Файл: Социальное обслуживание населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 494

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Развитие государственной социальной политики в современных условиях требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, направленных на оказание населению необходимого комплекса необходимых социальных услуг.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.[1] Согласно данной к концепции к 2020 году Российская Федерация должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, что напрямую будет указывать на улучшение жизни граждан.

Создание системы социального обслуживания призвано помочь снять многие проблемы, лежащие в сфере воспитания, ухода за нетрудоспособными членами семьи, необходимой реабилитации, организации быта нуждающихся, досуга, а также проблемы, связанные с конфликтностью в отношениях, снижающей способностью к самообеспечению, способствующей маргинализации и другим асоциальным явлениям. Для поднятия уровня социального обслуживания в этом направлении государственные органы и различные социальные структуры, включая негосударственные, частные, благотворительные, церковные и тому подобные организации, осуществляющие социальную помощь, должны способствовать координации усилий по улучшению системы социального обслуживания населения.

Понятие и принципы социального обслуживания

Социальное обслуживание — это предоставление социальными службами различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, одиночество и т. д., которую человек не может преодолеть самостоятельно). Социальное обслуживание является частью системы социальной защиты населения.

В законодательстве РФ п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ» дается четкое понятие социального обслуживания граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.


Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.[2]

Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных, малообеспеченных граждан. Социальное обслуживание является существенным дополнением к таким выплатам (пенсии, пособия и др.), но не может заменить их. В этом смысле оно является вспомогательным звеном в системе социального обеспечения. Без развитой системы денежных выплат, за счет которых удовлетворяются основные потребности человека, такое обслуживание не может достичь своей цели – обеспечить достойную жизнь человека, содействовать его адаптации в обществе. В то же время социальное обслуживание, благодаря которому удовлетворяются специфические потребности старых и нетрудоспособных людей в определенных услугах, которые зачастую нельзя купить на рынке обычных услуг, делает всю систему материального обеспечения в денежной форме более эффективной и рациональной.

Право на социальное обслуживание имеют граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, беженцы.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:

  • адресность (Предоставление персонифицированного обслуживания конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают органы образования, о беженцах – миграционная служба, о лицах без определенного места жительства – органы внутренних дел.);
  • доступность (Обеспечивается возможность бесплатного и частично-платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным правительством Российской Федерации. Сокращение их объема на территориальном уровне не допускается.);
  • равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
  • добровольность (Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.);
  • гуманность (Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.);
  • конфиденциальность (Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в разглашении, несут установленную законом ответственность.);
  • сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
  • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  • преемственность всех видов социального обслуживания.

Клиентами социальной службы являются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации: люди с ограниченными возможностями здоровья, пожилые люди, дети (выпускники детских домов, беспризорники, сироты и др.), малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, люди с девиантным поведением (алкоголики, наркоманы, склонные к суициду, преступники и др.)

Реализация социальной политики государства призвана обеспечивать достойную жизнь и одинаковые возможности для реализации духовных и материальных потребностей граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Формы социального обслуживания и виды социальных услуг

Ст. 19 Федерального закона № 442-ФЗ устанавливает три формы социального обслуживания: социальное обслуживание на дому, обслуживание в полустационарной форме и в стационарной форме.

Социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Законодательно в Российской Федерации социальное обслуживание на дому предполагает оказание социальных услуг нескольких видов.

Социально-медицинские: направлены на улучшение и поддержание здоровья клиентов (оказание санитарно-гигиенических услуг, помощь в получении доврачебной помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения, помощь в приобретении медикаментов).

Социально-бытовые: направлены на обеспечение жизнедеятельности гражданина в быту (покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов; промышленных товаров, содействие в приготовлении пищи).

Социально-психологические: оказание психологической помощи, в том числе беседы, общение, выслушивание.

Социально-педагогические услуги необходимы гражданам, нуждающимся в получении образования на дому (дети-инвалиды).

Социально-экономические: направлены на поддержание жизненного уровня нуждающихся граждан (содействие в получении льгот или пособий).

Социально-правовые услуги востребованы в случае необходимости защиты законных прав и интересов граждан (содействие в оформлении документов или получении помощи адвоката в установленном законодательством порядке).


При определении необходимых гражданину видов социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, учитывается нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности.[3]

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.

Получателю социальных услуг предоставляются следующие виды социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.[4]

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.


Стационарное социальное обслуживание включает: меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности; реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера; обеспечение ухода и медицинской помощи; организацию их отдыха и досуга.

Социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания:

1) материально-бытовые услуги:

- предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания;

- предоставление в пользование мебели согласно утвержденным нормативам;

- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли и связи;

- компенсация расходов по проезду на обучение, лечение, консультации;

2) услуги по организации питания, быта, досуга:

- приготовление и подача пищи, включая диетическое питание;

- предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам;

- обеспечение досуга (книги, журналы, газеты, настольные игры, экскурсии и иное);

- оказание помощи в написании писем;

- обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам;

- обеспечение сохранности личных вещей и ценностей;

- создание условий для отправления религиозных обрядов;

3) социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги:

- бесплатное оказание медицинской помощи;

- обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;

- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;

- проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации;

- оказание первичной медико-санитарной и стоматологической помощи;

- организация прохождения диспансеризации;

- госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях);

- оказание психологической поддержки, проведение психокоррекционной работы;

- содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи;