Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Наследование по закону и особенности определения круга наследников
1.2 Очередность как принцип призвания наследников к наследованию по закону
2.1 Понятие и особенности акта принятия наследства по закону
2.2 Способы принятия наследства
3.1 Выморочное имущество и правовое регулирование его перехода
3.2 Механизм приобретения публично-правовыми образованиями выморочного имущества
Намерение приобрести наследство путем владения и управления наследственным имуществом должно заключаться в отношении наследника к этому имуществу, как к своему. И действия, совершаемые наследником в отношении этого имущества, должны быть как можно более убедительными.
Так, Н.И. Остапюк утверждает, что российская судебная практика признает факты распоряжения наследниками наследственным имуществом до оформления ими наследственных прав [16, С. 42]. Распоряжение наследниками наследственным имуществом до оформления ими наследственных прав, по мнению Л.В. Лайко недопустимо, так как это может противоречить интересам других наследников. По его мнению, единственно возможным актом распоряжения наследственным имуществом может быть только отказ от наследства.
Судебная практика исходит из того, что принятие наследником мер по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц может выражаться в таких юридических действиях, как:
1) подача в правоохранительные органы заявлений о возбуждении уголовных дел по факту хищения имущества, принадлежащего наследодателю;
2) подача иска в порядке гражданского судопроизводства об истребовании вещей, принадлежавших наследодателю;
3) огораживание забором земельного участка, принадлежавшего наследодателю и др.
Производство наследником за свой счет расходов на содержание наследственного имущества может осуществляться в самых разнообразных формах: уплата коммунальных платежей, уплата налога на имущество и в других. Специфика данных платежей состоит в том, что они должны подтверждаться письменными доказательствами, а именно соответствующими квитанциями.
Оплату наследником за свой счет долгов наследодателя или получение им от третьих лиц, причитавшихся наследодателю денежных средств следует понимать буквально [13, С. 8].
Помимо фактического способа принятия наследства, действующим законодательством подробно регламентирован формальный способ принятия наследства, который может выражаться в следующих действиях:
- личная подача заявления наследника о принятии наследства, поданное нотариусу по месту открытия наследства либо должностному лицу, уполномоченному законом выдавать свидетельства о праве на наследство (п. 1 ст. 1153 ГК РФ);
- передача заявления наследника нотариусу через своего представителя. В этом случае подпись наследника должна быть удостоверена уполномоченным лицом, а представитель должен предъявить доверенность на принятие наследства от имени наследника, также удостоверенную нотариусом или уполномоченным должностным лицом. Законные представители наследника (родители, усыновители, попечители) не обязаны предъявлять такую доверенность. Им достаточно предъявить документ, удостоверяющий их родственные отношения с наследником: свидетельство о рождении ребенка, решение суда об усыновлении или решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя);
- пересылка заявления наследника по почте нотариусу по месту открытия наследства либо должностному лицу, уполномоченному законом выдавать свидетельства о праве на наследство. В этом случае подпись наследника должна быть удостоверена нотариусом либо лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с п. 3 ст. 185 ГК РФ.
В. Толстой справедливо отмечает, что если заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство подано в нотариальный орган до истечения сроков на принятие, никаких доказательств вступления во владение или управление наследственным имуществом не требуется: само это заявление представляет собой один из способов принятия наследства [18, С. 21].
Того же мнения придерживается Т. Чепига, констатируя, что чаще наследники подают в нотариальную контору заявление о выдаче им свидетельства о праве на наследство. Такое заявление поданное до истечения шести месяцев со дня открытия наследства, рассматривается как заявление о принятии наследства [19, С. 14].
Принимать имущество формальным способом (т.е. обращаться к нотариусу с заявлением) не обязательно. У наследника есть право принять наследство фактически. Однако из этого правила есть исключение. Если наследник принимает имущество, которое требует государственной регистрации (например, недвижимость, транспортное средство), для регистрации прав на такое имущество (в Росрегистрации) обязательно потребуется свидетельство о праве на наследство. Поэтому, подавать заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство в этом случае наследнику обязательно.
Если наследник принял наследство, в состав которого входит недвижимость, фактически, у него при получении свидетельства о праве на наследство могут возникнуть некоторые сложности. У наследника может не оказаться доказательств того, что он принял наследство в течение необходимого срока. В таком случае этот факт придется устанавливать в суде. Для этого наследнику необходимо подать в суд заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение. На основании решения суда нотариус выдаст свидетельство о праве на наследство. Однако суд может и не признать, что наследник принял наследство фактически. Судебная практика свидетельствует о том, что нотариус в этом случае откажет наследнику в выдаче свидетельства о праве на наследство.
