Файл: Понятие и классификация функций государства (Общая характеристика функций государства ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
Классификация функций, опирающаяся на разделение властей, не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно, не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т.д. Происходит, по их мнению, смешение функций государства и государственной власти. Функции же государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией.
Поэтому в теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций на внутренние и внешние, т.е. на определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно - организованным обществам, другим государства (внешняя функция).
Высказывается также мнение, что "главной функцией государства в цивилизованном обществе может и должна стать охрана интересов человека, защита его прав. Все другие, менее общие функции государства в той или иной степени подчинены осуществлению главной функции.[24] Такими функциями "второго порядка" являются: учет и координация интересов различных групп населения, защита меньшинств; вмешательство в экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды; поддержание общественного порядка".
Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию. «Для глобальных функций характерна всеобщность, они определяют необходимость объединения усилий всех государств», - подчеркивает В.Н. Протасов.
Наличие глобальных функций практически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства. Итак, учитывая соответствие между глобальными проблемами человечества и глобальными функциями государств, в ряду таких функций можно, в частности, назвать:
- функцию защиты прав и свобод человека, в том числе «права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»[25];
- функцию предотвращения экологических катастроф и ликвидации их последствий;
- функцию решения демографических, сырьевых и энергетических проблем;
- функцию борьбы с международной преступностью, обеспечения мирового правопорядка;
- функцию сотрудничества в области освоения космоса;
- функцию объединения усилий в создании общепланетарного информационного пространства;
- другие функции.
Таким образом, резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что в настоящее время при рассмотрении проблемы функций современного Российского государства прежде всего необходимо учитывать происходящий процесс освобождения от примата идеологии над государством, а также новые цели Российского государства и определяемые ими задачи. Взятый курс на цивилизованные перемены направлен на преобразование, модернизацию России, на ее демократическое обновление и экономическое возрождение.
2.2 Формы осуществления функций государства
Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами. В настоящее время можно выделить две основные группы форм осуществления функций государства: правовую и организационную.
Правовые формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других – организует их исполнение, в третьих – обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:
1. Правотворческая – государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.
2. Правоисполнительная – государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т. е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)
3. Правообеспечительная (правоохранительная) – государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применение принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в настоящей работе было проведено исследование функций государства, дано понятие, проведена классификация их видов, выявлены формы их осуществления. В процессе исследования был использован научно-теоретический, нормативно-правовой, а также публицистический материал, на основе которого, изучив его и проанализировав, автор пришел к ряду выводов, которые, как представляется, могут иметь теоретическое и практическое значение.
Функции государства подвергаются влиянию собственно государственных изменений, а также изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой «живет», действует государство.
В зависимости от задач (целей) функции государства подразделяются на постоянные и временные, внутренние и внешние, основные и неосновные.
На современном этапе более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию. Наличие глобальных функций практически стирает различия между внутренними и внешними функциями государства.
Продолжает оставаться дискуссионным в теории государства деление функций государства на основные и неосновные по той причине, что критерий такого разграничения четко не определен. Бесспорно, что все виды деятельности государства одинаково важны, но это не исключает возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь, которые становятся для государства основными.
При единой классификации функций государства, обоснованность которой очевидна, выделяются пять функций, которые осуществляются в современных условиях любым государством: экономическая, политическая, социальная, идеологическая, экологическая функция.
Воздействие государства на конкретные виды и группы однородных общественных отношений осуществляется в соответствующих правовых и неправовых формах. В отечественной теории государства и права между понятиями функций государства и форм их реализации обычно проводится четкое разграничение.
В качестве основных форм осуществления деятельности государства выделяются следующие четыре формы (виды) деятельности: законодательную; управленческую (т.е. административную, исполнительную, распорядительную); судебную; контрольно-надзорную. Также формы осуществления функций государства делятся на правовые и неправовые, что ни в коей мере не означает какого-либо умаления или тем более отрицания первостепенной организующей роли права в общественной жизни.
Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.
В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и определенные трудности, которые необходимо будет решать.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2014, N 31, ст. 4398.
2. Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс. – М.: Юридич. лит., 2016.-341с.
3. Байрамов Ф.Д., Аббасов Ф.Н. К вопросу о понятии «функции государства» // История государства и права. 2016. № 5. С. 9-11.
4. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства – Саратов.:Юникс, 2015.- 345с.
5. Венгеров А.Б. Теория государства и права - М.: Юриспруденция, 2015.-357с.
6. Денисов Ю.А. Теория государства и права – М., ИНФРА-М-НОРМА, 2016
7. Жигуленков М.В. К вопросу о классификации функций государства. // Право и политика. 2017. № 8. С.16-19.
8.Коваленко А.И. Теория государства и права – М., ИНФРА-М-НОРМА, 2016.-321с.
9. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк, 2016. – 511 с.
10. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 3-еизд. - М., 2015. - 472 с.
11. Просвирнин Ю.Г. Информационная функция государства // Журнал российского права. 2016. № 8. С. 29-35.
12. Спиридонов Л.И. Теория государства и права - М.: Проспект, 2016. – С.156.
13. Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина М., 2015г. - 385с.
14. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А. В. Малько. - М., 2015, - 770 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Фонды и иные прямо предусмотренные законом виды юридических лиц
Рисунок 1- Классификация юридических лиц по ГК РФ
Классификация юридических лиц по ГК РФ
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Учреждения, финансируемые собственником
Производственные кооперативы
Общественные и религиозные организации
Потребительские кооперативы
Хозяйственные общества и товарищества
Некоммерческие организации
Коммерческие организации
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Признаки юридического лица
Организационные единство (организационный признак)
Имущественная обособленность юридического лица (экономический признак)
Выступление юридическим лицом в гражданском обороте от своего имени (материально-правовой признак)
Способность быть истцом и ответчиком в суде (процессуально-правовой признак)
Рисунок 2- Признаки юридического лица
-
Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 2018. № 6. С. 103. ↑
-
Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс. – М.: Юридич. лит., 2016.- С.205 ↑
-
Байрамов Ф.Д., Аббасов Ф.Н. К вопросу о понятии «функции государства» // История государства и права. 2018. № 5. С. 9. ↑
-
Венгеров А.Б. Теория государства и права - М.: Юриспруденция, 2017.-с.180 ↑
-
Байрамов Ф.Д., Аббасов Ф.Н. К вопросу о понятии «функции государства» // История государства и права. 2018. № 5. С. 10 ↑
-
Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина М., 2017. – С. 105 ↑
-
Жигуленков М.В. К вопросу о классификации функций государства. // Право и политика. 2017. № 8. С.16 ↑
-
Теория государства и права. // под Ред. А.С. Пиголкин. – М., 2017 С. 137. ↑
-
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А. В. Малько. - М., 2016. - С.354 ↑
-
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. Изд-е 3-е. - М., 2017. С. 189 ↑
-
Байрамов Ф.Д., Аббасов Ф.Н. К вопросу о понятии «функции государства» // История государства и права. – 2016 № 5. С. 10. ↑
-
Теория государства и права / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. – М., 2015. С.150. ↑
-
Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 2016. № 6. С. 100. ↑
-
Жигуленков М.В. К вопросу о классификации функций государства. // Право и политика. 2017. № 8. С.17. ↑
-
Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. Изд-е 3-е. - М., 2015. С. 154 ↑
-
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк., 2016. С. 67. ↑
-
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. – М.: Спарк., 2016. С. 143. ↑
-
Коваленко А.И. Теория государства и права – М., ИНФРА-М-НОРМА, 2016.-С.267 ↑
-
Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства – Саратов,.: Юникс.2017. С. 207. ↑
-
Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева - М., 2016. С. 241 ↑
-
Алексеев С. С. Государство и право – М. 2016. С 356. ↑
-
Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 2018. № 6. С. 101 ↑
-
Жигуленков М.В. К вопросу о классификации функций государства // Право и политика. 2017. № 8. С. 18 ↑
-
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А. В. Малько. - М., 2015, - С.354 ↑
-
Ст. 42 Конституции РФ ↑