Файл: Мотивации персонала и проектирование систем стимулирования труда (ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ И
СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и направления системы управления персоналом
1.2 Сущность и место мотивации и стимулирования труда в системе управления персоналом
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И
СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В ООО «ОЗЕРСКИЙ ПРОДУКТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка существующей системы мотивации и стимулирования труда в ООО «Озерский продукт»
Согласно с точкой зрения Э.А. Уткина, мотивация является состоянием человека, которое определяет степень активности и ориентированности действий личности в определенных ситуациях[14].
Г.Г. Зайцевым дана следующая трактовка понятия «мотивация»: «…это побуждение к активной деятельности групп, коллективов, личностей, которое связано с устремлением на удовлетворение конкретных потребностей»[15].
Характерной чертой процесса мотивации является его основание на человеческих потребностях, являющихся главным объектом влияния на человека с целью побуждения его к действию[16].
Потребность представляют собой различные виды и состояния «нехватки» чего-либо, которые определенные человеком в конкретном часовом промежутке. Потребности человека бывают физиологического (например, потребность в воде, в воздухе), психологического (например, потребность в самореализации) или социального свойства (необходимость становлении личности). До тех пор, пока потребность будет существовать, человек будет чувствовать дискомфорт, и как следствие будет осуществлять поиски средства удовлетворения определенной потребности[17].
Для этого нужно определенное условие – наличие большого желания изменить сложившуюся ситуацию, а также удовлетворить человеческую потребность на уровне его ощущений. По мнению В.А. Дагаева, данное условие является основным и определяет направление человеческих усилий для ресурсного обеспечения с целью воплощения действий и формирования возможностей, нужных для удовлетворения потребностей[18].
М.А. Медведюк считает, что стимул является центральным элементом управления ресурсами организации и внешним побуждением к деятельности[19]. Именно стимулам принадлежит роль перевода потребностей и интересов в мотивы, т.е. в личностную смысловую причину действий, некую собственную заинтересованность.
Е.В. Ермолина считает, что в виде стимулов могут использоваться конкретные предметы, воздействие окружающих людей, обязательства, предоставляемые возможности, т.е. то, что хотел бы получить человек при условиях выполнения определенных действий[20]. Но побуждение к действиям может выступать не только в виде стимулирования, но и мотивом самого человека. В таком случае, источником побуждения являются мотивационная структура индивида, формирование которой происходит под воздействием личностных факторов, воспитания и обучения. Мотивы по своей природе, порождает сам человек, каждый раз сталкиваясь с новой проблемой или задачей, например, мотив достижения, познания и т.п.
По мнению А.В. Седова, мотив – это то, что может вызывать определенные действия, которые вызванные личными потребностями человека, его чувствами или убеждениями[21]. Один и тот же мотив может порождаться в зависимости от конкретной ситуации, как внешним действием, так и внутренней мотивационной структурой.
Е.П. Ильин определяет мотив как то, что заставляет личность действовать, для того чтобы удовлетворить свои потребности[22]. Человеческое поведение приводит к определенному результату, который поддается оцениванию. Старания, интенсивность и качество работы гарантировано могут быть обменены на важное для сотрудника вознаграждение.
Вознаграждения – это все то, что сотрудник считает ценным для себя[23]. Но указанное понятие каждый человек рассматривает по-своему, поэтому различными являются оценки вознаграждения и его условная ценность.
Таким образом, изучив содержание и сущность понятия «мотивация» с точки зрения справочных изданий, а также со стороны зарубежных и российских исследователей, можно заключить, что мотивация деятельности человека является сложным процессом: от появления потребности посредством ее «опредмечивания» и действия к удовлетворению потребности и достижению цели.
Методы мотивации и стимулирования могут быть многообразными. Они зависят от компании, специфик деятельности этой компании, общей системы управления. Все методы подразделяются на нематериальные и материальные, а также на экономические, административные, социально-психологические[24].
К экономическому методу мотивации и стимулирования относят все формы финансовой мотивации работников к труду. Это премии, денежные компенсации, процентные надбавки за успешно выполненную работу и т.д.[25] Но в экономическом методе мотивации и стимулирования к труду есть свои особенности. Прежде всего, он должен быть точно синхронизированным с планами работы организации. Денежная мотивация требуется для своевременного, быстрого достижения поставленной задачи. Поэтому внедрение данной формы стимулирования труда работников необходимо для достижения какой-либо конкретной цели.
Во-вторых, рекомендуется на общем совещании огласить всем работникам, какими принципами будет руководствоваться выплата денежной надбавки, какие критерии будут определять начисление финансов.
В-третьих, необходимо, чтобы финансовая система мотивации была четко обоснованной, она не должна систематически выплачиваться работникам.
В-четвертых, все специалисты должны ясно понимать, за какую работу им была выплачена денежная надбавка.
В-пятых, денежное вознаграждение должно прямо отражать результаты труда. Только в этом случае оно будет иметь максимальное мотивирующее значение[26].
Организационно-административный метод мотивации и стимулирования сотрудников к труду, другое название - «властный», основывается не только на соблюдении трудового кодекса, законодательства РФ, но и на признании распоряжений руководства организации единственно правильными, не подлежащими сомнению или обсуждению.
Социально-психологический метод мотивации и стимулирования характеризует поведение сотрудников. Зачастую, психологический климат в коллективе имеет большее значение чем финансовая мотивация[27]. Если работникам комфортно, они уютно чувствуют себя на своем рабочем месте, ведут свободное общение с коллегами, то они более качественно и быстро выполняют свою работу. Так же благоприятный психологический климат в организации предотвращает текучесть кадров[28].
Итак, эффективность, прибыль, да и собственно все показатели компании зависят напрямую от качества труда ее персонала. Для того чтобы кадры исполняли свои обязанности на высшем уровне, работодатель обязан организовать благоприятные условия для работы. В этом поспособствует организация комплексного стимулирования кадров.
Наличие нематериальных и материальных мотивов и стимулов не обозначает, что есть вариант избрать что-то одно. Когда компания заинтересована в увеличении показателей, значительной долей чего, как нами описывалось ранее, является труд персонала, то нужно применять оба компонента. Стимулы материального и нематериального характера, работая совместно, друг друга дополняют. Между ними имеется особая взаимосвязь. Так, к примеру, материальные стимулы могут влиять на самооценку сотрудника, через удовлетворение его потребностей в признании и уважении. Подобным образом, материальные стимулы могут выступать и в качестве нематериальных. Но все это, безусловно, весьма индивидуально. Это и является задачей руководства предприятия – понять потребности своих работников и попытаться их удовлетворить.
Большинство компаний в современных условиях придают должное значение созданию положительной психологической обстановки, а также эффективной системы мотивации и стимулирования. Это помогает повысить производительность и избежать повышенной текучести кадров.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ И
СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕРСОНАЛА В ООО «ОЗЕРСКИЙ ПРОДУКТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Озерский продукт» - это молодое, динамично развивающееся предприятие, представляющее собой предприятие по производству мясной продукции и торговую сеть в Московской области.
ООО «Озерский Продукт» зарегистрировано по адресу: г. Москва, ул. Кольская, д.8, стр.7, пом.3.
Миссия компании - удовлетворять запросы потребителя на высоком профессиональном уровне, применяя для этого самые передовые технологии бизнеса и потенциал накопленного ранее опыта. Постоянно изучать текущую рыночную ситуацию и самосовершенствоваться на благо покупателей, сотрудников и деловых партнеров.
ООО «Озерский продукт» оснащен современным, высокопроизводительным оборудованием известных мировых брендов «Laska», «Handmann», «Mauting», «Vemag», «Bizerba», позволяющим выпускать продукцию высокого качества.
Проведем анализ финансового результата за 2017-2019гг. и представим результаты в таблице 1.
Из таблицы наблюдается нестабильная динамика валовой прибыли, которая в целом за исследуемый период снизилась на 3327 тыс. руб.
Рост выручки в 2018-2019гг. объясняется эффективной политикой в управлении затратами и заключенным в 2013-2017гг. договорам о поставках мясной продукции. Снижение темпов роста выручки в 2019г. по сравнению с 2018г. на 8% объясняемся тем, что часть клиентов-юридических лиц приостановили сотрудничество вследствие кризисных явлений в экономике.
