Файл: Теория и методика развития дошкольника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обработка данных. В ходе обследования педагог оценивает попытки испытуемого в исправлении рисунка. Обработка данных проводится по пятибалльной системе. К первому уровню относят отсутствие ответа, непринятие задания – 1 балл. Ко второму – формирование устранение несоответствия – 2 балла. К третьему – содержательное устранение

несоответствия:

  • простой ответ – 3 балла;
  • сложный ответ – 4 балла;
  • конструктивный ответ – 5 баллов.
  1. Методика «Складная картинка» (автор В.Б. Синельников). Основанием выступает умение видеть целое раньше частей.

Цель методики: определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Материал: складывается картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10х15 см).

Инструкция к проведению. Ребенку предъявляется картинка, педагог говорит: «Сейчас я тебе дам картинку, внимательно посмотри на нее и скажи, что на ней нарисовано?». После того, как ребенок ответил, картинка складывается и задается вопрос: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?».

После ответа ребенка, картинка расправляется и снова складывается. Ребенку задается тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания – «угол», «домик», «труба», «гармошка», «мостик».

Обработка данных. В ходе обследования ребенка педагог записывает смысл ответов во время выполнения заданий.

Максимальная оценка за каждое задание – 3 балла. Всего – 15 баллов

Выделяются следующие уровни ответов.

Первый уровень – отсутствие ответа, непринятие задания – 1 балл. Второй уровень – ответ описательного типа – 2 балла.

Третий уровень – ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию – 3 балла.

  1. Методика «Как спасти зайку» (автор В. Т. Кудрявцев).

Основание: надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель: оценка способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Материал: фигурка зайчика, ведерко, палочка, блюдце сдутый воздушный шарик и лист бумаги.

Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе располагаются: фигурка зайчика, блюдце, ведерко, палочка, сдутый воздушный шарик и лист бумаги. Педагог берет в руки зайчика и говорит ребенку: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, появились огромные волны и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько вещей (педагог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?».


Обработка данных. В ходе обследования фиксируется характер ответов ребенка и их обоснования. Данные оцениваются по трехбалльной системе:

  • выбирает блюдце или ведерко, а также палочку, но не выходя за рамки простого выбора: пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию – 1 балл.
  • решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора – 2 балла.
  • для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик или сделать из листа бумажный кораблик. У детей, находящихся на этом уровне имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе ребенка к ней – 3 балла.

Используя данные методики, нами был проведено исследование, направленное на изучение развития творческих способностей дошкольников.

Проведя диагностику, получили следующие результаты:

Таблица 1

Показатели развития творческих способностей по группе в процентах

Проведенные

методики

Уровни развития

Низкий

Средний

Высокий

Методика «Солнце в

комнате»

13 детей = 65%

7 детей = 35%

0%

Методика «Складная

картинка»

0%

6 детей = 30%

14 детей = 70%

Методика «Как спасти

зайку»

8 детей = 40%

6 детей =30%

6 детей =30%

Интерпретация результатов.

Полученные данные диагностики показали, что у 65% детей развитие было отмечено развитие реализма воображения на низком уровне, у 35% детей на среднем уровне. Развитие такой способности как надситуативно- преобразовательный характер творческих решений у 40% детей на низком уровне, и по 30% на среднем и высоких уровнях. Способность видеть целое раньше частей у 30% детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком.

Анализируя полученные результаты, сделали следующие выводы:


  • у большинства детей (65%) плохо развито творческое воображение. Мы выяснили, что в этой группе специальная работа по развитию воображения с детьми не ведется. Поэтому в данных условиях воображение детей развивается недостаточно, что подтвердила и проведенная диагностика;
  • у многих детей необходимо проводить работа, направленную на формирование надситуативно-преобразовательного характера творческих решений, а именно у 40% детей - низкий уровень.

Хорошие результаты показала диагностика творческого потенциала детей развитие способности видеть целое раньше частей: у 30% детей развита на среднем уровне и у 70% детей на высоком, низкий уровень нами не обнаружен. Данный результат считаем закономерным, так как ребенок всегда видит целое раньше частей. Но дети теряют эту способность, потому что при изучении какого-либо предмета или явления педагогу предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и только затем раскрывать его целостный образ, что может приводить к существенному снижению творческих способностей детей.

