Файл: Законность и правопорядок (Понятие и сущность законности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
Упрочение законности предполагает формирование и совершенствование, развитие гарантий законности в деятельности государственных органов, должностных лиц.
Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает: анализ допущенных нарушений законности; причин и условий их совершения; разработку мер по профилактике правонарушений; совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; разработку мер по укреплению законности: совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; формирование практических навыков и умений обеспечения законности в процессе выполнения служебных обязанностей.
Обеспечение законности тесно связано с общей задачей укрепления российской государственности. Немаловажное значение имеют мероприятия, направленные на борьбу с преступностью. Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимо без решения крупных социальных и экономических задач. Необходимо сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ - то есть устранить почву роста преступности и нарушений законности.
Гарантии законности и правопорядка являются одной из задач проводимой правовой реформы. Так, большие надежды связываются с обновлением правовой базы организации и деятельности судов и органов юстиции. Эти правоохранительные органы должны занять достойное место в системе правоохранительных органов.
Правовая реформа предполагает использование таких методов обеспечения законности: законодательное обеспечение системы прав человека; упрочение и защита конституционного строя; реформирование системы государственного управления; координация нормотворческой деятельности Федерации и ее субъектов; реформа местного самоуправления; развитие системы правового воспитания, образования и юридической науки; организация правовой экспертизы и другие
4. Социальное значение законности и правопорядка
Как законность, так и правопорядок являются величайшими социальными ценностями, фактически основой нормальной жизни общества в целом и каждого его гражданина в частности. Их укрепление, поэтому, является главной задачей, стоящей не только перед государством, но и перед обществом. Вместе с тем, для государства, эта задача является одним из основных направлений деятельности и его основной функцией[28].
В нашей стране, состояние законности и правопорядка желает оставлять лучшего и по мнению большинства, которого придерживается и автор настоящего исследования, подошло к критической черте. После перехода страны в 90-х гг. прошлого столетия к новой государственной формации количество правонарушений, в том числе и наиболее опасных (преступлений) стало неуклонно расти и эту опасную тенденцию до настоящего времени побороть не удается.
Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны, прежде всего, юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Вместе с тем, практикой доказано, что такое мнение ошибочно.
На протяжении всех прошедших лет у общества существовало представление, что корни преступности в стране- пережитки прошлого в сознании людей. Только в последние годы это представление было преодолено. Как юридическая, так и политическая практика доказала, что причины правонарушений коренятся не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности, в настоящем. Они порождены теми объективными условиями (политическими, экономическими, социальными), в которых общество находится на конкретном этапе развития.
Специальная юридическая и государственно-властная деятельность в области обеспечения законности в обществе крайне необходима. Основные формы деятельности:
- Убеждение
- Профилактика правонарушений
- Правовое воспитание
- Общественное воздействие на нарушителей
- Применение к ним мер государственного принуждения
Важнейшая роль, безусловно, в данном плане принадлежит государству. На него возносятся определенные функции: охрана свободы, собственности, правопорядка, проводимые в жизнь правовыми средствами. Среди них можно назвать следующие пути осуществления данных функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.
Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, и в частности, без ликвидации такого негативного явления, как коррупция. Важнейшим условием укрепления законности и правопорядка является всестороннее развёртывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.
3. Заключение
Итак, подведем итог исследования.
Данная работа была посвящена рассмотрению теоретических основ законности и правопорядка. На основании изложенного выше материала можно сделать ряд следующих выводов.
В самом общем виде пол законностью понимается строгое, и вместе с тем, неуклонное соблюдение закона всеми государственными органами, общественными и хозяйственными организациями, должностными лицами и гражданами.
Необходимым условием формирования правового государства является создание эффективных юридических гарантий режима законности, а также обеспечение его стабильности.
Важнейшим элементом механизма юридических гарантий законности является организационно-юридическая деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, протекающая в соответствии с правовыми нормами, в определенных процессуальных формах. Выделение в механизме юридических гарантий деятельности этих субъектов как самостоятельного элемента появилось из потребности отразить, помимо статической, и динамическую сторону механизма юридических гарантий законности, не ограничиваться их нормативной стороной.
Нормы права выступают в качестве нормативной основы механизма юридических гарантий законности. В то же время, чтобы данный механизм заработал, необходимы соответствующие организационные формы, в которых нормы права осуществляются. Только в процессе действия, применения данных норм обнаруживается фактическая жизнеспособность юридических гарантий. Организация такого действия в механизме юридических гарантий поэтому играет заключительную, но отнюдь не последнюю роль.
Правопорядок представляет собой фактическое состояние урегулированности общественных отношений основой которого являются права, законность, при котором гарантируется реализация субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений.
Список нормативных источников и литературы
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.)// Российская газета – 25 декабря 1993. Справочно-правовая система Консультант – Плюс. 2014.
