Файл: Использование в современной организации двухфакторной модели мотивации менеджеров и сотрудников (Основы теории потребностей Фредерика Герцберга).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
Номер п/п |
Описание фактора (М–мотивирующий фактор) |
Средний балл по категориям |
Положение на карте |
|
Важность |
Исполнение |
|||
1 |
Быть лидером в своей группе (М) |
3,60 |
3,78 |
Низкий приоритет |
2 |
Делать стоящую, интересную и качественную работу (М) |
4,54 |
3,69 |
Сосредоточиться |
3 |
Иметь больше свободы на работе |
3,75 |
3,75 |
Низкий приоритет |
4 |
Достигать личных целей, относящихся к работе (М) |
4,06 |
3,57 |
Сосредоточиться |
5 |
Иметь хорошие отношения с руководителем и сослуживцами |
4,60 |
4,18 |
Успешный результат |
6 |
Иметь возможность для профессионального роста (М) |
4,03 |
3,30 |
Сосредоточиться |
7 |
Получать новые навыки и знания (М) |
4,45 |
3,45 |
Сосредоточиться |
8 |
Иметь хорошие рабочие условия |
4,57 |
3,69 |
Сосредоточиться |
9 |
Получать хорошую зарплату |
4,09 |
3,12 |
Сосредоточиться |
10 |
Быть по достоинству оценённым своим руководителем (М) |
4,42 |
3,54 |
Сосредоточиться |
11 |
Помогать своей фирме достичь целей (М) |
4,48 |
3,51 |
Сосредоточиться |
12 |
Иметь продвижение по службе |
3,12 |
3,05 |
Низкий приоритет |
13 |
Быть частью своей рабочей группы |
4,12 |
3,87 |
Сосредоточиться |
14 |
Иметь стабильную и надежную работу |
4,27 |
3,48 |
Сосредоточиться |
15 |
Быть информированным о результатах своей работы |
4,39 |
3,06 |
Сосредоточиться |
16 |
Участвовать в принятии решений(М) |
4,09 |
3,03 |
Сосредоточиться |
На следующем этапе факторы в виде знаков наносились на карту «важность-исполнение» для анализа.
Карта представляет собой две пересечённые оси координат «важность» и «исполнение», которые делят пространство на четыре квадрата: «успешный результат», «возможная переоценка», «низкий приоритет» и «сосредоточиться на этом».
Квадрат «успешный результат» указывает на те факторы, которые важны для участников и которыми они удовлетворены. Задача менеджера заключается в сохранении этого состояния дел.
Квадрат «возможная переоценка» указывает на возможное перерасходование ресурсов фирмы на те факторы, которые являются маловажными.
Квадрат «низкий приоритет» указывает на маловажные факторы, которым фирма уделяет мало внимания и ресурсов. На эти факторы не рекомендуется тратить дополнительные средства.
Наконец, квадрат «сосредоточиться на этом» указывает на проблематичные факторы. Эти факторы являются чрезвычайно важными и существенно влияют на мотивацию, но фирма не уделяет им достаточного внимания и ресурсов.
Шестнадцать факторов были нанесены на карту «важность-исполнение» для анализа. Из шестнадцати факторов один («иметь хорошие отношения с руководителем и сослуживцами») оказался в квадрате «успешный результат». Три фактора («быть лидером в своей группе», «иметь больше свободы на работе» и «иметь продвижение по службе») оказались в квадрате «низкий приоритет». Двенадцать факторов оказались в квадрате «сосредоточиться на этом», и ни одного фактора – в квадрате «возможная переоценка».
Результаты анализа факторов Герцберга методом «важность-исполнение» наглядно показали уровень удовлетворённости персонала своей работой. Лишь по одному фактору внутренний маркетинг в фирме может характеризоваться как положительный. Иметь хорошие отношения с руководителем и сослуживцами оказалось очень важным для персонала, и фирма занимает достаточно прочную позицию в этом направлении.
Также видно, что руководство фирмы мало внимания уделяет таким аспектам работы, как свобода на работе, продвижение по службе и лидерство в рабочих коллективах. Рейтинг выполнения оказался достаточно низок для этих факторов. Но руководству рекомендовалось не уделять большого внимания этим факторам, поскольку рейтинг их важности для персонала оказался также низок.
Руководству фирмы было рекомендовано обратить внимание на факторы, попавшие в квадрат «сосредоточиться на этом», и особенно на факторы с большими разрывами в рейтингах важности и исполнения. Стало очевидным ненормальное положение дел в фирме с такими важными аспектами работы, как информированность о результатах своей работы, участие в принятии решений, рабочие условия и получение новых навыков.
Невнимание к этим факторам может выразиться в апатичности персонала, невнимательности к внешним потребителям или бойкоте стандартов качества оказываемых услуг. Более того, лучшие из персонала могут быть соблазнены более совершенным положением дел с такими факторами в фирме - конкуренте и перейти на работу туда. Именно поэтому концепция внутреннего маркетинга призывает не только к привлечению, но и к удержанию квалифицированного персонала в фирме.
Исследование показало перспективность адаптации и применения анализа «важность-исполнение» и факторов Ф. Герцберга в контексте инструментов аудита внутреннего маркетинга.
Данный метод способен указать на проблемные аспекты рабочей деятельности и обеспечить руководство фирмы стратегической информацией для принятия решений в контексте внутреннего маркетинга. Более того, результаты такого анализа предоставляют руководству фирмы уникальную информацию выработки индивидуального подхода к персоналу с разными предпочтениями.
