Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное образование является начальным уровнем образовательной системы и имеет особое значение в решении проблемы качества образования.
Дошкольный возраст, включающий в себя первые семь лет жизни человека, является уникальным по своей значимости. Именно в эти годы происходит формирование у ребенка фундаментальных человеческих способностей, закладываются основы его личности.
На сегодняшний день именно формирование свободно мыслящего, творческого человека является одной из основных задач. Работу над этим необходимо начинать уже с первых дней жизни ребенка.
Актуальность проблемы и темы исследования. Важность развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности обусловлена недостаточным вниманием педагогов и родителей к слабо сформированным игровым навыкам дошкольников. Данная тема актуальна тем, что изучение приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности значимо для дошкольной образовательной системы.
Степень разработанности: Проблема творчества и творческих способностей была предметом исследования таких видных психологов, как Дж. Гирфлод, Е.П. Торранс, И. Фостер; вопросам развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посвящены работы таких педагогов, как С.В. Акишев, Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, О.П. Радынова, Лук и др.
Актуальность, недостаточная изученность указанной проблемы обусловили выбор темы нашего исследования «Развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности».
Проблема исследования: каковы приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Объект исследования: развитие творческих способностей дошкольников как психолого-педагогическое явление.
Предмет исследования: приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Цель исследования: выявить, определить и обосновать приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
-
-
- Рассмотреть понятия творчества и творческих способностей.
- Выявить приемы и методы развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
- Раскрыть практические аспекты развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
-
Методы исследования: теоретические – анализ, обобщение, систематизация; эмпирические – наблюдение, тестирование.
Практическая значимость исследования заключается в апробации выявленных приемов и методов развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, составляющих основную часть, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
Во введении обосновывается актуальность данного исследования, ставятся основные цели и задачи данной работы.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты развития творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности.
Вторая глава содержит в себе практические аспекты развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
В заключении подведены итоги настоящего исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и сущность творчества, творческих способностей
Изменения, происходящие в современном обществе – динамичный характер его развития, техническая модернизация общественного производства, внедрение принципиально новых технологий, резкое увеличение информационного потока, появление новых профессий – поставили систему образования перед необходимостью формирования творческой личности, способной оценивать новую информацию, самостоятельно принимать решения, генерировать новые оригинальные идеи. Именно такая личность сможет обеспечить дальнейший прогресс общества. В связи с чем перспективным для системы высшего образования представляется развитие творческой личности студента, будущего специалиста. Неотъемлемым компонентом в структуре творческой личности выступают творческие способности. Благодаря творческим способностям обеспечивается готовность личности к успешной деятельности в разнообразных областях, вне зависимости от конкретного содержания деятельности, инициируют продуктивность и самостоятельность принимаемых решений, ответственность.
Творчество остается актуальнейшей проблемой современности. Оно рассматривалось с различных позиций – философии, культурологии, психологии, социологии, искусствоведения и др. Нас интересует творчество с точки зрения создания нового продукта, его оригинальности и новаторства в дошкольном воспитании.
Творческие способности, согласно Г.И. Вергелес и А.И. Раеву, проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее, готовности использовать новые возможности, в условиях постоянно обновляющейся деятельности. В процессе обучения, по мнению авторов, следует уделить внимание развитию таких творческих способностей, как вариативность, гипотетичность, импровизационность.
Определение «творчество» в научной литературе трактуется как:
- «создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей» [12];
- «универсальную функцию человека, которая ведет ко всем формам самовыражения» [37];
- «духовную деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры» ;
- «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно- исторической уникальностью» [40].
Семантический анализ слова «творчество», отражённый в словарях русского языка, предоставляет нам следующие смысловые основы:
- «творчество как деятельность, направленна на создание нового или воспроизводство уже существующего в широком (творение природой, Богом) и в узком (творение человеком) смысле»;
- «творчество – деятельность как происходящий по времени процесс (происходить, твориться)»;
- «субъект любой деятельности (творец, творитель)»;
- «результат деятельности (не обязательно новое) – творенье»;
- «как свойство деятельности (творческая деятельность) или свойство характера (творческий человек)» [29].
