Файл: Аппарат государственной власти ( Сущность государственного аппарата).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Особое место в системе органов публичной власти принадлежит органам государственной власти, осуществляющих важные институциональные полномочия, наделенные значительной контролирующей компетенции относительно других подсистем органов публичной власти. Государственные органы выступают основными регуляторами общественных отношений в всех сферах общественной жизни, в том числе и на региональном и локальном уровне. Такое регулирование происходит через принятие законов, указов Президента, постановлений Правительства и других нормативно-правовых актов, которые являются обязательными для выполнения всеми субъектами на территории государства, а также с помощью системы региональных и местных государственных органов власти, их представительств или подразделений, которые находятся в отношениях субординационного связи с высшими органами государственной власти.

Повышенное внимание к проблематике государственной власти обусловлена тем, что в современных условиях она имеет наибольшую социальную базу – единственным источником этой власти признано и закреплено народ России, который привлекается к участию в соответствующих формах осуществления государственной власти, что требует его общей организации и активизации в этом направлении. Такие органы в целом базируются на общей доверии населения, что свидетельствует об исключительной важности их функционирования и превосходство над другими органами.

Кроме того, отдельную группу форм привлечения граждан России к управлению государственными делами составляют формы, инициируются самими гражданами, которые имеют право принимать активное участие в управлении государственными делами, вносить на рассмотрение органов предложения, инициировать нормотворческую деятельность (через определенных субъектов) и др. Именно поэтому особое значение имеет анализ сущности государственного аппарата как элемента в механизма реализации государственной власти, рядом с такими важными составляющими указанного механизма, как государственно-властные отношения и процедура их реализации, гарантии организации и функционирования органов государственной власти, а также последствия такого деятельности.

Степень разработанности темы. Теоретической основой изучения эволюции российской государственности в диссертационной работе послужили труды древних мыслителей, российских и современных ученых, правоведов, историков, политических деятелей и специалиста в области государствоведения.


Эти проблемы рассматривались в работах таких древних мыслителей как Платон и Аристотель, философов эпохи Возрождения и Нового времени - Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо и других. Виднейшие российские ученые и государственные деятели XIX - начала XX столетия A.C. Алексеев, H.H. Алексеев, П.И. Алексеев, М.А. Бакунин, В.П. Без-образов, Н. А. Бердяев, Б.Ф. Быков, С.Л. Франк, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич, A.C. Ященко и другие заложили основы отечественной теории государства и гражданского общества, ими были рассмотрены проблемы отношения между властью и человеком, нравственно-правовые аспекты становления и развития российской государственности, проблемы свободы и правовой ответственности, общественного и правового идеала и ряд других.

Объект исслеования – государство.

Предмет исследования – государственный аппарат.

Цель работы – изучить понятие, особенности, структуру государственного апарата.

Задачи работы:

Определить сущность государственного аппарата,

Изучить признаки государственного аппарата,

Проанализировать структуру государственного аппарата.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников (20 позиций). Работа размещена на 31 странице основного текста.

Глава І. Понятие и признаки государственного аппарата

1.1 Сущность государственного аппарата

Главными функциями любого государства, в том числе и современной, при всех обстоятельствах остаются его функции по реализации политической власти и непосредственного управления обществом и, соответственно, основным ее институтом, воплощает само понятие "государство", всегда является государственный аппарат.

Особым комплексным субъектом в процессе реализации государственной власти выступает государственный аппарат. Понятие государственного аппарата тесно связано с организацией государственной власти и сущностью «аппарата», который может рассматриваться как в широком, так и в узком аспекте. В широком аспекте это понятие означает совокупность лиц, занимающих соответствующие должности в органах власти, и лиц, которые подчиняются должностным лицам и способствуют последним в реализации их функций. Согласно узкому аспекту, то он предусматривает совокупность органов управления определенной организацией и делами. В свою очередь государственный аппарат представляет собой совокупность государственных органов, с помощью которой реализуется государственная власть и функции государства[1].


Что касается государственного аппарата, в науке существуют различные точки зрения.

В частности к нему совокупность государственных органов, их звеньев и подразделений, уполномоченных осуществлять государственную власть и управление, опирающиеся на возможность применения принуждения

Близкую к указанной, точку зрения высказывает В. М. Аверьянов, говоря, что это совокупность органов, с помощью которых практически осуществляется государственная власть.

В. В. Копейчиков указывает, что это система всех государственных органов, осуществляющих задачи и выполняют определенные функции государства.

Анализ приведенных формулировок свидетельствует о том, что основным элементом государственного аппарата является государственный орган, наделенный соответствующей компетенцией. Это означает, что реализация публичной власти государственным аппаратом равен реализации власти в определенных сферах каждым ее органом, входит в состав государственного аппарата. По выражению В. С. Нерсесянца, организационно государственный орган состоит из публично-властных должностей, иерархически связанных между собой, и технического аппарата, обеспечивает публично-властную деятельность[2].