Так умершая Ковалева была собственницей 1/10 доли квартиры. Ее сын, являющийся наследником по закону, приехав на похороны, заключил договор о продаже наследственной доли сестре Ковалевой. Через семь месяцев Ковалев обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство. Однако нотариус отказал ему в оформлении его наследственных прав на том основании, что он пропустил шестимесячный срок для принятия наследства. Ковалев обратился в суд с жалобой на действия нотариуса. Решением суда жалоба Ковалева на действия нотариуса признана обоснованной, а Ковалев - принявшим наследство, так как он осуществил действия по распоряжению наследственным имуществом (заключил договор на продажу своей доли) [9, С. 147].
По мнению В. Толстого, не всякое имущество может быть приобретено путем вступления или управления им. Нельзя, например, с помощью конклюдентных действий стать владельцем авторского или изобретательского права, принадлежавшего наследодателю (право на авторское вознаграждение, на получение авторского свидетельства и т. д.). Эти права составляют особую категорию, их можно принять и использовать, получив свидетельство о наличии права на данное наследство.
Т. Чепига, напротив, считает, что если авторское право не исчерпывает всего наследства, то вступление наследника в управление или во владение другими частями наследственного имущества влечет, по принципу универсальности, принятие всего наследства, в том числе и авторского права. Поэтому нет необходимости в специальном акте принятия именно авторского права. Даже если вся наследственная масса исчерпывается авторским правом, наследство может быть принято и путем совершения некоторых фактических действий, следовательно, получение нотариального свидетельства не является обязательным.
Таким образом, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется либо путем прямого волеизъявления, либо путем совершения наследником конклюдентных действий, т.е. действий, из содержания которых можно сделать вывод о намерении наследника принять наследство. Хотя действующее законодательство предоставляет весьма широкие возможности для подтверждения факта принятия наследства, лучшим способом является принятие наследства путем подачи соответствующего заявления нотариусу, или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу, поскольку данный способ является наиболее надежным для защиты прав и интересов наследников.
Глава 3 Проблемы наследования выморочного имущества: законодательные и практические аспекты
3.1 Выморочное имущество и правовое регулирование его перехода
Анализ современной юридической литературы, посвященной вопросам перехода выморочного имущества, показал, что сегодня большое внимание уделяется таким проблемам, как отсутствие федерального закона, который бы детально регулировал механизм такого перехода и необходимость принятия которого прямо предусмотрена в тексте ст. 1151 Гражданского кодекса РФ; отсутствие механизма розыска и оповещения лиц, которые могли бы быть наследниками умершего лица, неопределенность органов, уполномоченных на осуществление прав публично-правового образования как получателя выморочного имущества, а также некоторым иным вопросам, наиболее часто возникающим на практике. Проблема же правовой природы перехода выморочного имущества, в части отнесения такового к одному из видов наследования либо признания его самостоятельным видом универсального правопреемства, затрагивается сегодня все реже. В большинстве случаев авторы констатируют факт наличия в современном мире двух правовых систем, по-разному рассматривающих переход выморочного имущества (если первая рассматривает приобретение государством выморочного имущества как осуществление им своего территориального верховенства, то вторая — как наследование [10, С. 52]), при этом Российская Федерация относится ими к странам, в которых переход выморочного имущества является наследственным правопреемством. Свою точку зрения они основывают на положениях ГК РФ. Однако, на наш взгляд, ни при непосредственном анализе текста действующего ГК РФ, ни тем более при исследовании сущности рассматриваемого нами явления нельзя с полной уверенностью говорить именно о наследовании выморочного имущества.
В обоснование своей позиции сначала прибегнем к формальному исследованию норм ГК РФ. Как известно, законодатель поместил нормы, касающиеся перехода выморочного имущества, в гл. 63 ГК РФ, которая носит название «Наследование по закону». Вместе с тем раздел V ГК РФ включает в себя наряду с иными главами гл. 62 «Наследование по завещанию». В этой связи, можно сделать вполне логичный вывод о том, что законодателем выделяются два основания наследования: по закону и по завещанию, что и находит свое подтверждение в ст. 1111 ГК РФ. Вместе с тем гл. 63 ГК РФ включает в себя ст. 1151 «Наследование выморочного имущества», что прямо наталкивает на мысль об отнесении законодателем института перехода выморочного имущества к более крупному правовому образованию — наследование по закону. Иные подтверждения данного тезиса можно встретить также в п. 2 ст. 1116 ГК РФ, в котором говорится, что к наследованию по завещанию могут призываться Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации, а к наследованию по закону — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в соответствии со ст. 1151 ГК РФ.
