Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы нотариата
1.1 Понятие нотариата и нотариальной деятельности
1.2 Нотариат в системе правоохранительных органов России
2. Проблемы и пути совершенствования нотариата в Российской Федерации
2.1 Проблемные вопросы нотариальной деятельности
2.2 Направления совершенствования нотариата в России на современном этапе
Основная задача нотариальной деятельности - зашита прав и законных интересов граждан и юридических лиц (статья 1 Основ законодательства РФ о нотариате - далее Основы о нотариате). В то же время региональное законодательство более подробно в этом вопросе. Так, Закон Смоленской области «О нотариате» (статья 1) устанавливает следующие задачи нотариата:
- защита гарантированных Конституцией Российской Федерации имущественных и неимущественных прав граждан и юридических лиц;
- укрепление законности;
- предотвращение правонарушений в сфере имущественных и неимущественных прав граждан и юридических лиц путем правильного и своевременного удостоверения договоров и других сделок, оформления наследственных прав, а также совершения иных нотариальных действий.
По своей природе нотариальная деятельность - правоохранительная деятельность, что позволяет институт нотариата причислять к системе правоохранительных органов.
Нотариальная деятельность осуществляется от имени государства.
Нотариальная деятельность является разновидностью профессиональной юридической деятельности, представляет собой гарантию права гражданина на квалифицированную юридическую помощь.
Нотариальная деятельность основывается на принципе возмездности, хотя и не считается предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. В соответствии со статьёй 22 Основ о нотариате нотариальное действие признаётся совершённым после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу.
Нотариальная деятельность является подзаконной деятельностью, строго регламентирована правом и формализована. Соблюдение процессуальной формы выступает как обязательное условие законности совершения нотариального действия.
Возвращаясь к истокам современного российского нотариата, следует отметить, что его становление было противоречивым. Нотариат в системе правоохранительных органов занимал различное место. В годы, предшествующие экономическим реформам 90-х годов нашего столетия, нотариус выступал в качестве государственного чиновника, зависимого от аппарата управления, подчинённого ему.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, принятые в феврале 1993 года, по-новому отнеслись к нотариусу как к участнику правовых отношений. Был введён нотариус, занимающийся частной практикой. Ничего подобного система государственного управления нотариатом ещё не опробовала. Поэтому Основы о нотариате отчасти стали экспериментом. Многое, как показало время, было неудачным.
Главный недостаток видится в том, что законодатель 1991-1993 годов от эйфории серьёзных перемен пробовал решить новые задачи с помощью способов и методов, характерных для советского строя. Так частный нотариат был введён абсолютно с нуля, без какой-либо вообще продуманной концепции. Итог: безответственность лица, обладающего значительной властью в гражданском обороте. Учитывая деловую активность того времени, связанную с переделом собственности и становлением национального класса буржуа, нотариусы, действуя от имени государства, но, не отвечая перед ним, стали перед соблазном нарушения закона и пополнением собственного капитала [10].
Обращает внимание, что даже в Федеративной Республике Германия (где спокойно, без жестоких переделов и коррупционных скандалов, развиваются рыночные отношения) устанавливается ответственность нотариуса в размере до 100 тысяч евро за проявление страсти к наживе. Всё это породило негативное отношение к институту нотариата вообще. Результатом стало полное отлучение нотариуса от оборота недвижимости. Государство решило экономическим путём вынудить нотариусов самим активизироваться в решении проблем их правового статуса. Как предполагается, такая позиция со стороны носителей власти не является правильной и оправданной. Если выражаться образно: нотариус - это не полевой вредитель, с которым необходимо бороться, а институт, выполняющий позитивные функции обеспечения прав участников гражданского оборота.
У государства есть все рычаги, чтобы любые проблемные вопросы разрешить в конструктивном ключе. Если есть какие-то претензии к конкретным нотариусам, то невольно задаешься вопросом: почему отмалчиваются правоохранительные органы? Если есть системные ошибки в организации всего института, то почему не вносятся изменения в Основы о нотариате или не принимается новый федеральный закон. Законодательный орган ведь не находится под влиянием нотариусов.
По-видимому, российский законодатель должен чётко выработать концепцию о месте и роли нотариата в системе правоотношений. Именно от этого зависит в будущем его развитие. Пока складывается впечатление, что нотариат либо придёт к государственному, как, например, имело место в Финляндии, либо нотариальные функции будут поделены между адвокатами и каким-то государственными органами (возможно мировыми судьями, либо учреждениями юстиции).
В любом случае - приоритет в решении этого вопроса безусловно за органами государственной власти. Однако возможен и иной вариант развития нотариата - систематизация в нём полномочий, связанных с оборотом недвижимости: ведение реестра недвижимости, выполнение функций государственного регистратора прав на недвижимость. Интересен в этом опыт Республики Беларусь, где создана практика «одного окна». Гражданину достаточно обратиться к нотариусу за выполнением того или иного действия. Нотариус сам запрашивает все необходимые документы. Подобная модель отчасти реализована во Франции [15].
Теория управления определяет, что управление представляет целенаправленный процесс планирования, организации, мотивации и контроля. Этот принцип применим к любому объекту воздействия со стороны государства. В настоящее время институт нотариата не представляет собой системного блока воплощения названных функций. Некоторые из них выполняются государственными органами, некоторые негосударственными образованьями, что естественно предполагает наличие многих неразрешённых проблем. Министерство юстиции Российской Федерации нормами Основ о нотариате не определяется уполномоченным органом управления. Компетенция в данной области не носит для министерства системного характера. Есть только отдельные части норм закона, определяющие то или иное конкретное полномочие.
Подобная конструкция не отражает потребности содержания управления нотариатом. Более того, функция управления нотариатом перераспределена между Министерством юстиции РФ и Федеральной регистрационной службой. К тому же государственные органы во многом привыкло, что нотариат развивается сам по себе. Если характер отношений изменится, то большинство государственных чиновников не обрадуется появлением новых дополнительных функций. Представляется, что подобные недостатки должны быть устранены в новом законодательном акте, посвящённом данной проблеме.
Особо острыми являются дискуссии вокруг осуществления контрольных функций государственными органами. Поэтому, учитывая международный опыт регулирования института нотариата, анализируя опыт применения действующих Основ о нотариате, можно прийти к следующим выводам относительно природы контроля за нотариальной деятельностью:
- необходимо разработать механизм государственного контроля за профессиональной деятельностью нотариуса; контрольными функциями должны обладать, в первую очередь, государственные органы юстиции при сохранении гарантий прав нотариусов, обеспечиваемых возможностью судебного обжалования решений органов юстиции;
- необходимо в законе предусмотреть процессуальные вопросы осуществления дисциплинарного принуждения к нотариусу, совершившему противоправный поступок при осуществлении профессиональных функций.
- Правом возбуждения дисциплинарного производства должны обладать и должностные лица нотариальной палаты и органов юстиции. Основанием производства должны быть не только обращения граждан, а также факты нарушений, выявленные при проведении текущих проверок;
- федеральный закон о нотариате должен закрепить возможность органов юстиции отстранять нотариуса от осуществления профессиональных функций до решения вопроса о привлечении его к ответственности по существу. Срок отстранения должен быть ограничен строгими временными рамками - представляется, что это должно быть не более полугода. Лишение же права заниматься нотариальной практикой должно производиться только на основании судебного решения. Поскольку разрешение таких дел не содержит предметом спора о праве, необходимо, чтобы в новом законе были урегулированы и процессуальные вопросы, а также гарантии прав нотариуса.
- необходимо дать чёткие понятия «дисциплинарного проступка» и «действий, не совместимых с высоким званием нотариуса», должна быть установлена градация мер государственного принуждения в зависимости от характера противоправного деяния;
- в федеральном законе о нотариате представляется возможным закрепить порядок оплаты нотариального тарифа, за правильностью определения которого также должен следить орган юстиции. Налоговые органы контролируют лишь правильность исчисления и уплаты налога. Нотариальный тариф имеет иную природу и будет не правильным возлагать на налоговые органы обязанность, не свойственную им;
- данные рекомендации имеют актуальность только при условии чёткого законодательного закрепления института нотариата и будут нуждаться в значительной корректировке, если нотариат «растворится» в адвокатуре, а многие нотариальные функции начнут выполнять государственные органы, мировые судьи, должностные лица исполнительных органов местного самоуправления.
