ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2019
Просмотров: 3563
Скачиваний: 7
1
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ПО РЕЦЕПТУРЕ
Уфа
2015
2
УДК 615.11 (075.8)
ББК 52.829 я 7
У 91
Рецензенты:
Доктор медицинских наук, профессор, заведующий
кафедрой фармакологии фармацевтического факультета с курсами
фармакогнозии и ботаники ГБОУВПО «Казанский государственный
медицинский университет» МЗ РФ А.У. Зиганшин
Доктор медицинских наук, профессор кафедры фармакологии
и клинической фармакологии ГБОУВПО «Уральский государственный
медицинский университет» МЗ РФ Л.П. Ларионов
Учебное пособие по рецептуре / Сост.: О.А. Иванова, Р.Р. Китапова,
Н.А. Муфазалова, Е.К. Алехин. - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Мин-
здрава России, 2015. - 77 с.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС ВО
по специальности 31.05.01 – Лечебное дело, на основании ООП специальности
31.05.01 – Лечебное дело, действующего учебного плана и рабочей по дисци-
плине «Фармакология».
Пособие содержит полный перечень рецептов по дисциплине «Фармако-
логия», необходимых для обучающегося при подготовке к промежуточному и
рубежному контролю знаний. Прописи рецептов составлены в соответствии с
действующими правилами выписывания рецептов, приказом N 1175н от 20 де-
кабря 2012 г. «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекар-
ственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
Учебное пособие предназначено для обучающихся по специальности
31.05.01. - Лечебное дело.
Рекомендовано в печать по решению Координационного научно-
методического совета и утверждено решением Редакционно-издательского со-
вета ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России.
УДК 615.11 (075.8)
ББК 52.829 я 7
© ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2015
У 91
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………. 6
1.1. Правила назначения и выписывания лекарственных средств
6
1.2. Выписка из приказа Минздрава России от 20 декабря 2012 г.
№ 1175н «об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков
на лекарственные препараты, порядка оформления указанных
бланков, их учета и хранения»…………….………………………….…….
9
1.3. Краткая характеристика лекарственных форм………………………… 25
1.3.1. Твердые лекарственные формы………………………………………….
25
1.3.2. Мягкие лекарственные формы…………………………………………. 32
1.3.3. Жидкие лекарственные формы…………………………………………. 36
2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ……………………………………… 45
2.1. Тестовые задания………………………………………………………….. 45
2.2. Задания по рецептуре…………………………………………………….. 50
2.2.1. Средства, действующие в области
окончаний эфферентных нервов………………………………………………
50
2.2.2. Средства, влияющие на центральную нервную систему.
Местные анестетики…………………………………………………………….
50
2.2.3. Средства, влияющие
на сердечно-сосудистую систему. Диуретики………………………………
51
2.2.4. Противомикробные, противогрибковые,
противопаразитарные средства………………………………………………...
52
2.2.5. Гормоны, витамины, ферменты, антиферменты.
Средства, действующие на кровь……………………………………………
52
2.2.6. Средства, влияющие на желудочно-кишечный тракт,
органы дыхания. Противоаллергические средства…………………………..
53
3. ЭТАЛОН ОТВЕТОВ ПО РЕЦЕПТУРЕ…………………………………… 55
4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………….. 76
4
ВВЕДЕНИЕ
Умение правильно выписывать рецепты на лекарственные препараты яв-
ляется неотъемлемым качеством врача любой специальности. Поэтому, изуче-
ние рецептуры всегда предшествует изучению фармакологии.
Предлагаемое учебное пособие содержит правила назначения и выписыва-
ния в рецептах лекарственных средств; характеристику твердых, мягких, жидких
лекарственных форм, аэрозолей. Даны формы рецептурных бланков, разъяснены
способы их оформления, порядок выписывания рецептов на лекарственные
средства, представлен список важнейших рецептурных сокращений и т.д.
При изложении материала учитывались современные тенденции в разви-
тии рецептуры, рациональной фармакотерапии.
Пособие содержит полный перечень рецептов по дисциплине «Фармаколо-
гия», необходимых для обучающегося при подготовке к промежуточному и ру-
бежному контролю знаний. Прописи рецептов составлены в соответствии с дей-
ствующими правилами выписывания рецептов, приказом N 1175н от 20 декабря
2012 г. «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных
препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты,
порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения». В пособии ука-
заны международные непатентованные названия лекарств, в скобках приведены
наиболее распространенные торговые названия препаратов. Учебное пособие со-
держит тестовые задания и задания по рецептуре с эталонами ответов.
Материал, изложенный в учебном пособии, направлен на формирование
следующих компетенций:
ОК 1 – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу;
ОПК 1 – готовность решать стандартные задачи профессиональной дея-
тельности с использованием информационных, библиографических ресурсов,
медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных
технологий и учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК 6 – готовность к ведению медицинской документации;
ОПК 7 – готовность к использованию основных физико-химических, ма-
тематических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении
профессиональных задач;
5
ОПК 8 – готовность к медицинскому применению лекарственных препа-
ратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач;
ПК 9 – готовность к ведению и лечению пациентов с различными нозоло-
гическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;
ПК 10 – готовность к оказанию медицинской помощи при внезапных
острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не со-
провождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной меди-
цинской помощи;
ПК 11 – готовность к участию в оказании скорой медицинской помощи
при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Учебные цели:
освоение обучающимися общих принципов оформления
рецептов и составления рецептурных прописей, а также формирование навыков
правильного выписывания рецептов на различные лекарственные формы лекар-
ственных препаратов с использованием международных непатентованных
названий при различных патологических состояниях.
Для формирования профессиональных компетенций студенты должны
знать:
1) до изучения темы: основы
латинской грамматики, необходимые для
написания рецептов; стандартные рецептурные сокращения;
2) после изучения темы:
правила назначения и выписывания в рецептах
лекарственных средств; характеристику твердых, мягких, жидких лекарствен-
ных форм, аэрозолей; п
ринципы выбора лекарственных форм при конкретных
патологических состояниях.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен
уметь:
1) до изучения темы: грамматически правильно оформлять латинскую
часть рецепта;
2) после изучения темы: правильно составлять рецептурные прописи и
оформлять рецепты на твердые, жидкие, мягкие лекарственные формы; пра-
вильно назначать лекарственные средства, учитывая показания, противопоказа-
ния и нежелательные лекарственные реакции препаратов, а также фармакоко-
кинетические особенности отдельных лекарственных форм.