В то же время возникают определенные теоретические дискуссии по поводу разграничения таких категорий, как «государственный орган» и «орган государственной власти», а также о вхождении соответствующих органов в состав государственного аппарата. Органом государственной власти такой орган, который Г. Эллинек называет «непосредственным органом», то есть таким, каким обусловлена сама форма государства, отсутствие каких либо дезорганизовало бы государство, или изменило ее.

Аппарат государственной власти можно охарактеризовать как целостную иерархическую систему государственных органов, которые практически осуществляют государственную власть, задачи и функции государства. Это подтверждает определение государственного аппарата, предоставленное исследователями в области государственного управления, как публично-правовой институциональной системы органов государственной власти, их подразделений и должностей, отнесенных к государственной службе[3].

К признакам государственного аппарата теоретики права относят:

а) его основной институциональный характер в государстве, отягощенность государственной властью, которую он уполномочен практически осуществлять;


б) формирование на основе единых принципов организации и деятельности, обеспечивает его системный характер;

в) усложненность системы органов;

г) обеспечение его функционирования профессионально подготовленными кадрами – государственными служащими;

д) его функционирования в определенных правовых формах;

е) необходимость обеспечения определенными материальными, финансовыми и другими ресурсами;

ж) возможность применения государственного принуждения[4].

В то же время не могут быть отнесены в состав государственного аппарата все органы государства, поскольку в этом смысле есть ограничиваться признаками этих органов, а, не относя к этой системе правоохранительные органы, органы общественных организаций.

Именно государственный аппарат занимает ведущее место в системе механизма реализации власти, подчеркивает властный характер его воздействия на общественные отношения, характеризует существенную заинтересованность государства в реализации его властных полномочий во всех сферах.

Механизм реализации власти является широким многоаспектным понятием, теоретические разработки которого свидетельствуют о вхождении в его состав таких элементов, как субъекты властных отношений, объекты воздействия (сфера общественных отношений), государственно-властные отношения, возникающие при взаимодействии субъектов государственной власти между собой и с другими государственными органами и должностными лицами, основы организации и деятельности органов государственной власти, гарантии их функционирования и ответственность (конституционно-правовая и др.).

Учитывая это можно констатировать наличие довольно развитой системы факторов, требующих исследования по механизму реализации государственной власти и характеризует государственный аппарат как элемент такого механизма. При этом учет требует не только институциональное положение этих элементов, но и их функциональное взаимодействие, то есть определенный процесс, который и будет олицетворять вопрос «реализации» власти[5].

В то же время механизм реализации государственной власти и механизм государства не являются тождественными понятиями, хотя довольно тесно между собой связаны. Исследованию механизма государства уделяли внимание теоретики права.

Механизм государства, на наш взгляд, более статичным понятием, не учитывает всех моментов ее динамики, развития, влияния на объекты. Механизм реализации власти предусматривает такие факторы, которые фактически становятся логически сформированными этапами в этом процессе, а именно:


1) наличие соответствующего властного полномочия у субъекта государственной власти, которое закреплено в законодательстве и предоставляет ему право действовать определенным образом;

2) наличие закрепленной процедуры по реализации таких полномочий, то есть отношений публично-властного характера. Такая процедура не всегда является обязательным, а только в случаях реализации сложных системных полномочий;

3) наличие материально-финансовых средств по обеспечению выполнения соответствующего полномочия, а также других гарантий;

4) наличие политической целесообразности и политической свободы в субъекта реализовывать полномочия, что связано с функционированием органов местного самоуправления аналогично органам государственной власти на основании закрепленных норм права и сущности самих полномочий, которые предусматривают не только право его осуществлять, но и обязанность в этом, с одной стороны, а с другой – существованием достаточно неэффективной системы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, которая предоставляет им существенные возможности злоупотреблений своими полномочиями, не выполняя некоторые из них или выполняя их не в полной мере;

5) наличие механизмов контроля со стороны народа, общественных организаций, институтов гражданского общества за законностью осуществления государственной власти и средств привлечения к ответственности субъектов властных полномочий в случае нарушения законодательства;

6) наличие критериев оценки властной деятельности, которые охватывали различные сферы реализации власти и сводили ее реализацию в определенных обобщающих коэффициентов;

7) наступление определенных последствий, для которых реализуются полномочия[6].

Указанные этапы являются обязательными элементами механизма реализации государственной власти, поэтому отсутствие определенного из них влияет на эффективность ее осуществления, дает основания говорить о ее формальность, неспособность к работе, а факторы каждого этапа должны быть закреплены в законодательстве.

Таким образом, следует констатировать, что государственный аппарат является комплексным субъектом механизма реализации публичной власти, осложненный взаимосвязанными внутренними элементами – органами государственной власти, каждый из которых имеет свои особенности функционирования и осуществления властных полномочий по решению соответствующих вопросов. Это детерминирует направления дальнейших исследований проблематики по выяснению и конкретизации особенностей механизма реализации власти с учетом разделения на ветви и определение направлений ее совершенствования[7].