- Алексеев С.С. Понятие и основные принципы законности. Теория государства и права. - М: Юристь - 2004 -453с.
- Бабаева В.К. Теория государства и права. М.: Юристъ – 2008- 592с.
- Бахрах Д.Н. Вопросы законности в государственном управлении //Правоведение.1993. №2.
- Борисов М.Н. Основы правоведения: Учебное пособие. – Рыбинск: РГАТА, 2004.
- Витрук Н.В. Законность и правопорядок. Общая теория государства и права.- М: Юрайт . -2003- 472с.
- Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.wikipedia.ru, свободный.
- Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие - 2-е изд.,пересмотр. и доп. Московский гос. ин-т международных отношений (Ун-т) МИД России. 2014.
- Корельский В.М., Перевалов В.Д. Учебник для вузов. Теория государства и права М.: НОРМА.-2008-616с.
- Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). М., 2008.
- Марченко М.Н. Понятие законности и правопорядка. Теория государства и права. - М: Юристь. - 2007 -566с.
- Матузов Н.И. Законность и правопорядок. Общая теория государства и права. – М: Юристъ – 2008 -507с.
- Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: Юристъ.-2008.-414с.
- Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: Юрист.- 2007-692с.
- Шершеневич Г. Ф., Общая теория права. Москва, 2009.
-
Манов Г.Н. теория государства и права. – М.: БЕК. – с. 336. ↑
-
Марченко М.Н. Понятие законности и правопорядка. Теория государства и права. - М: Юристь. - 2007 -566с. ↑
-
Строгович М.С. Проблема общей теории права. Теория государства и права. - М: Спарк - 2006 -214с. ↑
-
Алексеев С.С. Понятие и основные принципы законности. Теория государства и права. - М: Юристь - 2004 -453с. ↑
-
Марченко М.Н. Понятие законности и правопорядка. Теория государства и права. – М.: Юристь. - 2007 – с. 566. ↑
-
Витрук Н.В. Законность и правопорядок. Общая теория государства и права.- М: Юрайт . -2003- с.472. ↑
-
Корельский В.М., Перевалов В.Д. Учебник для вузов. Теория государства и права М.: НОРМА.-2008-616с. ↑
-
Шишкина Н.В. Теория государства и права. – Новосибирск 2007- c.473. ↑
-
Корельский В.М., Перевалов В.Д. Учебник для вузов. Теория государства и права М.: НОРМА.-2008- с.616. ↑
-
Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М.:Юристъ.-2006.- с.448. ↑
-
Матузов Н.И. Законность и правопорядок. Общая теория государства и права. – М: Юристъ – 2008 –с.507. ↑
-
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: Юрист.- 2007-с.692. ↑
-
Марченко М.Н. Понятие законности и правопорядка. Теория государства и права. – М.: Юристь. - 2007 –с.566. ↑
-
Нерсеянцев B.C. Общая теория государства и права.: Учебник для юридических ВУЗов. - М.: НОРМА. -2006-с.252. ↑
-
Шишкина Н.В. Теория государства и права. Новосибирск.- 2007-с.273. ↑
-
Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие - 2-е изд.,пересмотр. и доп. Московский гос. ин-т международных отношений (Ун-т) МИД России. 2014. С. 239. ↑
-
Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М.:Юристъ.-2006.- с.248. ↑
-
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.)// Российская газета – 25 декабря 1993. Справочно-правовая система Консультант – Плюс 2013. ↑
-
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.)// Российская газета – 25 декабря 1993. Справочно-правовая система Консультант – Плюс 2013. ↑
-
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.)// Российская газета – 25 декабря 1993. Справочно-правовая система Консультант – Плюс 2013. ↑
-
Александров Н.Г. Социалистическая законность / Н.Г. Александров // Марксистско-ленинская общая теория государства и права. - Социалистическое право. - М., 1973. - С. 130. ↑
-
Шамба Т.М. Советская демократия и правопорядок / Т.М. Шамба. - М., 1985. - С. 46. ↑
-
Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие - 2-е изд.,пересмотр. и доп. Московский гос. ин-т международных отношений (Ун-т) МИД России. 2014. С. 239. ↑
-
Васильев А.М. Правовые категории / А.М. Васильев. - М., 1976. - С. 181. ↑
-
Котляревский Г.С., Назаров Б.Л. Проблемы общей теории права: Учебное пособие по спецкурсу. Вып. 1 / Г.С. Котляровский, Б.Л. Назаров. - М., 1973. - С. 22. ↑
-
Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие - 2-е изд.,пересмотр. и доп. Московский гос. ин-т международных отношений (Ун-т) МИД России. 2014. С. 239. ↑
-
Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права: Учебное пособие - 2-е изд.,пересмотр. и доп. Московский гос. ин-т международных отношений (Ун-т) МИД России. 2014. С. 239. ↑
-
Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М.:Юристъ.-2006.- 448с. ↑