Файл: Теория и методика развития дошкольника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приём бисоциации: используется сочетание двух (отсюда термин) известных логических программ решения аналогичной или похожей задачи, которое должно приводить к её решению. Пример удачного использования приёма бисоциации – изобретение И. Гутенбергом книгопечатания: он построил бисоциацию из технологии выдавливания винограда и чеканки монет. Получилось комбинированное решение: набор литер и прижимание этого набора к бумаге.

Приём ментальной провокации. Трактуется также как «контролируемое безумие». В зависимости от задачи, нужно сделать такое высказывание, которое будет считаться невозможным и нереализуемым, при этом оно (высказывание) должно сопровождаться слогом «по» таки образом показывая, что человек совершает ментальную провокацию, а не выражается всерьёз. Автор техники Эдвард де Боно – видит суть творческого мышления в способности выйти за пределы границ, очерченных нашими ментальными моделями. Он предлагает использовать для этого новый языковой элемент «По», который является стимулом для соединения различных элементов информации и уберегает новые идеи от преждевременной оценки. Относительно происхождения слова «по» де Боно замечает, что в данном случае это сокращение словосочетания «П (ровокационная) О (перация)» Как создать ситуацию ментальной провокации, т. е. как получить противоречивое утверждение? Свяжите две несвязуемые вещи: по, денежные знаки скисают как молоко [30].

Эдвард де Боно предложил множество методик развития творчества и мышления. Он является автором понятия латеральное мышление, которое отличается от основанного на привычных паттернах вертикального мышления тем, что ставит под вопрос исходные условия. Одним из примеров латерального мышления является техника шести шляп. Шляпы де Боно.

Вывод по 1 главе

В ХХ веке проблема творчества стала предметом анализа как иностранных, так и отечественных исследователей. Несмотря на многообразие подходов, все исследователи единодушны в том, что творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно- исторической уникальностью, предполагающая всегда творца – субъекта творческой деятельности. В основании творческого процесса находятся такие составляющие как личное видение творца, социальная значимость, свобода творческого процесса.

Изучив некоторые научные работы о развитии творческих способностей дошкольников, определив основные методы и приемы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, можно сделать вывод, что с понятием творческой деятельности тесно связано понятие «творческие способности».


Старший дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей в театрализованной деятельности. Ребёнок активен и любознателен по своей природе и стремится преобразовывать мир по собственным законам красоты. Детей данного возраста отличает желание самовыражаться в танцах, движениях, рисовании. Они находятся на стадии наглядно-действенного развития творческого мышления. В дошкольном возрасте для развития творческих способностей в театрализованной деятельности приемлемы естественные методы решения творческих задач. Это методы проб и ошибок, придумывание новых идей и их практическое применение, технология «творческий поиск».

Искусственные методы решения творческих задач приемлемы старшему школьному возрасту.

В условиях современного дошкольного образования существует проблема для развития творческой способности ребёнка в том, что

«театрализованная деятельность» – это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника, который характеризуется отсутствием систематизированных, единых приемов и методов, отвечающих современным требованиям.

В психолого-педагогической литературе указывается на то, что при разумно выбранном направлении процесса обучения, правильно отобранных методов и приемов по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста должна возникнуть потребность, готовность к выражению душевного состояния, своих мыслей, идей впечатлений.

Единой классификации методов обучения не существует; в то же время рассмотрение различных подходов к разделению методов обучения на группы является основанием для их систематизации в качестве дидактического инструментария.

Исторически первыми методами обучения считаются методы учителя (рассказ, объяснение), методы ученика (упражнения, самостоятельная работа, вопросы), а также методы их совместной работы (беседа).

Для использования в практике по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности выделили традиционную классификацию методов обучения:

  • словесные методы такие как рассказ, объяснение, беседа (вводная, вступительная, эвристическая, закрепляющая; индивидуальная и фронтальная);
  • наглядные методы такие как иллюстрации плакатов, картин, зарисовок, демонстрации презентаций, телепередач, видеофильмов, диафильмов; костюмы, маски, декорации;
  • практические методы такие как упражнения, этюды (воспроизводящие, пластические, инсценирование.), музыкальные, театрализованные игры, развлечения и праздники.

Отдельные приемы обучения могут служить средством реализации различных методов обучения.

При организации непосредственной образовательной деятельности необходимо учитывать базовые потребности детей: потребность в саморазвитии, в игре, в подражании, приобретении опыта.

