Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
Введение
История государства и история общества неотделимы друг от друга. Вместе они проходят длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретая на этом пути новые черты и свойства.
Для неразвитого государства характерно то, что в нем не раскрывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в целом, к политической власти, основанной на аппарате принуждения.[1]
Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Оно обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов и реализует главное – народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности. В таком государстве развиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировой истории и цивилизации.[2]
Цель данной работы – рассмотреть основные положения теорий происхождения государства. Раскрыть характеристики не только основных, но и менее распространенных теорий происхождения государства.
При анализе любого предмета нужно, прежде всего, выяснить его историческое происхождение. Изучение процесса происхождения государства имеет не только познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства, его особенности и характерные черты, дает возможность проанализировать причины и условия возникновения и развития государств. Позволяет лучше определить все свойственные им функции – основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
Изучением процесса происхождения государства на современном этапе занимается теория государства и права. Однако этот вопрос волновал человечество уже на протяжении многих веков. С тех пор было создано множество теорий, объясняющих процесс происхождения и развития государства. Каждая из теорий отвечала на эти вопросы в соответствии с современным ей уровнем развития науки и общества в целом. Теории отражали взгляды различных классов, групп, наций и других социальных общностей на процесс возникновения государства.[3]
Вопрос о происхождении государства и сегодня не утратил своей актуальности. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять суть современных государств нужно знать, как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.
1. Характеристика основных теорий происхождения государства
Теории происхождения государства – теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства.
Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали, своеобразием тех или иных регионов мира, различными политическими установками, разделяемыми авторами теорий, задачами, которые они ставили перед собой, и другими причинами.[4]
Теологическая теория
Одной из самых древних была теологическая теория (божественная, религиозная). Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени Бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости.[5]
Данная теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия) носит официальный характер. Первоначальные религиозно-мифические представления о божественном происхождении государства отличались широким многообразием. Это объясняется особыми историческими условиями существования религий и ранних государственных образований. Впоследствии эти воззрения были переработаны на почве различных течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и других.
Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, христианские философы и богословы (Фома Аквинский – 1225-1274 гг. XIII в., Аврелий Августин (Блаженный) 354-430 гг н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты – Жак Маритен, Мерсье).
В сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория. Так, в законах царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: «боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу». В древнем Китае император именовался сыном неба.[6]
В Древней Греции ученик Сократа (469-399 гг. до н.э.), потомок знаменитого законодателя Солона, – Платон (427-347 гг. до н.э.) основал в пригороде Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского ˗ Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – также был сторонником божественного происхождения государства.[7]
Идеи богоустановленности государственной власти активно развивались в христианстве. Уже на заре христианства апостол Павел говорил в своем послании к римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». Однако окончательно теологическая теория сформировалась в средние века. Это во многом было связано со стремлением обосновать и утвердить верховенство церковной власти над светской (государством).
Начиная с IХ-Х вв. формулируется так называемая теория «двух мечей», согласно которой для защиты христианства Богом были даны два меча ˗ церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от Бога.[8]
В учении известного богослова Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), процесс возникновения государства рассматривался аналогично сотворению мира Богом. Религия, согласно учению Аквинского, должна обосновывать необходимость возникновения и существования государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение государственной власти божественным ореолом (монарх — помазанник божий) придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность неограниченной власти монарха.[9]
Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства – обязательность. Суть теологической теории в том, что государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть: вечны, незыблемы и святы; их возникновение и упразднение не зависит от человека; являются выразителями воли Бога на земле.[10]
Теологическая теория призывает:
- принять государство и власть как данность, полученную свыше;
- признать власть монархов святой и происходящей от Бога;
- полностью и во всем подчиняться власти небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, то есть монархам и государству;
- не пытаться изменить установленный Богом порядок.
Достоинства данной теории в том, что она способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности; препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности. Недостаток теории – она основана на вере, а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.[11]
Современным вариантом теократической теории является христианско-демократическая концепция государства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.
Патриархальная теория
Патриархальная (отеческая) теория берет свое начало из недр теологической теории. Она была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, затем, после периода забвения была вновь озвучена в период средневекового абсолютизма, и дожила до наших дней.[12]
Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.
В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский. Р. Филмер (ХVII в.) в работе «Патриарх» доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от Бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.
Суть патриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство ‒ своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье.[13]
Согласно патриархальной теории монарх является отцом всего народа; благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она: способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречит то, что в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками. Также монарх ‒ представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляющего большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения). Вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.[14]