акты, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, комплексные нормативные акты, и т.д.

Предметом исследования являются функции государства.


В курсовой работе использовались научные труды отечественных ученых, таких как С.С.Алексеев, А.Б.Венгеров, Л.И. А.И.Коваленко, В.В.Лазарев, Н.И. Матузов, А.В. Малько, А.С. Пиголкина и др. Были использованы нормативные правовые акты.

В первой главе работы дается общая характеристика функций государства, аспекты понимания функций государства, их эволюция.

Вторая глава посвящена анализу различных критериев классификации функций государства, их видов.

1. Общая характеристика функций государства

1.2 Понятие и признаки функций государства

Государством называют сложную социальную организацию, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые разнообразные стороны общественной жизни. Самые основные направления деятельности государства называют функциями государства.

Функции государства –это есть особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, которые охватывают самые основные направления деятельности государства по управлению обществом.

Можно отметить следующие признаки функций государства:

-Устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важных сферах общественной жизни.

-Непосредственная связь между социальным назначением и сущностью государства .

- Деятельность государства направлена на выполнение крупных конкретных задач и достижение целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества.

-Осуществление функций в определенных формах (чаще всего правовых) с применением властно-принудительных методов[1].

-Деятельность государства охватывает большой круг направлений, поэтому функции государства можно разделить на определенные группы видов, при этом деление на группы можно произвести по-разному. В научной юридической литературе встречается несколько подходов деления функций государства на виды. Основные из них – следующие (см. также рис. 1):

По сфере деятельности функции государства можно разделить на внутренние и внешние – такое деление наиболее часто встречается.


По видам ветвей государственной власти – можно выделить функции законодательные, исполнительные и судебные.

По времени действия – функции постоянные и временные.

По значению –выделяют функции основные и неосновные.

Рисунок 1 - Виды функций государства

Внедрение функций осуществляется различными государственными организациями. Количество, задачи, компетенция, взаимоотношения и связи между ними определяются функциями государства. Функция всегда первична по отношению к выполняющей ее государственной организации. Функция – это есть идея, необходимость деятельности, ее направление, а государственная организация – это есть та материальная сила, которая воплощает данную идею, материализует ее.[2]

Государственная функция – это есть ни что иное, как очень широкое направление деятельности и она не может быть реализована какой-то одной государственной организацией. Каждая из государственных организаций имеет свои особенные функции, которые отличаются по масштабу от государственных функций. Функции государства выполняются своей совокупностью государственных организаций.

На данном этапе существует два вида государственных организаций. К первому виду относятся государственные организации, которые осуществляют властную, организационно-регулятивную деятельность.

Второй вид представляют государственные организации, основным назначением которых является непосредственная, практическая деятельность по выполнению функций государства. Они создаются органами государства и управляются ими. В зависимости от того, в какой сфере государственной деятельности (охранительной, экономической или культурно-воспитательной) действуют государственные организации, они подразделяются на три вида.

В охранительной сфере практическое выполнение функций возложено на особые вооруженные государственные организации. Они непосредственно охраняют государство и граждан от внутренних и внешних посягательств. В их число входят части и подразделения вооруженных сил, службы безопасности, милиция (полиция), разведка и некоторые другие вооруженные государственные организации.[3]

В экономической сфере действуют государственные организации – предприятия и учреждения, основным назначением которых является производственная либо обеспечивающая производство деятельность, а также еще и оказание бытовых, кредитно-расчетных и коммунальных услуг населению. К ним относятся: государственные заводы и фабрики, сельскохозяйственные предприятия, предприятия транспорта и связи (железные дороги, почта и др.), торговых и бытовых услуг, кредитно-расчетные учреждения и т. д.


Вся деятельность функциональная государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный защитник законных интересов личности.

Термин «функции государства» применяется для обозначения наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу.[4]

Функции государства - это есть основные направления его деятельности, которые выражают сущность и социальное назначение, цели задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Правильный подход при анализе функций любого государства заключается в том, что при установлении его функций нужно выявлять не все направления его деятельности, а только те из них, без которых данное государство на данном историческом этапе либо на всем протяжении своего развития обойтись не может. Таким образом, подчеркивается, что термин "функция государства" обозначает лишь основные, главные направления деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение.

В данном случае уже возможно говорить об осуществлении или неосуществлении той или иной функции государства, выделяя ее потенциальный характер, но согласиться с таким пониманием рассматриваемой категории также нельзя. Конечно же, социальное назначение государства во многом предопределяет наличие у него тех или иных функций. Но функции государства не сводятся к социальному назначению и не являются простой его "проекцией" или стороной. В самом деле, функции государства имеют определенную степень независимости от его социального назначения. Государство так же может осуществлять и несвойственные для него функции, то есть делать то, для чего оно изначально не предназначено. Так, государство изначально, как организация, непосредственно осуществляющая государственную власть в целях управления делами общества не должно создавать общественные объединения, которые имеют основной своей целью завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении (политические движения и партии). Тем не менее в российской политической практике последних лет такое (создание так называемых партий власти) имело место. Данное обстоятельство обусловлено тем, что функции государства зависят от реальных условий его существования, ибо государство - это есть динамическая система, которая осуществляет управление обществом в изменяющихся условиях внутренней и внешней среды. [5]При этом под условиями функционирования государства следует понимать совокупность внутренних и внешних факторов. В качестве таковых выступают явления, события и процессы, происходящие как внутри общества, так и вне его. Причем, воздействие указанных факторов может быть как положительным, способствующим прогрессивным преобразованиям в обществе, так и отрицательным, сдерживающим эти преобразования. Именно такие условия функционирования государства, преломляясь через его сущность и социальное назначение, а также воздействуя на них, вызывают к жизни задачи, стоящие перед ним. Последние, в свою очередь, порождают необходимость осуществ­ления соответствующих функций государства.


Наиболее важными признаками функций государства является:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государство в важнейших сферах жизни общества;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, реализующаяся в функционировании государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе;

4) особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), которые обусловленны применением специфических методов

управления, в том числе властно - принудительных.

Сущность государства и его социальное значение, ключевые факторы в определении направленности деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества. Однако появление некоторых новых функций у государства не всегда жестко предопределено его новой сущностной характеристикой. Изменение сущности государства неизменно отражается на содержании его деятельности, так как функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям. Что наглядно видно на примере функций современного Российского государства, многие из которых претерпели значительную модификацию по сравнению с предыдущими этапами его развития.[6]

Углубляется понимание социального назначения государства, отвергается провозглашаемая ранее жесткая связь между изменениями классовых характеристик государства и соответственно, его функций. Такая связь, как показал исторический опыт, влияние не столько классовые характеристики государства, сколько новые условия и проблемы современной жизнедеятельности общества, существования цивилизации (экология, ядерное вооружение, демографические, сырьевые и иные глобальные проблемы). Тем более , и в функциональной характеристике государства отечественная теория уходит от предыдущей методологической вульгаризации и догматизации и учитывает новые проблемы, но вместе с тем и сохраняет то позитивное, что было наработано в этой области на предыдущем этапе.

Таким образом, ценным оказалось, прежде всего, само понятие функции государства, ее содержание и значение как одной из наиболее важных характеристик деятельной стороны государства.

1.2 Эволюция функций государства

Среди факторов, которые воздействуют на функции государства, возможно отметить влияние научно-технического прогресса, который оказывает двойственное воздействие на государственную деятельность. Государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, это с одной стороны, разработке изобретений и открытий, а с другой стороны - законодательно ограничивать негативные последствия от использования научных достижений. Например, совершенствование медицинских технологий, значительные достижения медицинской науки в области трансплантации человеческих тканей и органов, репродуктивной деятельности, генной инженерии на первый план выдвигают многие нравственные и правовые проблемы. В силу чего государство должно защищать людей от незаконных посягательств на их жизнь, физическую неприкосновенность и одновременно устанавливать ответственность работников медицинских учреждений за врачебную ошибку, разглашение врачебной тайны, злоупотребления доверием пациентов, неправильное использование методов лечения.