Результаты проведенной диагностики (Приложение 1).

В процессе наблюдения за деятельностью детей можно было увидеть, что дети мало проявляли творчество, были скованные, не всегда умели выполнять действия с предметами, пользоваться различными видами театров. У детей было плохо развито воображение, с неуверенностью и с неохотой включались в деятельность, перевоплощались в художественные образы. Дети не могли действовать согласованно, не умели строить простейший

диалог.

Таким образом, проведенная диагностика позволила не только определить уровень развития творческих способностей дошкольников в начале учебного года, но и определить работу с данной группой по развитию творческих способностей в театрализованной деятельности.

Реализация приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении №19


На основе полученных результатов диагностики в старшей группе «Звездочка» была поставлена цель: построение работы с учетом реализации эффективных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности. Совершенствование игровых навыков и творческую самостоятельность через театрализованные игры, музыкальные игры, развивающие творческие упражнения на развитие воображения, фантазии, внимания, самостоятельность мышления.

Основными специфическими методами работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности были взяты:

  • метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);
  • метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
  • метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Эффективные методы развития творчества: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации, переход игры на другой, более сложный творческий уровень, упражнения, этюды.

Использовались приемы: прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию, создание атмосферы одобрения, радости, с помощью вербальных и невербальных средств) методические.

Благодаря проведению системы занятий, направленных на формирование творческих способностей у дошкольников, посредством театрализованной деятельности, нами решались такие задачи:

  1. Формирование творческих способностей детей.
  2. Формирование творческой самостоятельности участников исследования.
  3. Повышение интереса дошкольников к разнообразным типам творческой деятельности.
  4. Повышение уровня развития познавательных процессов.

Для решения поставленных задач в своей практике мы выбрали основные направления развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности:

Театрализованные игры. Основные задачи: развитие способности произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминание слова героев спектаклей, развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству.


Ритмопластика. Основные задачи: развитие умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развитие координации движений.

Культура и техника речи. К основным задачам относятся: развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, разнообразной интонации, логики речи; обучение сочинению небольших рассказов и сказок, подбор простейших рифм.

Основы театральной культуры. Основные задачи: знакомство дошкольников с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, формирование культуры поведения в театре.

Работа над спектаклем. Основные задачи: развитие навыков действий с воображаемыми предметами; развитие умений пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния.

Большинство занятий проходили в достаточно свободной форме. Можно было расположиться на ковре, что способствует созданию спокойной домашней атмосферы, передвигаться по музыкальному залу в ходе игр- драматизаций, в участии в подвижных играх. Расположение детей в течении занятия могло меняться несколько раз. Такая организация занятий детей давала простор для выдумок и творчества детей, позволяла им быть свободными и утверждаться в своих силах.

Дополнительно нами были включены в основную часть занятий игры, направленные на развитие способности строить взаимоотношения с окружающими, умение понимать других людей, их чувства, настроения, собственные переживания и управлять ими.

В третью часть занятий включались игры-инсценировки, подготовка к театрализованным представлениям. Игры-инсценировки проводились в форме дословного пересказа по ролям художественного произведения, прочитанного предварительно воспитателем. Дословный пересказ текста выполнялся педагогом вместе с детьми, роль ведущего у педагога, а детям поручались другие роли. Текст, который должен произносить каждый персонаж, проговаривался педагогом, а дети повторяли. Инсценировка художественного произведения в свободном пересказе детьми реплик каждого персонажа происходила как сюжетно-ролевая игра. Как правило, это были сказки, прочитанные много раз и потому хорошо известные детям.

Занятия проводились в течение 25-30 минут. Форма занятий, как групповая, так и индивидуальная.

Были проведены:

  • занятия по знакомству с театром;
  • занятия по культуре и технике речи;
  • музыкальные «Театрализованные игры»;
  • занятия по ритмопластике;
  • 10 занятий по подготовке к запланированному театрализованному представлению.