Совместная деятельность, которая должна обеспечивать эмоциональное благополучие дошкольников, связана с обеспечением комфортных условий для педагога и детей. Мотивы к деятельности формируются в результате создания ситуации успеха – это целенаправленное, организованное сочетание приемов и методов, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Таким образом, актуализация проблемы творческих способностей обусловлена запросами общества, спецификой современного социального опыта, который должен быть усвоен последующими поколениями, его динамическим, нестабильным и всеобъемлющим характером. Развитые творческие способности позволяют адекватно действовать в условиях постоянно обновляющейся деятельности

Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности зависит от эффективности используемых педагогом методов и приемов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме.

В психолого-педагогической литературе указывается на то, что при разумно выбранном направлении процесса обучения у детей дошкольного возраста должна возникнуть потребность, готовность к выражению душевного состояния, своих мыслей, идей впечатлений.

В следующей главе, проведем опытно-поисковое исследование, чтобы определить и обосновать приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Эффективная педагогическая деятельность не может проводиться вслепую, без постоянного отслеживания результатов, без прогнозирования тенденций развития и принятия адекватных управленческих решений. Речь идет о педагогическом мониторинге, т. е. о непрерывном, научно-обоснованном, диагностико-прогностическом, планово-деятельностном отслеживании образовательного процесса [6].


В процессе занятий были использованы различные формы работы для развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности: традиционные, интегрированные и практические занятия; индивидуальная деятельность; показ спектаклей, инсценировок.

Благодаря тому, что организация театрализованной деятельностью проводилась подгруппами с небольшим количеством детей в каждой, нами был организован индивидуальный подход к каждому участнику, учитывались психологические особенности каждого дошкольника.

Совместная деятельность выполняла одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и не сводилась только к подготовке выступлений. Содержание театрализованной совместной деятельности включало в себя не только просмотр кукольных спектаклей и дальнейшей беседы по ним, но и игры – драматизации, инсценировка сказок, различные упражнения, направленные на развитие выразительности детей.

Индивидуальная работа является основной. В процессе индивидуальной работы происходит тесный контакт между педагогом и воспитанником. Это даёт воспитателю возможность глубже изучить чувства ребёнка, понять, на что направлены его переживания, как они глубоки и серьёзны; помогает воспитателю выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их с помощью систематической работы.

К самостоятельной деятельности дошкольников относим: развитие навыков самостоятельных действий во время игры, уметь действовать в различных ситуациях. Таким образом, в самостоятельной театрализованной деятельности ребёнок не только получал информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учился жить в этом мире, строить свои отношения, а это требовало творческой активности личности.

Праздники и развлечения объединяют коммуникативную и художественно-эстетическую деятельности. Это вызывает у детей эмоциональный отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и художественных образов. Для того чтобы праздник был эффективной формой организации развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, обеспечивая приобретение ими навыков. Эффективные формы организации развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности способствуют самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех. Благодаря работе над общим спектаклем, дошкольник более качественно, при этом непринужденно способен усвоить культуру поведения взрослых, а воспитатель получает возможность узнать особенности личности ребенка.


Для развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности использовались методы обучения:

  • способ организации занятия: словесный – беседа, рассказ. Они подразумевают конкретные приемы: объяснение, уточнение, оценка, вопрос, использование художественного слова (поэтические строки, эпитеты, сравнения, метафоры); наглядный – наблюдение, показ педагогом, работа по образцу, музыкальное сопровождение, хореография, показ информации или образа на экране; наглядно-слуховой метод – способствует звуковой регуляции движений: дошкольник согласует свои движения с ритмом музыки; практический – игровые, сюжетные ситуации, действия с игрушками и специальными атрибутами, имитация действия (подражание действиям животных, явлениям природы, общественной жизни), подвижная игра, выполнение работ по инструкционным картам, схемам;
  • уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Подготовка и организация опытно-поискового исследования

На основе изученного теоретического материала в сентябре 2018 года была проведена диагностика в группе «Звездочка» МАДОУ №19 п.Двуреченска. В группе 20 детей, из них – 12 мальчиков, 8 девочек.

На первом этапе была поставлена следующая цель: выявить уровень развития творческих способностей детей. Для исследования были использованы экспресс методики кандидатов психологических наук В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова.

  1. Методика «Солнце в комнате» (автор В.Т. Кудрявцев). Основание диагностики: реализм воображения.

Цель: выявление способности ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствий.

Материал: картинка с. изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце, карандаш.

Инструкция. Педагог показывает ребенку картинку и говорит: «Вот картинка. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». Когда ребенок перечислит детали изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.), педагог говорит: «Правильно, видишь, здесь нарисовано солнышко в комнате. Подумай и скажи мне, пожалуйста, так может быть, или художник все перепутал? Попробуй исправить картинку, чтобы она была правильной». При этом использовать ручку или карандаш испытуемому не обязательно, достаточно словесного объяснения.