Однако при детальном рассмотрении иных положений ГК РФ можно встретить достаточно веские аргументы в пользу совершенно противоположной точки зрения. В частности, сама ст. 1151 ГК РФ сформулирована следующим образом: «если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию». Если обратиться к ст. 1121 ГК РФ, можно вновь натолкнуться на некоторые противоречия. Так, в п. 1 указанной статьи говорится: «Завещатель может совершить завещание в пользу одного или нескольких лиц (ст. 1116 ГК РФ), как входящих, так и не входящих в круг наследников по закону». В этом случае не вызывает сомнения, что под термином «наследники по закону» законодатель понимает в том числе и публично-правовые образования, которые в соответствии с уже приводимым ранее п. 2 ст. 1116 ГК РФ могут быть наследниками по завещанию, что не вызывает нареканий в теории. Однако из п. 2 ст. 1121 ГК РФ следует, что «завещатель может указать в завещании другого наследника (подназначить наследника) …». Из всего этого вытекает, что в данном случае под термином «наследник по закону» понимается именно физическое лицо. Такая же картина предстает перед нами в ряде иных статей ГК РФ.
Отсюда следует, что, основываясь на формальных положениях закона, по крайней мере, нельзя говорить о том, что переход выморочного имущества является особым случаем наследования по закону. Более того, если пойти дальше, то можно также поставить под сомнение и то, что переход выморочного имущества к публично-правовым образованиям вообще является наследованием. В частности, само словосочетание «наследование выморочного имущества» употребляется только в названии ст. 1151 ГК РФ. В самой же статье говорится о том, что «выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону», в то время как «наследники … наследуют», а не получают, в свою очередь вещи в случае ст. 1180 ГК РФ, а также в ряде иных специальных статей, «входят в состав наследства и наследуются (а никак не переходят в порядке наследования)». Точно также и в ст. 1162 ГК РФ: в отношении наследников — физических и юридических лиц — говорится: «свидетельство о праве на наследство», в отношении же публично-правовых образований — «свидетельство при переходе выморочного имущества» [21, С. 34].
3.2 Механизм приобретения публично-правовыми образованиями выморочного имущества
Обратимся теперь к сущностным характеристикам института перехода выморочного имущества. В соответствии с п. 1 ст. 1151 ГК РФ имущество умершего считается выморочным в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ). Таким образом, для возникновения у государства права на получение выморочного имущества необходима совокупность, по крайней мере, следующих юридических фактов:
- смерть наследодателя;
- отсутствие завещания в отношении наследственного имущества или его части;
- наличие одного или нескольких условий, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ.
Особое внимание обращает на себя последнее из указанных нами обстоятельств, которое так или иначе обозначает определенное отсутствие физических лиц: фактическое или юридическое. Именно это, на наш взгляд, в большей степени отличает наследование по закону от перехода выморочного имущества: если в первом случае правопреемниками становятся исключительно физические лица, указанные в ст. 1141 ГК РФ и по смыслу данной, а также последующих статей находящиеся в определенных, прежде всего семейно-родственных, отношениях с наследодателем, то во втором случае правопреемником является публично-правовое образование, с которым наследодатель юридически связан иным образом (как-то проживание на определенной территории, принадлежность к гражданству какого-либо государства и т. д.). Напомним, что Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование могут выступать наследниками по завещанию, однако в таком случае они имеют принципиально иной статус, во многом аналогичный статусу физических и юридических лиц. В частности, согласно п. 1 ст. 1157 ГК РФ наследник вправе отказаться от наследства в пользу других лиц или без указания лиц, в пользу которых он отказывается, что одинаково распространяется на всех наследников. Вместе с тем абз. 2 п. 1 ст. 1157 ГК РФ говорит о невозможности отказа от получения выморочного имущества. Следует отметить, что данная позиция законодателя сегодня во многом критикуется. Так, по мнению некоторых ученых, не совсем справедлива ситуация, когда государство вынуждено принимать в свою собственность вещи, не представляющие особой ценности. Е. В. Кожевина в этом случае предлагает признать малоценные вещи бесхозяйными и допустить завладение ими любым желающим [8, С. 10]. Однако и такая идея не может не вызвать определенных нареканий.