Если рассматривать творчество в широком смысле, то она будет пониматься как «деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью».
В переносном смысле творчеством называют «всякое внесение нового, в частности, создание образов в результате формирующейся деятельности духа, творческой фантазии» [36].
Изучив концепцию Л.С. Выготского можно отметить 2 положения:
- «высшие психические функции имеют опосредованную структуру».
- «для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков [18].
«Ощущение и восприятие дают нам знание единичного – отдельных предметов и явлений реального мира. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Следовательно, для того чтобы предвидеть, надо обобщать единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод относительно других единичных предметов и фактов такого же рода.
Этот многоступенчатый переход от единичного к общему и от общего опять к единичному осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению.
Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности».
Можно отметить тот факт, что в научной литературе встречаются слова замены для обозначения понятия «творчество». Нами были отмечены такие примеры, как талант, который является совокупностью способностей, а также креативность.
Благодаря сходству двух понятий» «творчество» и «креативность» в различных науках происходит подмена данных терминов.
Понятие «креативность» объясняется как:
- одна из способностей, благодаря которой человек может творить, тем самым образ проблемной ситуации или ситуации в целом, начинает видеться совершенно иначе;
- одна из способностей к творчеству, к перефразированию полученной информации, отказавшись от стереотипного способа мышления;
- возможность решения нестандартных ситуаций, нацеленность на открытие нового, а также способность к глубокому осознанию своего опыта;
- достижение такого уровня творческих способностей, который характеризуется готовностью к продуцированию принципиально новых идей. Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:
- «восприятие проблемы;
- поиск решения;
- возникновение и формулировку гипотез;
- проверку гипотез;
- их модификацию;
- нахождение результатов».
Дж. Гилфорд пытался определить творчество посредством познавательных переменных дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, который характеризуется следующими основными способностями:
- быстрота – проявляется способностью высказать максимально большое количество идей (важно при этом только их количество, а не качество);
- гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей;
- оригинальность – это качество, которое выражается в способности порождать новые и нестандартные идеи. Оригинальность может проявляться в ответах, решениях, которые не совпадают с общепринятыми;
- законченность – способность усовершенствовать свое решение, «продукт», придать ему законченный вид [20].
Л.Б. Ермолаевой-Томиной была проведена классификация творчества.
- Формирование новых форм материи, которых раньше не было.
- Замена, реорганизация, модернизация и обновление того, что уже существует.
- Замена «старого» «новым» [24].
Выделяют несколько постулатов в «теории творчества».
- По мнению А.Д. Александрова, «творчество есть специфическая видовая особенность человека, самым существенным образом отличающая его от животного мира. Именно способность к творчеству, то есть к созданию некоего принципиально нового качества, выделяет человека из природы, противопоставляет его природе и выступает источником труда, сознания, культуры» [29].
- По мнению В.В. Шаронова, «творчество есть одно из самых активных состояний и проявлений человеческой свободы, по своему содержанию оно тесно связано с игрой».
С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач. В первые годы жизни интеллектуальное развитие детей идет быстрее, но затем, начиная примерно с возраста 7 – 8 лет, постепенно замедляется.
Таким образом, нами будет пониматься под термином «творчество» – решение нестандартных задач в разнообразных видах деятельности. Сама творческая задача будет пониматься нами, как ситуация, которая возникает в любом виде деятельности, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т. е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. В любой сфере жизни существует обширный класс задач, имеющих готовые логические программы решения, которые необходимо изучить и поупражняться в их применении для успешного решения задачи. Но существуют такие задачи, которые не имеют готовой, известной логической программы решения. Их решение происходит на интуитивной основе и подчиняется определённым закономерностям.
Сейчас нестабильность внешней среды провоцирует возникновение задач, не имеющих известных логических программ решения. Такие задачи будем называть творческими.
В основе творческой деятельности лежат творческие способности личности.
В психологии существует два основных подхода к пониманию способностей, их происхождению и месте в системе деятельности, психики и личности.
Первый подход можно назвать деятельностный, и за ним стоят работы многих отечественных исследователей, начиная с Б.М. Теплова. С позиции Б.М. Теплова, способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие.