Файл: Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка (Семья как социальный институт формирования личности ребенка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется значимой сферой отношений детей с родителями. Семья является важной психологической опорой в формировании личности человека. Именно в семье происходит овладение ребенком социальными ролями, важными для адаптации ребенка в обществе, выявляются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Дети, находящиеся в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и как правило, наоборот, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Для ребёнка семья - это весь мир, в котором он существует, живёт, делает открытия, действует, учится любить, ненавидеть, сочувствовать, радоваться. Являясь членом семьи, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые оказывают на него как положительное, так и негативное воздействие. От этого ребёнок растёт либо, открытым, доброжелательным, общительным, либо грубым, лицемерным, тревожным, лживым. Никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе методов и форм родительских воспитательных воздействий. Однако множественные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей являются последнее время обычными и не могут не вселять тревогу. Развитие творческих особенностей и интеллекта, первичного опыта трудовой деятельности и познавательных сил, эмоциональной культуры, нравственных и эстетических начал, и физического здоровья детей - все зависит от семьи, от родителей, от их семейных отношений.

В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Безрукова В.С., Бороздина Г.В., Воронов В.В., Вульфов Б.З., Лебедев П.А и др.

Объектом данного исследования является семья как фактор развития личности.

Предметом исследования является методы изучения семьи.

Целью данной работы является изучение воспитательного климата семьи и его влияния на становление личности ребенка, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

  • Выявить родительские стили воспитания в зарубежной и отечественной психологии;
  • Рассмотреть роль семьи в развитии и в воспитании ребенка;
  • Изучить формы, методы, приемы создания благоприятного воспитательного климата в семье;
  • Проанализировать опыт руководства школы в формировании воспитательного климата в семье;
  • Выявить проблемы воспитания детей в различных по структуре семьях;
  • Проанализировать проблему воспитания единственного ребенка в семье;
  • Изучить специфику воспитания детей в многодетной семье;
  • Рассмотреть проблемы воспитания ребенка в неполной семье.

Методологической базой курсовой работы является комплекс разнообразных методов научного исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение, индукция и дедукция, системно-структурный метод, теоретический анализ первоисточников.

В структурном отношении работа представлена в трёх главах, разделённых на семь параграфов, заключения и списка использованных источников.

1 Семья как социальный институт формирования личности ребенка

Родительские стили воспитания в зарубежной и отечественной психологии

Главным и основным условием формирования ребенка как человеческого существа, развития его внутренней жизни являются окружающие его близкие люди, прежде всего родители. Через отношения с родителями, в которых выражены определенные стили семейного воспитания, ребенок осознает себя, и это процесс не только внешнего, но и внутреннего взаимодействия не прекращается на протяжении всей его жизни. Специфика родительского отношения заключается в его постоянном и неизбежном изменении с возрастом ребенка.

Одним из ключевых предназначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. Интересы ребенка являются предметом заботы, прежде всего его родителей. В ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что «каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам»[1]. В этой же статье прямо указывается, что ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Семейное воспитание это – управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.


Неверный выбор форм, средств и методов педагогического воздействия приводит к возникновению у детей нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальные отношения с обществом. Крайне часто родители видят свою воспитательную задачу в том, чтобы добиться послушания.

Одной из особенностей семейного воспитания является постоянное присутствие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Подражая им, дети копируют как положительные, так и отрицательные поведенческие характеристики, научаются таким правилам взаимоотношений, которые не всегда соответствуют общественно одобряемым нормам. В результате это может вылиться в асоциальные и противоправные формы поведения.

Специфические особенности семейного воспитания более наглядно выражаются в целом ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формировании личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.

Анализируя стили семейных взаимоотношений, отечественные и зарубежные авторы создают различные их типологии. Так, А.В. Петровский выделяет 5 тактик воспитания в семье и соответствующие им семейные взаимоотношения, являющиеся и предпосылкой и итогом их возникновения: диктат, опека, конфронтация, мирное сосуществование, сотрудничество.[2]

Критериями такого выделения признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип родительского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала следующие характеристики:

- Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением развития его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом растущей компетентности детей.

- Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким – контроля. Стиль общения авторитарных родителей – командно-директивный, по типу диктата, система требований, запретов и правил ригидна и неизменна.

- Либеральный стиль, особенностями воспитания являются теплое эмоциональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенности и всепрощенчества. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен.


- Индифферентный стиль определяется низкой вовлеченностью родителей в процесс воспитания, эмоциональной холодностью и дистантностью в отношении ребенка, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, недостатком протекции.

Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания: хаотический и опекающий.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.

При таком стиле воспитания удовлетворяется одна из значимых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в оценках и в поведении.

Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль воспитания (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) – стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

Проведенное Д. Баумриндом лонгитюдное исследование было направлено на изучение влияния типа семейного воспитания на развитие личности ребенка. Параметрами оценки личностных качеств ребенка, зависящими, по мнению автора, от стиля родительского воспитания, были названы: отношения враждебности/доброжелательности ребенка к миру; сопротивление, социальный негативизм/кооперация; доминирование/подчинение и зависимость; целенаправленность/импульсивность; направленность на достижения, высокий уровень притязаний/отказ от достижений, низкий уровень притязаний; независимость, автономия/зависимость (эмоциональная, поведенческая, ценностная)[3].


Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, низкий уровень вербальной коммуникации, широкое использование наказаний (и отцом, и матерью), ригидность и жестокость запретов и требований. В авторитарных семьях было констатировано формирование зависимости, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, полевое поведение, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Авторитетные родители обладают большим жизненным опытом и несут ответственность за воспитание ребенка. Проявляют готовность к пониманию и учету мнения ребенка. Общение с детьми строится на основе демократических принципов, поощряется автономия и самостоятельность детей. Практически не используются физические наказания и вербальная агрессия, а основным методом воздействия на ребенка становится логическая аргументация и обоснование. Послушание не декларируется и не выступает реальной ценностью воспитания. Отмечается высокий уровень ожиданий, требований и стандартов на фоне поощрения самостоятельности детей. Результатом авторитетного родительства становится формирование у ребенка высокой самооценки и самопринятия, целенаправленность, воли, самоконтроля, саморегуляции, готовности к соблюдению социальных правил и стандартов. Фактором риска при авторитетном воспитании может стать слишком высокая мотивация достижений, превышающая реальные возможности ребенка. В неблагоприятном случае это приводит к повышению риска невротизации, причем мальчики оказываются более уязвимыми, чем девочки, поскольку уровень требований и ожиданий в отношении к ним выше. Для детей авторитетных родителей характерны высокая степень ответственности, дружелюбия, компетентности, уверенность в себе, хорошая адаптивность. У этих детей развивается высокая самооценка, в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями других стилей воспитания.

Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентации поведения нет. Поддержки и реальной помощи со стороны родителей нет. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, страх реальной деятельности и достижений , отсутствие независимости. Наблюдается либо импульсивность либо избегание ответственности. Дети либеральных родителей также могут быть агрессивными и непослушными. Они предрасположены потакать своим слабостям, не умеют вести себя на людях и часто импульсивны. А иногда они становятся активными, решительными и творческими людьми.