Файл: Улучшение системы социальной защиты и модернизация уровня жизни.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
˗персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;
˗ взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
˗ выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
˗ управление средствами пенсионной системы;
˗ с 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
˗с 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера;
˗разработка и подготовка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и выполнению социальных программ;
˗ межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
˗проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
˗проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда РФ.
Пенсионный фонд РФ может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
6. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПФ РФ
Фундаментальным фактором, который определяет перспективы дальнейшего развития Пенсионного фонда РФ, является динамика и структура населения. Критической проблемой, которая усиливалась в течение последних лет, что привело к необходимости внесения существенных изменений в систему и повышения пенсионного возраста, является тенденция повышения доли людей старше трудоспособного возраста и постоянное снижение доли людей трудоспособного возраста.
По рисунку 1 видно, что если в 2013 году трудоспособный возраст был 60%, то к концу 2018 года этот показатель уменьшился до 56%.
Следует добавить, что наблюдается стабильное ежегодное снижение этого показателя. При этом сформировалась устойчивая тенденция постоянного повышения доля населения старше трудоспособного возраста. Увеличение происходило с 23 в 2013 году до 25 в 2018 году процентов. Очевидно, что в течение несколько лет такая тенденция сохранится, и будет иметь негативное влияние на показатель соотношения между теми, кто способен работать и платить взносы, и теми, на кого расходуются средства Пенсионного фонда РФ.
Рис. 1 Структура населения РФ в 2013-2018 гг., %
Из-за медленного экономического развития очевидной проблемой является повышение доли теневого сектора в экономике. Это также приводит к тому, что нагрузка на официально работающих граждан продолжает усиливаться, ведь количество тех, кто претендует на пенсионное обеспечение, продолжает повышаться.
В рамках бюджета Пенсионного фонда на 2019-2020 года прогнозируется сбалансированное значение доходов и расходов, но если обратить внимание на предыдущие год, например, на 2018, то становится понятно, что в начале года федеральные органы закладывают положительный сценарий развития системы пенсионного обеспечения, однако уже в течение года вносятся существенные изменения для корректировки бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации под реальную ситуацию. В 2018 году, несмотря на низкое плановое значение дефицита, на конец года показатель составил 266 млрд руб. (рисунок 3)
Рис. 3 Динамика расходов и доходов Пенсионного фонда РФ в 2013-2018 гг., млрд руб.
Учитывая выявленные проблемы, нужно сосредоточиться на фундаментальных факторах, которые приводят к дефициту Пенсионного фонда. Очевидно, что в течение следующих трех лет будет наблюдаться снижение доли населения трудоспособного возраста.
Как и раньше, экономика существенно зависит от цен на энергоносители. Возможностей для повышения производительности труда в масштабах экономики в таких условиях нет. Поэтому считаем, что необходимо сосредоточиться на создании новых рабочих мест, которые характеризуются высокой производительностью труда. В этом случае проблема постоянного повышения доли населения выше трудоспособного возраста может быть решена за счет увеличения объема платежей в Пенсионный фонд группами граждан, которые создают объем добавленной стоимости на своем рабочем месте выше среднего показателя по экономике.
Очевидно, что в течение ближайших трех лет ситуация будет напоминать ту, которая наблюдается на текущий момент. Фундаментальные факторы, которые приводили к дисбалансам в рамках пенсионной системы, продолжают свое негативное воздействие, при этом такое влияние постоянно усиливается. Принятые в этом году меры по балансированию Пенсионного фонда РФ позволят несколько снизить риск отсутствия финансирования, но эта организация будет все еще существенно зависеть от помощи Федерального бюджета.
Дальнейшего развития Пенсионного фонда не являются приемлемыми, поэтому дальнейшего исследования требуют факторы, которые формируют доходы и расходы Пенсионного фонда, а также зарубежный опыт, который связан с решением проблем дисбаланса в рамках пенсионной системы. Определено, что сформировалась четкая тенденция постоянного повышения доли населения выше трудоспособного возраста, при этом доля населения трудоспособного возраста постоянно снижается. Указано, что, несмотря на активные меры по обеспечению сбалансированности Пенсионного фонда, все же в 2018 году наблюдается резкое повышение дефицитности Пенсионного фонда по сравнению с годом ранее. Оптимальным направлением дальнейшего развития экономики, которое позволит решить существующую проблему финансовых дисбалансов в рамках пенсионной системы, является стимулирование создания новых рабочих мест, которые обладают потенциалом производить больший объем добавленной стоимости, а значит выплачивать высокую заработную плату сотрудникам, что в свою очередь обеспечит существенные поступления в Пенсионный фонд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает социально-политическую значимость.
В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением.
В заключение можно прийти к выводу, что работа Пенсионного фонда РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но к сожалению, не всегда эффективную, и еще не один год потребуется чтобы сбалансировать данную систему и привести ее в равновесие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=893533
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пенсионный_фонд_Российской_Федерации#Взносы_—_доходы_Пенсионного_фонда