Файл: Улучшение системы социальной защиты и модернизация уровня жизни.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

20 ноября 1990 года вступил в силу принят федеральный закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Закон, который положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общего бюджета СССР, которого отменили в конце 1991 года. Новый пенсионный закон РФ считался радикальным для того времени, с учетом острого политического и социально-экономического кризиса на всей постсоветской территории. Были отменены все действовавшие на тот момент системы отраслевых, персональных, социальных и прочих региональных льгот к пенсии. На их место создалась единая пенсионная система России. В соответствии со статьей 1 закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Таким образом, вместо существовавшей ранее многогранной системы пенсионного обеспечения были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. В добавок право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами России имели все иностранные граждане (жители республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, проживающие на территории РФ.

На первом этапе система пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации продолжала своё существование на основе распределительной схемы советских времен. Пенсионный фонд пополнялся за счет отчислений от общего счёта заработной платы предприятий. Но в условиях перехода к рыночному укладу экономики, который определялся в начале 90-х годов массовой безработицей и банкротством крупных предприятий, дальнейшая поддержка пенсионной системы остановилась. Для выполнения общественных обязательств государства требовался поиск более современных финансовых систем, отвечающих новой экономике.

Задачи, упомянутые выше были вложены на новую организацию - Пенсионный фонд России (ПФР), который был основан 22 декабря 1990 г. Средства ПФР были отделены от федерального бюджета, но в тоже время оставались собственностью Российской Федерации. Такая система управления пенсионными средствами была не известна иностранным пенсионным моделям, но именно она сделала большой вклад в дальнейшем развитии системы социального страхования в России. В том числе обеспечивая определенную степень защиты пенсионных капиталов в периоды финансовой и экономической нестабильности. Первый бюджет ПФР формировался в период кризиса неплатежей. Поэтому одним из первых шагов формировавшейся новой финансовой организации стало привлечение средств с коммерческих банков в займы. Таким образом были решены проблемы погашения задолженности союзного и республиканского бюджетов по выплате пенсий и социальных пособий за 1991 год.


Уже на первом этапе работы ПФР (в 1991-1994 гг.), несмотря на многочисленные трудности, работу пенсионной системы удалось стабилизировать. Численность пенсионеров возросла благодаря новым условиям пенсионного обеспечения на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей и других категорий работающих граждан, которые не были по включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Резкий рост инфляции и ухудшение макроэкономики в начале 90-х, привели к понижению покупательной способности пенсионных выплат. Для того чтобы не допустить обнищания пенсионеров, государство приняло решение о регулярной индексации пенсии, отдавая приоритет поддержке наименее обеспеченных граждан. В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости. Это позволило увеличить доходы пенсионеров. И в начале 1994 года рост пенсий в России опережал рост заработной платы.

Улучшение системы социальной защиты и модернизация уровня жизни стало одной из главных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при участии Пенсионного фонда России. В ходе многочисленных радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 25 лет, функции Пенсионного фонда значительно улучшились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет  выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного со финансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования и многие другие функции.    

В 2017 году система пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации насчитывала более 43 млн пенсионеров, что составляет более половины экономически активного населения России (более 76 млн чел.). Участниками программы государственного со финансирования пенсий стали около 16 млн человек. Получателями сертификатов на семейный (материнский) капитал стали более 7 млн семей с детьми, при этом более 90 процентов из них использовали единовременную выплату на улучшение жилищных условий.

В настоящее время Пенсионный фонд России на основании международных соглашений осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира. Среди зарубежных государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения по взаимному пенсионному обеспечению, наибольшее количество адресатов российских пенсий проживает в Республике Беларусь, Латвии, Болгарии, Эстонии и Украине. В то же время из всех стран, с которыми у Российской Федерации пока нет подобных договоров, наибольшее количество российских пенсионеров проживает в Германии, Израиле, США, Канаде и Финляндии.


Но реформирование пенсионной системы в Российской Федерации еще далеко от совершенства. В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой системы долгосрочного развития. Одна из ключевых целей новой системы - развитие трехуровневой модели пенсионной схемы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования. Именно такая модель, которая внедряется в России с января 2015 года, сможет обеспечивать наибольшую сбалансированность пенсионной системы страны в долгосрочной перспективе.  

СТРУКТУРА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

ПФР и подчиненные ему органы составляют единую многоуровневую систему, управляющую средствами обязательного пенсионного страхования в России:

1) федеральный уровень - ПФР (правление, исполнительная дирекция);

2) федеральные округа Российской Федерации - управления ПФР в федеральных округах (структурные подразделения ПФР);

3) уровень субъектов Российской Федерации - территориальные отделения ПФР (в соответствующих регионах);

4) местный - городской (районный) уровень - управления (отделения) ПФР в городах (районах).

На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается правлением ПФР и его исполнительным органом - исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации действуют региональные отделения ПФР, являющиеся юридически самостоятельными для выполнения возложенных на них функций по назначению и выплате пенсий. Местный уровень пенсионной системы составляют пенсионные управления (отделения, отделы), расположенные в районах и городах. Они в основном выполняют функции по назначению и выплате пенсий.

