Файл: Органы государственного управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 727

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЧЕРТЫ И ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие и признаки органов государственного управления

1.2. Виды органов государственного управления

1.3. Принципы построения и деятельности, порядок формирования органов государственного управления

Вывод по главе 1:

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Совет Министров – центральный орган государственного управления

2.2. Республиканские органы государственного управления

2.3. Местные органы государственного управления в Республике Беларусь

Выводы по главе 2:

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

3.1. Полномочия центральных и республиканских органов государственного управления

3.2. Полномочия местных органов государственного управления

Вывод по главе 3:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Государство осуществляет свою деятельность через систему специальных органов, наделенных властными полномочиями. Каждый в своей области, данные органы выражают организаторскую роль государства в обществе, и никакой из них не может иметь задач и полномочий, идущих вразрез с функциями государства. Для того, чтобы добиться единства органов власти, государство создает строгий порядок их организации и функционирования, наделяет определенными полномочиями. Каждый орган государственной власти, таким образом, отличается от любого другого, но все вместе по сумме своих полномочий они олицетворяют единую государственную власть.

Государство как некая абстрактная категория обретает конкретные очертания лишь в связи с деятельностью его механизма [21, с. 165]. Вместе с тем, как отмечает А.В. Григорьев, следует иметь в виду, что механизм государства – не только методологическая абстракция, выражающая особенности сущности конкретного государства, но и средство осуществления внутренней и внешней политики [4, с. 21]. Тем самым с помощью механизма достигается формализация роли государства в жизни общества. В этом и состоит практическое значение изучаемого феномена.

Сущность и содержание государства раскрывается через механизм государства, который выступает структурным проявлением государства. Функциональным же проявлением сущности и содержания государства являются его функции органов государственного управления.

Таким образом, настоящая работа посвящена исследованию органов государственного управления, а также комплекса норм и принципов национального права, с использованием которых осуществляется правовое регулирование осуществления деятельности органами государственного управления.

Цель работы – раскрыть понятие, признаки и организацию деятельности органов государственного управления.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе осуществления деятельности органов государственного управления.

Предмет исследования – нормативные правовые акты Республики Беларусь, регламентирующие порядок осуществления деятельности органами государственного управления, мнения и концепции ученых.

Исходя из цели и объекта исследования, нами были поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие и признаки органов государственного управления ;

- рассмотреть виды органов государственного управления;


- охарактеризовать Совет Министров как центральный орган государственного управления;

- рассмотреть республиканские органы государственного управления ;

- рассмотреть местные органы государственного управления в Республике Беларусь;

- проанализировать полномочия центральных и республиканских органов государственного управления;

- исследовать полномочия местных органов государственного управления.

При выполнении работы использовались общенаучные методы –логический, грамматический, исторический, и частно-научные методы – дедукции, индукции, анализа и синтеза.

При написании работы также были использованы нормативные правовые акты Республики Беларусь, литературные источники белорусских и зарубежных авторов, в том числе таких авторов, как Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, А.В. Григорьев, Е.Б. Дорина, В.Н. Дубовицкий, А. Крамник, Н.Б. Антонова, В.Д. Самойлов, Т.В. Телятицкая и др.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЧЕРТЫ И ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие и признаки органов государственного управления

Существование любого государства обусловливает наличие определенного механизма, посредством которого решаются его задачи и реализуются функции. Механизм государства «является его структурным и предметным олицетворением, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит» [22, с. 153]. В этой связи некоторыми учеными механизм государства закономерно называется материальной силой, с помощью которой государственная власть подчиняет поведение людей воле всего общества посредством как убеждения, так и государственного принуждения – «реальной и организационной материальной силой, располагая которой государство проводит ту или иную политику» [21, с. 165]. Речь идет, во-первых, о своего рода «остове» государства, его опорной конструкции, без чего нельзя добиться устойчивости государства и его целеустремленного воздействия на политические, экономические и социальные процессы; во-вторых, об организационной структуре государственной власти, институциональной форме существования государства и осуществления этой власти.


Ни в научной литературе, ни в нормативных правовых актах Республики Беларусь не дается четкого определения понятия «орган государственной власти». Так, например, В.Н. Дубовицкий полагает, что в широком смысле понятие «государственное управление» – это «самостоятельный вид организующей, исполнительно-распорядительной, подзаконной государственной деятельности, осуществляемой специальными органами государства, которые, как правило, представляют собой особую группу государственных органов, называемые органами государственного управления по практической реализации функций и задач государства в процессе повседневного и непосредственного руководства экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством» [6, с. 176]. При этом, по мнению автора, в узком смысле «государственное управление» – это только органы исполнительной власти [6, с. 176].

