Файл: Использование в современной организации двухфакторной модели мотивации менеджеров и сотрудников (Основы теории потребностей Фредерика Герцберга).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
Каждое предприятие должно самостоятельно разрабатывать систему мотивации персонала, которая бы отвечала именно ее целям и задачам. Несмотря на обилие различных теорий, надеяться на появление абсолютно объективных методов оценки служебной деятельности столь сложного объекта, как человек, пока что не приходится.
Хотя рассмотренная нами в курсовой работе теория Ф. Герцберга эффективно используется в ряде организаций, в её адрес часто раздаются критические замечания. В основном они связаны с методами исследований. Действительно, если людей просят описать ситуации, когда им бывало хорошо или плохо после выполнения работы, то они инстинктивно связывают благоприятные ситуации с ролью своей личности и объектов, которые они контролируют, а неблагоприятные – с ролью других людей и вещей, которые объективно от опрашиваемых не зависят. Таким образом, результаты, получаемые Ф. Герцбергом, были, по крайней мере частично, обусловлены тем, как он задавал вопросы.
Спорен вывод Герцберга о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором. Это не соответствует уровню жизни в России. И факторы здоровья, и мотивирующие факторы могут служить источником мотивации, и зависит это от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.
В заключение можно отметить, что цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
Выяснено, что теория Герцберга относится к содержательным теориям мотивации, основывающимся на выявлении внутренних потребностей работников.
Согласно теории Герцберга на трудовую деятельность людей оказывают влияние 2 вида потребностей (факторов):
1) гигиенические факторы (лишь не дающие развиться неудовлетворению работой): условия труда, зарплата, социальные отношения, стиль руководства и т.п.;
2) мотивирующие факторы (приводящие к удовлетворению работой и оказывающие мотивирующее воздействие): признание, возможность роста и т.п.
Герцберг внес существенный вклад в изучение трудовой мотивации. Он обратил внимание на значение некоторых факторов, относящихся к работе, для мотивации трудовой деятельности, которыми ранее несправедливо пренебрегали, а зачастую и вовсе игнорировали. В целом Герцберг много сделал для лучшего понимания факторов, вызывающих удовлетворённость работой, но, как и его предшественники, не достиг цели в разработке всеобъемлющей теории трудовой мотивации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агапцов С.А, Мордвинцев А.И., Фомин П.А., Шаховская Л.С. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. http://www. smartcat.ru /catalog /con_88_4.shtml
- Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 288 с.
- Грива Е.В. Человеческие ресурсы в системе управления предприятием / Е. В. Грива // Профессионал. – 2006. – N 1. – С. 38.
- Двухфакторная теория мотивации Герцберга. http://www.azps.ru/articles/personal.html
- Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Проспект, 2002. – 344 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2002. – С.71-79.
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 305 с.
- Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. – СПб.: Фирма, 2005. – 168 с.
- Мескон Майкл Х., Альберт Майкл, Хедоури Ф. Основы менеджмента, 3-е изд.: Пер. с англ. - М.:ООО «И. Д. Вильямс», 2007
- Сидоренко С. Мотивация персонала: две стороны медали / С. Сидоренко // Человек и труд. – 2007. – N 7. – С. 18 – 20.
- Теория мотивации Фредерика Герцберга. http:// koshechkin.narod.ru/ finlect /11.htm
- Фредерик Герцберг и трудовая мотивация. http:// www.socioego.ru/teoriya /teor_manag/teor_motiv/gern.html
Приложение 1
Ответный лист
Профессия______________ Пол____ Возраст____________
Уважаемый сотрудник (организации, фирмы, компании)! Вы получили карточки с суждениями, которые свидетельствуют о вашем отношении к организации, в которой вы работаете.
В каждой графе таблицы содержится определенное суждение о том, кем вы являетесь и каким (какой) вы хотели бы быть в вашей организации.
Вам предлагается оценить по пятибалльной шкале, насколько Вы с этим суждением согласны — для этого справа от каждого высказывания оставлены по две пустые графы вам предлагается в первой графе оценить, являетесь ли вы таким (такой) в настоящее время, во второй графе оценить, хотели бы вы стать таким (такой) в будущем.
Предлагается оценивать высказывания следующим образом: 1 — совсем НЕТ, 2 — скорее НЕТ, чем ДА, 3 — НЕ ЗНАЮ,, 4 — скорее ДА, чем НЕТ, 5 — конечно ДА.
Пожалуйста, распределяйте суждения исходя только из их содержания. Благодарим за сотрудничество!
Я СЕЙЧАС - Я ХОЧУ (БЫТЬ В БУДУЩЕМ) |
сейчас |
в будущем |
|
1 |
Лидер в своей группе (М) |
||
2 |
Делаю стоящую, интересную и качественную работу (М) |
||
3 |
Достигаю личных целей, относящихся к работе (М) |
||
4 |
Имею возможность для профессионального роста (М) |
||
5 |
Получаю новые навыки и знания (М) |
||
6 |
По достоинству оценен(а) своим руководителем (М) |
||
7 |
Помогаю своей фирме достичь целей (М) |
||
8 |
Участвую в принятии решений (М) |
||
9 |
Имею больше свободы на работе |
||
10 |
Имею хорошие отношения с руководителем и сослуживцами |
||
11 |
Имею хорошие рабочие условия |
||
12 |
Получаю хорошую зарплату |
||
13 |
Имею продвижение по службе |
||
14 |
Являюсь частью своей рабочей группы |
||
15 |
Имею стабильную и надежную работу |
||
16 |
Информирован о результатах своей работы |