Рассматривая Основы о нотариате, можно сделать вывод, что «партнёром» органов юстиции по реализации многих управленческих функций является нотариальная палата. Возможность такого партнёрства, его природа, степень участия в принятии решений необходимо изучать исходя из требований Конституции России. Следует отметить, что нотариальная палата не является публичным учреждением. В соответствии с характеристикой, обозначенной Конституционным Судом РФ в своем Постановлении от 19 мая 1998 года, палата выполняет публичное предназначение [11].
Она не подотчётна государству, так как Основы о нотариате закрепляют её главный признак деятельности - самоуправление. Государство не участвует в формировании её руководящих органов. Устав не утверждается государственными органами, а регистрируется. Кроме того, Гражданский кодекс РФ в настоящее время не предусматривает создания зарубежных аналогов публичных корпораций в России. Поэтому нуждается в тщательном взвешенном анализе позиция Конституционного Суда РФ, рассмотревшего подробно функции нотариальной палаты, но не определившего природу нотариальной палаты с точки зрения российского законодательства, так как именно это является самым уязвимым местом всей логики Постановления [10].
Статья 40 проекта Федерального закона «О нотариате» определяет нотариальную палату как некоммерческую организацию - профессиональную корпорацию, основанную на обязательном членстве нотариусов. Нотариальная палата является юридическим лицом. В субъекте РФ может быть создана только одна нотариальная палата. Статья 42 закрепляет, что нотариусы, назначенные на должность нотариуса в субъекте РФ, с момента назначения на должность становятся членами нотариальной палаты субъекта РФ. Устанавливается обязательность уплаты членских взносов. Все эти положения носят чисто политический характер, не имея пока ничего общего с соответствием общим началам гражданского законодательства. Гражданский кодекс РФ относит некоммерческую организацию к юридическим лицам частного права.
Это говорит о том, что необходимо провести работу по согласованию федеральных правовых актов. Законодатель должен создать четкую правовую базу для создания и деятельности профессиональных корпораций. Кстати многими «нестыковками» страдает и федеральный закон, устанавливающий статус адвокатуры.
Необходимо определиться со значением нотариального удостоверения в современных условиях. В соответствии с частью 1 Гражданского кодекса РФ нотариальное удостоверение сделки осуществляется путём совершения на документе «удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие» (статья 163). Ранее действовавший Гражданский кодекс РСФСР не говорил о сущности нотариального удостоверения.
Действительно нотариус при ранее действовавшем законодательстве выполнял функцию арбитра в гражданских правоотношениях. Сейчас поскольку его роль сводится только к совершению удостоверительной надписи, то и соответственно всё меньше оснований утверждать о правообеспечительных функциях нотариата. Значение нотариального акта не в проставлении надписи, а в придании особой юридической силы всему документу.
В настоящее время нотариус вытесняется из гражданского оборота. Доверенности в большинстве своём не требуют нотариального удостоверения, могут быть заверены по месту жительства и по месту работы. Копии документов заверяются по месту требования. Постигла такая же участь и сделки с недвижимостью. Тем более, что и ранее большинство сделок с недвижимостью (гаражи, дома в сельской местности, сделки между юридическими лицами) не требовало нотариального удостоверения. Все приведенные обстоятельства не укрепляют институт нотариата, а «размывают» его.
2. Проблемы и пути совершенствования нотариата в Российской Федерации
2.1 Проблемные вопросы нотариальной деятельности
Говоря о проблемных вопросах, в первую очередь необходимо остановиться на понятии самого нотариата, которое в настоящее время требует существенной доработки. Нотариат в Российской Федерации представляет собой систему органов и должностных лиц, которые в соответствии с законом совершают различные нотариальные действия. Как справедливо отмечают В. В. Ярков, И. Г. Черемных, Г. Г. Калиниченко и другие авторы, система нотариата выступает частью государственной системы, независимо от способа своей организации [5, с. 20].