Ю.М. Козлов считает, что исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности, то есть с государственным управлением, которое является лишь формой ее практической реализации [2, с. 12].

При этом А.Н. Крамник отождествляет органы государственного управления и органы исполнительной власти, употребляя данные понятия в скобках (как поясняющие друг друга). Однако автор отмечает, что «государственное управление никак не может реализоваться законодательными или судебными органами, тем более ветвями власти» [9]. Государственное управление осуществляется аппаратом Национального собрания Республики Беларусь, а также председателями судов.

Понятие «исполнительная власть» взаимосвязано и взаимозависимо с понятием «государственное управление». Так, существование исполнительной власти невозможно без государственного управления, а государственного управления – без исполнительной власти, иначе оно потеряет свою сущность и основное предназначение.

Проанализировав содержание ст.ст. 106, 107 Конституции Республики Беларусь [8], а также ст. 46 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» [11], можем сделать вывод, что все органы государственного управления осуществляют исполнительную власть. Таким образом, каждый орган, осуществляющий государственное управление, одновременно осуществляет в большей или меньшей мере и функции исполнительной власти. Следовательно, все органы государственного управления реализуют исполнительную власть и являются не только органами государственного управления, но и органами исполнительной власти.


Определение государственного органа дается в ч. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» [10]: «государственный орган – образованная в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности».

Понятие органа государственной власти складывается из совокупности его основных признаков:

- создание органа государственной власти определяется Конституцией, законом или другим правовым актом;

- орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. Полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию;

- орган государственной выступает от лица государства, т.е., действуя от имени государства, следит за соблюдением обязательных правил поведения, установленных в нормах закона, а в случаях их невыполнения имеет право применения мер принуждения;

- орган государственной власти имеет свою структуру, т.е. определенное внутреннее устройство (так, Парламент состоит из двух палат, милиция подразделяется на криминальную, общественной безопасности и т.д.);

- деятельность органа государственной власти ограничивается формами и методами, установленными правовыми актами.

Таким образом, не каждое государственное учреждение или организация является органом государственной власти. Не является таковым, например, государственное предприятие, государственное учебное заведение, однако эти учреждения являются звеном каких-либо министерств, выступающих органами государственной (исполнительной) власти.

Формирование и порядок деятельности государственных органов основывается на принципах, которые в научной литературе условно подразделяют на общие и специальные.

Общие принципы определяют формирование и функционирование всех органов государства, а специальные – каждый орган в отдельности. К общим принципам относятся: разделение властей; народовластие; законность; гласность; взаимная ответственность государства, его органов и граждан друг перед другом и проч.

Принцип разделения властей закреплен в ст.6 Конституции Республики Беларусь. Согласно данному принципу, все органы государства формируют законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. При этом они самостоятельны в пределах своих полномочий, взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.


Принцип народовластия нашел свое отражение в статьях 3, 4 и 5 Конституции. Согласно данному принципу презюмируется участие народа в формировании важнейших государственных органов, таких как Президент, Парламент, местные Советы депутатов и др.

Принципом законности (его еще называют принципом верховенства права), который закреплен в ст.7 Конституции, определяется, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Принцип гласности, который отражается в ст.ст. 7, 40 Конституции, означает, что нормативные акты государственных органов подлежат обязательному опубликованию или доведению до всеобщего сведения любым предусмотренным законом способом. При этом каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Государственные органы обязаны рассматривать полученные обращения и давать ответы по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения обращения должен быть письменно мотивирован.

Принцип взаимной ответственности государства, его органов и граждан друг перед другом определен ст.ст. 2, 59 Конституции. Согласно данному принципу, что государство в лице его органов ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

К специальным принципам относятся принципы организации и деятельности каждого из органов государственного управления в отдельности. Специальные принципы определяются нормативным актом, регламентирующим его создание.

Таким образом, можем сделать вывод, что орган государственного управления, являясь частью механизма государства, выступает по его поручению и от его имени, при этом обладает собственной компетенцией, осуществляет в порядке исполнительно-распорядительной деятельности определенные полномочия, повседневное непосредственное руководство объектами хозяйственного, административно-политического и социально-культурного строительства присущими ему приемами и методами деятельности. Основными признаками органов государственного управления являются: создание на основании Конституции или иного нормативного правового акта; наделение его властными полномочиями; осуществление деятельности от лица государства; наличие собственной структуры (внутреннего устройства); осуществление деятельности формами и методами, установленными правовыми актами.