Файл: Теории происхождения права (ПЕРВОБЫТНОЕ (ДОГОСУДАРСТВЕННОЕ)ОБЩЕСТВО).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

За время существования науки были сделаны 10-ки самых разных теорий, высказаны сотки разных догадок. Но дискуссии о природе происхождения права длятся по сей день.

Для написания исследования мною был выделен предмет курсовой работы. Предметом курсового изучения является совокупность имеющихся познаний о происхождении права. Объектом изучения стали принципиальные и многосложные составляющие общества, таковых как преимущество. Актуальность предоставленной темы обусловлена тем, что право – одно из самых трудных публичных явлений. Целью предоставленной курсовой работы является обсуждение теорий происхождения права.

Для достижения предоставленной цели были установлены задачи:

1. Рассмотреть пути и предпосылки возникновение права;

2. Изучить главные теории происхождения права;

3. Исследовать формирование права и роль естественного права в общей системе права, роль теории естественного права в формировании гражданского сообщества.

Способ изучения – абстрактный анализ.

Конструкция курсовой работы определена поставленными задачами и состоит из введения, 5-ти глав, заключения и перечня использованных источников и литературы.

Во введении характеризуется актуальность темы, предмет, объект, цели, задачи, конструкция работы и способ изучения. В 1-ой главе рассмотрены главные пути формирования права, точки зрения обстоятельств происхождения права и методы происхождения источников права. Во 2-ой и 3-ей главах описаны главные теории происхождения права и основные фазы в развитии права, причины воздействия на формирование права. В 4-ой главе исследовано естественное право в античные века и средние века, естественное право XIX в. и до нашего времени. В 5-ой главе описаны роли теорий естественного права в формировании гражданского общества с точки зрения Ж. Бодена и его осознания общества и суверенитета, Г. Гроция о естественном праве как основе права внутри государства и права народов, Т. Гоббса о естественном законе в гражданском обществе. В заключении представлены выводы сообразно курсовой работе.

ГЛАВА 1. ПЕРВОБЫТНОЕ (ДОГОСУДАРСТВЕННОЕ)ОБЩЕСТВО

1.1 Общая характеристика

Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, того: в каких условиях оно возникло и развивалось.


Государство и право существовали не всегда. Они появились на известной ступени развития человечества. Современная антропология доказала, что человек современного, кроманьонского типа (неоантроп) существует около сорока тысяч лет. Между тем первые государственные образования появились около пяти тысяч лет тому назад. Отсюда следует, что десятки тысяч лет люди современного типа, неоантропы, существовали, не зная государства.

Самые ранние формы объединения предков современного человека - архантропов и палеоантропов - были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями. Это могли быть отдельные "семьи" или первобытные стада, использующие самые примитивные орудия труда - необработанные палки, колья, камни.

Только спустя многие тысячелетия первобытные люди научились создавать более совершенные орудия труда - обработанные каменные топоры, копья, скребки и т.п., а также добывать огонь, строить примитивные жилища. Одновременно возникли более устойчивые сообщества людей - первобытные родовые общины, где все члены рода были связаны кровными узами.

Род был наиболее естественной формой связи между предками и потомками первобытного человека. Установление экзогамии, т.е. брачных отношений только между представителями разных родов и соответственно запрета на кровосмешение внутри рода, явилось одним из важнейших завоеваний родового строя.

Кровнородственный принцип объединения первобытных людей в те времена был единственно возможным. Происхождение ребенка от матери являлось наиболее достоверным, очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины. Поэтому у многих предков современных народов род строился на основе матриархата.

Экономика родового строя была присваивающей (люди получали готовый продукт от дикой природы путем охоты, собирательства, рыбной ловли). Полученный продукт составлял общую собственность родовой общины. Прибавочного продукта присваивающая экономика, как правило, не давала.

Таким образом, род (или первобытная родовая община) представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты производства. Из этих условий проистекали равенство социального положения, единство интересов и сплоченность членов рода.

1.2 Первобытное общество и догосударственные формы социального управления

Для теории государства и права определенную методологическую ценность имеет выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства: присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство); производящей Я экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство). Первому периоду в : основном соответствует материнский род (матриархат), второму — патриархальный (патриархат).


Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община.

Личная, родственная связи сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивало так же коллективный труд, общее производство и уравнительно распределение. Восторженную характеристику родовой организации дал Фридрих Энгельс. Он писал: «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простате! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов - все идет своим установленным порядком».

Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества — мужчин и женщин. Собрание — столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его : жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким — смертная казнь, изгнание из рода и племени.9 в большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести — ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями — исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы — обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).


Таким образом, в догосударственном обществе сформировались определенные правила его существования и развития, которые носили характер нерасчлененных «мононорм».

1.3 Нормативная система государственного общества

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми

правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы, В них права и обязанности как бы сливались воедино.

Многие монормы были тесно связаны с обычаи первобытной нравственности (морали), религиозными :велениями, а часто и совпадали с ними. Обычаи были естественным порождением самого первобытного

строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Их возникновение диктовалось потребностью охватить общим правилом ежедневно повторяющиеся акты производства, распределения и обмена продуктов, создать такой порядок, при котором отдельный человек был бы подчинен общим условиям производства и обмена. Большинство обычаев в рамках рода и племени было в тесной связи с нормами.

Нормы первобытного общества, как и существовавшая там власть, были продуктом исторических условий, которые не знали отношений господства и порабощения. Нормы выражали волю всех членов рода, в силу Iчего, как правило, исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обязанностями не существовало: право воспринималось как обязанность, а обязанность, как правило. И правом, и обязанностью являлись также кровная месть или, что еще важнее, коллективный труд, охота и т.д.

Строгое соблюдение норм было привычкой. Если же существовавшие правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили, как уже говорилось от всего рода в целом.

Особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ.


Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

Синкретность и мононормативность норм первобытного общества характеризует их внутреннюю сторону, внешнее синкретная норма проявляется в форме обычая, традиции. Функционально, в зависимости от того какую сферу общественной жизни первобытного общества данный обычай регулирует в каждом конкретном случае его можно условно отнести к религиозному, моральному и т.д. К их числу можно отнести обычаи, регулирующие в первобытном обществе те сферы общественной жизни, которые в государственном обществе регулировались бы нормами права. И в первую очередь, подчеркнуто специфическую юридическую окраску несут обычаи первобытного общества регулирующие уже на ранних стадиях развития первобытного общества брачно-семейные отношения, наследование, правосудие и пр. Но, постоянно следует учитывать то обстоятельство, что и эти обычаи в классическом первобытном обществе носят синкретный характер и тесно переплетены с религией, этикой, ритуалом, моралью и пр., а также с модельными поведенческими установками, что несомненно сказалось на организации общественной власти в догосударственном обществе.

ГЛАВА 2. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

2.1 Основные пути формирования права

Зарождение и формирование права происходило под воздействием географического положения, национальных и культурных, экономических и религиозных и др. факторов. Воздействие данных причин в различных странах обусловило некие индивидуальности формирования права в государствах Запада и Востока. На Востоке, где были сильны традиции, право вытекало из норм религии и морали, закрепляя их требования с поддержкою государства в качестве общеобязательных. Правовая мораль имела религиозное основание, поэтому любое нарушение было нарушением правил морали и религии. Право тут рассматривалось как граница подобающего поведения, т. е. как обязанность, но никак не возможность. Западное право считается итогом деятельности человеческого ума, который отражал в правовых нормах ценность отдельно взятой личности и ее неповторимость.[1]

Возникновение права было вызвано общественным регулированием взаимоотношений членов общества.