Таблица 1
Анализ финансовых результатов в 2017-2019гг.
Показатели |
2017, тыс. руб. |
2018, тыс. руб. |
2019, тыс. руб. |
Абс. изм. 2018-2017 |
Абс. изм. 2019-2018 |
Темп роста 2018,% |
Темп при-роста 2018,% |
Темп роста 2019,% |
Темп при-роста 2019,% |
Выручка |
233826 |
316828 |
323627 |
83002 |
7201 |
178 |
78 |
92,0 |
-8,0 |
Себестои-мость |
(150930) |
(216631) |
(244058) |
-65701 |
-27427 |
143 |
43 |
112,7 |
12,7 |
Валовая прибыль |
82896 |
100197 |
79569 |
17301 |
-21628 |
241 |
141 |
69,7 |
-30,3 |
Коммерческие расходы |
(24601) |
(24607) |
(34294) |
6 |
9687 |
100 |
0 |
106,9 |
6,9 |
Управленческие расходы |
(38620) |
(79712) |
(45610) |
41092 |
-34102 |
206 |
106 |
57,2 |
-42,8 |
Прибыль (убыток) от продаж |
19675 |
-4122 |
-610 |
-23787 |
3512 |
487 |
387 |
70,6 |
-29,4 |
Прочие доходы |
1265 |
15869 |
10178 |
14604 |
-5691 |
1254 |
1154 |
64,1 |
-35,9 |
Прочие расходы |
(10333) |
(11335) |
(9081) |
1002 |
-3254 |
110 |
-10 |
71,3 |
-28,7 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
10607 |
412 |
487 |
-10195 |
75 |
947 |
847 |
69,5 |
-30,5 |
Текущий налог на прибыль |
(2121,4) |
(82,4) |
(97,4) |
-4662,6 |
15 |
(426) |
-326 |
70,9 |
-29,1 |
Чистая прибыль (убыток) |
8485,6 |
329,6 |
389,6 |
-8156 |
60 |
1364 |
1264 |
69,6 |
-30,4 |
В связи с инфляцией, ростом заработной платы и тарифов возросли издержки (себестоимость) предприятия. Рост составил 50% в исследуемом периоде.
В связи с колебаниями выручки и себестоимости, а также управленческих и коммерческих издержек, наблюдается отрицательная тенденция прибыли от продаж (убытки в 2018-2019гг.) и чистой прибыли ООО «Озерский продукт».
Выявленные тенденции экономических показателей и финансовых результатов предприятия позволяют сделать вывод о необходимости приложения усилий для снижения затрат, роста объема продаж и совершенствования системы управления персоналом на предприятии.
Поскольку, основными клиентами ООО «Озерский продукт» являются сетевые оптово-розничные предприятия и население, то организационная структура выглядит так, как представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Озерский продукт»
Обеспеченность организации работниками изучается путем сопоставления численности работников за отчетный и предыдущие периоды. Данные анализа представим в виде таблицы (таблица 2).
Среднесписочная численность персонала ООО «Озерский продукт» в 2019 г. по сравнению с 2017 годом увеличилась на 6 человек. За анализируемый период значительных изменений в структуре персонала не произошло. Наибольший удельный вес занимают рабочие с удельным весом в 2019г. 54,29%.
Таблица 2
Структура персонала ООО «Озерский продукт»
Показатель |
2017г. |
Удель-ный вес, % |
2018 г. |
Удель-ный вес, % |
2019 г. |
Удель-ный вес, % |
Абсолют-ное отклонение 2019 к 2017, чел. |
Измене-ние в структуре 2019 к 2018, % |
Среднеспис. численность персонала, чел. В том числе: |
58 |
100 |
64 |
100 |
70 |
100 |
6 |
120 |
- руководители |
10 |
17,24 |
10 |
15,63 |
10 |
14,29 |
0 |
-2,96 |
- специалисты |
18 |
31,04 |
18 |
28,13 |
22 |
31,43 |
4 |
0,39 |
- рабочие и вспомогатель-ный персонал |
30 |
51,72 |
36 |
56,25 |
38 |
54,29 |
8 |
2,56 |