2.2. Применение теории Герцберга на практике
Было проведено исследование мотивационного климата в одной из московских фирм, а именно ЗАО «Арт - плюс».
Были опрошены четыре сотрудника цеха производства наклеек по форме и методике, представленной в приложении 1.
Результаты исследования оказались следующими (табл. 3).
Таблица 3
Результаты исследования мотивационного климата ЗАО «Арт - плюс»
Мотив |
Фактор |
Исполнение |
Важность |
|
1 |
Быть лидером в своей группе |
м |
2,5 |
3,25 |
2 |
Делать стоящую, интересную и качественную работу |
м |
3,75 |
4 |
3 |
Достигать личных целей, относящихся к работе |
м |
3,75 |
3,5 |
4 |
Иметь возможность для профессионального роста |
м |
3,75 |
4 |
5 |
Получать новые навыки и знания |
м |
4 |
3,75 |
6 |
Быть по достоинству оценённым своим руководителем |
м |
2,5 |
2,25 |
7 |
Помогать своей фирме достичь целей |
м |
2,5 |
2,5 |
8 |
Участвовать в принятии решений |
м |
4 |
4 |
9 |
Иметь больше свободы на работе |
2,75 |
4,5 |
|
10 |
Иметь хорошие отношения с руководителем и сослуживцами |
3,25 |
4 |
|
11 |
Иметь хорошие рабочие условия |
4 |
3,25 |
|
12 |
Получать хорошую зарплату |
4,25 |
5 |
|
13 |
Иметь продвижение по службе |
2,25 |
2,75 |
|
14 |
Быть частью своей рабочей группы |
3 |
3 |
|
15 |
Иметь стабильную и надежную работу |
3,5 |
4 |
|
16 |
Быть информированным о результатах своей работы |
4 |
3,5 |
Для наглядности интерпретировались данные следующим образом. Данные из первого столбца были поделены на данные из второго, таким образом, получилась оценка сегодняшнего состояния атмосферы в коллективе по исследуемым факторам (табл. 4).
Таблица 4
Анализ результатов исследования мотивационного климата ЗАО «Арт - плюс»
Мотив |
Фактор |
Исполнение |
Важность |
|
1 |
Быть лидером в своей группе |
м |
0,77 |
3,25 |
2 |
Делать стоящую, интересную и качественную работу |
м |
0,94 |
4 |
3 |
Достигать личных целей, относящихся к работе |
м |
1,07 |
3,5 |
4 |
Иметь возможность для профессионального роста |
м |
0,94 |
4 |
5 |
Получать новые навыки и знания |
м |
1,07 |
3,75 |
6 |
Быть по достоинству оценённым своим руководителем |
м |
1,11 |
2,25 |
7 |
Помогать своей фирме достичь целей |
м |
1,00 |
2,5 |
8 |
Участвовать в принятии решений |
м |
1,00 |
4 |
9 |
Иметь больше свободы на работе |
0,61 |
4,5 |
|
10 |
Иметь хорошие отношения с руководителем и сослуживцами |
0,81 |
4 |
|
11 |
Иметь хорошие рабочие условия |
1,23 |
3,25 |
|
12 |
Получать хорошую зарплату |
0,85 |
5 |
|
13 |
Иметь продвижение по службе |
0,82 |
2,75 |
|
14 |
Быть частью своей рабочей группы |
1,00 |
3 |
|
15 |
Иметь стабильную и надежную работу |
0,88 |
4 |
|
16 |
Быть информированным о результатах своей работы |
1,14 |
3,5 |
Результаты анализа методом «важность - исполнение» показали уровень удовлетворённости сотрудниками фирмы своей работой.
Первоочередные «гигиенические» потребности работников, по их мнению, не удовлетворяются.
Это относится к уровню зарплаты, к уровню свободы, к атмосфере в коллективе.
Из «гигиенических» факторов в фирме лишь факторы условий труда, информированности о результатах своей деятельности и, в некоторой степени, удачно организованный коллективный трудовой процесс могут характеризоваться как положительные. Однако ввиду того что, по-видимому, работников намного больше беспокоят другие проблемы, они оценили эти факторы, как незначительные.
Что касается мотивирующих факторов, здесь дело обстоит несколько лучше. Среди коллектива не хватает людей заинтересованных в лидерстве, при том, что один лидер уже есть. В случае его потери у руководства могут возникнуть проблемы с работой цеха.
Работники, по-видимому, сильно мотивированы перспективами развития фирмы, поэтому их «достижительные» потребности более - менее удовлетворены. Однако, прослеживается, что руководство фирмы мало внимания уделяет таким аспектам работы, как свобода на работе, организацией соревнования, которое может быть способно заинтересовать людей в продвижении по службе и в лидерстве в коллективе. Также, нет у руководства достойной харизмы, чтобы убедить людей в значимости и исключительности их труда.
Заключение
Мотивацию можно определить как совокупность процессов, которые направляют и поддерживают поведение личности, побуждают ее к достижению целей, определяют активность. Побуждения стимулируют человека или группу людей совершать некие действия. Например, это может быть стремление людей произвести хорошее впечатление на других или желание преуспеть в работе. В соответствии с такими побуждениями-мотивами люди пытаются выстроить свое поведение определенным образом. Незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие отрицательные результаты, как текучесть кадров, низкая производительность труда, повышенная конфликтность в коллективе и т.п. Руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает в целом.
Грамотно спроектированная работа должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию. Человек - существо социальное, а значит, чувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворение, оно так же позволяет осознать себя как личность.