Файл: Влияние мультфильмов на развитие личности ребенка дошкольника.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Мультфильмы в век информационных технологий и их влияние на здоровье детей
1.2 Мультфильмы как средство нравственного воспитания детей
2 АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ
2.1 Смысловое наполнение современных мультфильмов
2.2 Смысловое наполнение советских мультфильмов
3 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В XXI веке мультфильмы – одна из самых доступных, любимая детьми и поистине массовая наглядная форма получения информация для детей разного возраста. Мультипликационные фильмы тесно связаны с литературой для детей, с книгами, которые зачастую наполнены замечательными иллюстрациями и фотографиями. Под влиянием целенаправленного обучения после просмотра мультфильмов у детей повышается заинтересованность к героям, создается положительный эмоциональный настрой на творчество. Исходя из этого, можно предположить, что мультипликационные фильмы – это современное наглядное средство обучения, которое способствует развитию умственных способностей детей, а также стимулирует их к творческой деятельности.
В наше время внимание ученых и практиков обращается на поиски инновационных педагогических систем воспитания и развития ребенка уже с дошкольного детства, большое внимание уделяется разработке новых методик развития фантазии, воображения, раскрытию творческого потенциала личности, таким средством воспитания и обучения дошкольников становится мультипликация. Посредством мультфильма дети могут приобщаться к социокультурным нормам общества, осознавать такие важные понятия, как мораль и нравственность, хорошие поступки, сочувствие и сопереживание.
Развитие личности ребенка всегда связано с теми идеалами и ценностями, которые демонстрируют ему взрослые. Рассказывая сказки об отважных богатырях, читая книги о великих подвигах наших предков, создавая образы романтического героизма, мы помогаем детям сформировать их внутреннее представление о настоящем человеке: смелом, добром, честном, волевом. Но если раньше эти задачи решали книги и истории, которые устно передавались от поколения к поколению, то сегодня эту функцию выполняет кинематограф. Что такое мультфильм для ребенка? Какие же они – современные мультфильмы? Что они несут в нашу жизнь, чему они учат? Можно и стоит ли смотреть все мультфильмы без ограничения? Все ли дети, в прямом смысле находятся в плену у мультипликации? По данным социологов, от 20 до 40% всего свободного времени ребенок – дошкольник проводит у экрана, при этом преимущественно дети заняты просмотром мультфильмов. По данным ЮНЕСКО, дети 3–6 лет смотрят мультфильмы в среднем 3–4 часа в день, что составляет 25 часов в неделю. Это значительно превосходит время их общения со сверстниками и взрослыми; время, затраченное на игры.
Тема нашего исследования является актуальной и важной: в данной работе мы хотим разобраться, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и зарубежного производства на здоровье, настроение и сознание детей; узнать, какие мультфильмы принесут им пользу, а какие нет.
В ряде трудов изучено влияние мультфильмов на нравственное поведение детей (О.В. Куниченко) [20]; на формирование зрительной культуры в процессе просмотра мультипликационных фильмов (Е.А. Тупичкина [33], Н.В. Олейник [29]), в ряде статей обращается внимание на развитие лексикограмматических средств языка и связного высказывания (А.А. Гуськова) [12]. Мультипликация влияет на развитие изобразительного творчества у старших дошкольников (на это указывает Ж.В. Мацкевич [25] и др. исследователи).
Цель исследования: анализ влияния мультфильмов на детей и последствия этого влияния.
Гипотеза исследования: мультфильмы зарубежного и отечественного производства не всегда положительно влияют на здоровье, психику и сознание детей дошкольного возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- выяснить роль мультипликационных фильмов в воспитании детей;
- сравнить, чему учат отечественные и зарубежные мультфильмы; сравнить популярность российских и зарубежных мультипликационных фильмов;
- провести анкетирование дошкольников (5–7 лет) и их родителей с целью выявить наиболее предпочитаемые мультфильмы и любимых героев и;
- проанализировать результаты исследований; ответить на вопрос, являются ли современные мультфильмы средством воспитания или служат технологии манипулирования в воспитании детей.
Объект исследования: воспитанники старших и подготовительных групп детского сада (5–7 лет), их родители.
Предмет исследования: влияние мультфильмов российского и иностранного производства на детей.
Методологические основы работы: исследования отечественных ученых И. Медведевой [26], Е. Глушковой [13], В. Абраменковой [1], А. Богатыревой [7], А. Лалетиной [24] и др.
Методы, используемые при исследовании:
1. Изучение научной литературы и публикаций в интернете.
2. Эмпирические: наблюдение, опросы (интервью, анкетирование).
3. Просмотр мультфильмов.
4. Анкетирование дошкольников и их родителей.
5. Анализ полученных результатов.
Практическая значимость работы заключается в результатах исследования, которые могут оказать практическую помощь в воспитании детей дошкольного возраста, прежде всего, родителям, воспитателям и учителям.
База исследования: МБОУ детский сад № 16 с. Мариинское Ульчского муниципального района Хабаровского края.
Структурно работа состоит из введения, трех глав (шесть параграфов), заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Мультфильмы в век информационных технологий и их влияние на здоровье детей
Мультипликация (от лат. multiplication – умножение) или анимация (от лат. «anima» – душа, одушевление) – искусство, в основе которого лежит последовательный ряд специально созданных и «оживающих» на экране рисованных, живописных или объемно-кукольных образов [32].
Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа–среду, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и др. Сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем–то вроде игрушки. Для детей в дошкольном возрасте одним из средств воспитания являются мультфильмы. Многие ученые считают, что мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями: расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; развивают эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
Это подчеркивают А.Ф. Бурухина [8], Е.А. Гаваза [8], А.Ф. Лалетина [24]. Анализ ряда психолого–педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова [9], Г.Н. Козак [23], С.М. Эйзенштейн [36], М.И. Яновский [38]), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн [28], И.П. Иванов [16]) позволяют утверждать: мультфильм – это один из уникальнейших инструментов воздействия на ребенка благодаря своим характеристикам.
По прогнозам других ученых, манипуляции личностью средствами массовой информации, наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами могут превратиться в проблему начала третьего тысячелетия. Современные технологии, новейшие приемы манипулирования сознанием наибольшую опасность представляют для маленьких телезрителей. Именно дети, по данным психологов — наиболее незащищенная группа получателей сообщений. Они пассивно поглощают все то, что воздействует на них с голубого экрана. В отличие от взрослых, они не всегда могут защитить себя: игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись, отказаться от просмотра сомнительных программ и мультфильмов.
В исследовании Е.О. Смирновой и соавторов сравниваются особенности восприятия детьми 5-6 лет двух мультфильмов – соответствующего возрасту детей (мультфильм «Варежка») и не соответствующего (мультфильм «Бен 10») [31]. Проведенные эксперименты были направлены на выявление особенностей понимания детьми мультфильма, идентификации с героями, а также возможность творческого развития сюжета. Результаты исследования показали, что мультфильм, который соответствует возрасту ребенка, способствует адекватному пониманию его содержания. После просмотра такого мультфильма ребенок не только узнает и сопереживает героям, но и способен самостоятельно развить историю, вложить в нее собственное уникальное содержание. Адекватный возрасту мультфильм стимулирует субъектную идентификацию с его героем, таким образом, усиливается самоощущение ребенка, что в свою очередь способствует развитию его сознания и самосознания.
Так, переизбыток жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации может сформировать у детей искаженную картину мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки.
Однозначного ответа у науки на вопрос: чего больше от мультипликационных фильмов: вреда или пользы? – сегодня нет. Большинство психологов утверждает, что далеко не все мультфильмы полезны для психики ребенка. Многие современные мультфильмы, которые транслируют по телевизору, оказывают негативное влияние на развитие и психику ребенка. Как уже говорилось ранее, они формируют у детей агрессивность, нервозность и психические расстройства. В чем это проявляется? Раньше мультфильмы были короткими, длились по 10–15 минут. Это тот период времени, в котором маленькие дети могут удерживать концентрацию своего внимания и воспринимать информацию. Дальше наступает переутомление.
В возрасте до трех лет детям вообще не рекомендуется просмотр мультфильмов. Ученые подтверждают факты деструктивного влияния на психику детей некоторых продуктов мультиндустрии. Малыши полностью погружаются в просмотр мультфильма и концентрируют внимание только на мультфильме, при этом даже не двигаются. В будущем у таких деток появятся проблемы с речью, зрением, координацией движений и даже с лишним весом. В развитии такие дети могут отставать от сверстников.
Для тех детей, которым уже есть три года нужно выделять определенное время для просмотра мультфильмов и ежедневно придерживаться его. При этом не стоит отводить время непосредственно перед сном: после просмотра мультфильма психика ребенка возбуждается и могут возникать проблемы со сном и с засыпанием. Кроме того, яркие мультфильмы могут негативно отразиться на зрении ребенка и даже спровоцировать у больных детей приступ эпилепсии. Громкое звуковое сопровождение, резкие звуки, напряженная музыка оказывают угнетающее влияние на детскую психику, вызывают головную боль и повышенную тревожность.
В современных мультфильмах освещается много новых социальных тенденций, которых раньше не было. Одна из них – трансляция нестандартных примеров полоролевого поведения. Многие современные мультфильмы показывают мужественных женщин, которые носят мужскую одежду, проявляют волевые черты характера и демонстрируют силу, и наоборот. В дошкольном возрасте происходит половая идентификация детей. Просмотр таких сцен может оказывать негативное влияние на поведение ребенка.
Еще одна немаловажная проблема – это употребление жаргонных, нецензурных выражений. Даже, на первый взгляд, в самых безобидных мультфильмах порой проскакивают такие выражения. Дети сразу запоминают «интересные» слова. Родители говорят одно, а мультипликация показывает, что ругаться можно, в результате ребенок находится в недоумении, авторитет родителей может пошатнуться [35].
Оказывается, что просмотр телевизора и задержка развития речи у детей тесно связаны между собой. Исследования российских ученых говорят о том, что у детей, которые ежедневно смотрят телевизор по несколько часов, часто наблюдаются проблемы с концентрацией внимания, задержка развития речи, их словарный запас очень скуден. На первый взгляд эти данные кажутся парадоксальными – ведь дети постоянно слышат человеческую речь с экрана телевизора. Тем не менее, детский мозг устроен так, что ребенок просто не может обучаться с помощью технических устройств. Для полноценного развития малышам необходимо живое общение, когда задействуются не только органы слуха, но и чувства, и мысли малыша.