Руководство на федеральном уровне системой органов ПФР осуществляется правлением фонда и его постоянно действующим органом - исполнительной дирекцией. В своей деятельности ПФР и его нижестоящие органы взаимодействуют со многими министерствами, ведомствами, иными организациями и их структурными подразделениями по вертикали. К их числу относятся: Минфин России и Минздравсоцразвития России, Россвязь, Минэкономразвития России и фонды обязательного медицинского страхования, Росстат, Банк России; Сбербанк России, и многие другие органы.

Положение о ПФР предусматривает, что Фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан, проводить разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.


Наконец, на Пенсионный фонд возложена обязанность осуществления межгосударственного и международного сотрудничества РФ, участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

В субъектах Российской Федерации ПФР имеет свои региональные органы - территориальные отделения ПФР. Они действуют на основе положения о территориальных органах ПФР, которое утверждается правлением ПФР, и создаются для осуществления государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования и организации пенсионного обеспечения.

Местные пенсионные органы непосредственно подчиняются отделению ПФР. Оно включает в себя самые различные виды работ, а точнее: прием документов для назначения пенсий; перерасчеты, выплата, назначение пенсий; доставка пенсий; финансовое обеспечение пенсий; взаимодействие с иными государственными органами и учреждениями, организациями всех форм собственности; прием населения по пенсионным вопросам и т.д.

Для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий местные пенсионные составляют и представляют в территориальные отделения ПФР в установленные сроки заявки на право расходования средств для осуществления в очередном плановом периоде (год, квартал, месяц) выплат, финансируемых бюджетом ПФР согласно законодательству.

Контроль за правильностью расходования пенсионных средств, в том числе за правильностью назначения, перерасчета и выплаты пенсий, осуществляется:

Во-первых, проводится ведомственная контрольно-ревизионная работа в территориальных отделениях ПФР и организациях федеральной почтовой службы, которая осуществляется контрольными и другими структурными подразделениями ПФР и его территориальными отделениями, соответствующими контрольными службами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Такой контроль проводится в виде ревизий, инвентаризаций, тематических проверок.

Во-вторых, существует вневедомственный контроль за правильностью расходования пенсионных средств, который могут осуществлять контрольные службы финансовых, налоговых органов, Счетной палаты Российской Федерации и пр.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что результатом развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только данной задачей, и использующий только собственные средства, не входящие в какой-либо бюджет.


С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий.

По меркам истории почти два десятка лет - срок небольшой. Но социальная значимость сделанного огромна. В декабре 1990 года мы наблюдали переход от старой советской пенсионной модели к модели современной.

ВИДЫ ПЕНСИЙ

Разделяют три вида пенсий: трудовая, страховая и социальная. Каждая отличается своей особенностью, которые будут перечислены далее.

Трудовая пенсия назначается тогда, когда наступает нетрудоспособность человека в силу достижения им старческого возраста. Для того чтобы её получить, нужно заниматься трудовой деятельностью. Данная деятельность может выплачиваться при наступлении старости. Её назначают только тогда, когда индивид отработал некий положенный срок: в этом случае это будет пенсия за выслугу лет. Это позволяет охватить все сферы деятельности человека с учётом большинства особенностей.

Пенсия является самой распространённой формой вознаграждения за труд на пользу общества. Её размер напрямую зависит от проработанного стажа, заработка, а также страховых взносов. Стоит добавить, что раньше эти части индексировались отдельно. Но в 2010 году всё поменялось. И теперь индексируется вся трудовая пенсия. Благодаря новой системе страховую часть не просто так выделяют в отдельную категорию. А теперь разберём вторую не меньше интересный вид пенсии – страховая пенсия

Это ежемесячная денежная плата, которая компенсирует гражданам заработную плату или иной доход, которые работники получали во время трудовой деятельности. Также на эти выплаты могут претендовать люди, которые являются членами семьи застрахованного, в случае если он умер.

Какие есть особенности подобной пенсии? Необходимо знать, что устанавливается определённая фиксированная оплата. Она находится в полной зависимости от вида страховой пенсии. Ежегодно государством индексируется размер выплаты. Она может быть назначена досрочно, но только при определённых условиях. Это возможно только в том случае, если человек работал на таких видах работ, где действует увеличенный индивидуальный пенсионный коэффициент. Страховая пенсия – это такой вид выплат в подобном случае, который начинает осуществляться при достижении 60 лет мужчиной и 55 женщиной соответственно. И наконец последняя - социальная пенсия

На практике для этого понятия больше подошло бы название «пособие». Такую пенсию могут получить женщины и мужчины (старше 60 и 65 лет соответственно), трудовой стаж которых меньше пяти лет. На данный момент выплаты состоят в размере около 5 тысяч рублей. Правительством создан специальный список народностей, представителям которого доступна такая пенсия. Это делается только для тех, кто проживает в коренных местностях и занимается промыслом, характерным для них: охотой, оленеводством и так далее.