Файл: Законность и правопорядок (Понятие и сущность законности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
Призванием государственных органов и должностных лиц в правовом государстве является рассмотрение и решение конкретных вопросов, касающихся прав и свобод граждан, в соответствии с действующими нормами права, а также реагирование на жалобы относительно незаконных актов применения права. Граждане, в свою очередь, должны исполнять обязанности, возложенные на них правовыми нормами.
1.2. Законность, как состояние общественной жизни в правовом государстве
Под законностью понимается основа нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества. Законность вносит соответствующую гармонию в жизнь людей , охватывая самые важные сферы. Она обеспечивает справедливое разделение интересов у людей. Законность возникает и формируется в условиях именно цивилизованного общества, которое в силах создать условия для реального равенства граждан перед законом. Такие условия можно увидеть не везде , так как их создание происходит только на << рынке экономических отношений>> и только там свобода частной собственности становится возможностью равной для всех людей. Законность обеспечивает равенство в сфере производства материальных благ, расставляет производителей на одинаково выгодных условиях . Это и является главной задачей закона правового государства . Но если рассматривать имущественное неравенство, то не следует говорить о законности, так как оно создаётся не юридическими законами, а возможностями каждого человека, а у всех людей они разные.. Поэтому до тех пор, пока в обществе существует неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а следовательно, и о законности. Законность, как необходимое условие гармоничного функционирования человеческого общества, становится реальной силой в более позднее время, когда общественные отношения приобретают новое качество, то есть когда из отношений зависимости, подавления и угнетения они постепенно превращаются в отношения относительно независимых и свободных производителей материальных благ. Этим создается необходимая база для действия справедливых, правовых, законов, в одинаковой мере защищающих интересы всех членов общества, участвующих в его воспроизводстве. В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разделение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной властей. Законность и правопорядок обобщают не только юридические процессы, например деятельность правоохранительных органов, но характеризуют и социально-политическое отношение общества, его членов, различных структур к праву, его реализации. Иными словами, обеспечение законности – это забота не только юристов и юридических учреждений, это крупная социально-политическая задача всех граждан, должностных лиц, всех социальных структур общества. Характеристика состояния законности позволяет осуществить общую оценку действия права в обществе, оценить состояние общественных отношений под воздействием права. Т.О., требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического прогресса.
1.3. Основные принципы законности
Под принципами в юриспруденции понимаются основополагающие начала. Естественно, что для законности, как социального явления характерен ряд принципов.
Основополагающим принципом любой правовой системы является принцип единства - единство законности. Суть данного принципа заключается в установлении законов и подзаконных актов, их применении и толковании; в соблюдении единых нормативных актов, которые установлены для всего государства; в единстве нормативной (юридической) основы законности.
Стоит обратить внимание на тот факт, что, несмотря на большое многообразие законодательных и нормативных актов, особенностей местных обычаев, законность для всей страны должна быть одна. Не только понимание, но и применение законов, на всей территории государства должны быть одинаковыми.
Недопустимыми являются попытки создания в каждой республике, области, районе, конкретном предприятии своей законности, которая отличалась бы от общегосударственной. В нашей стране, к сожалению, данный принцип не всегда четко проводится в жизнь[7].
Представляется, что претворение данного принципа в жизнь в нашей стране в ней должны сложиться как соответствующие не только социально-экономические предпосылки, но и предпосылки политико-юридического характера. Из них наиболее важными те, которые выступают как надлежащие материальные условия, значительно улучшающие жизненный уровень населения, а также легитимная авторитетная государственная власть, которая в своей деятельности реализует как идеи, так и принципы законности, выступает в качестве динамичной политической и правовой системы общества[8].
Принцип всеобщности законности заключается в том, что в государстве не допускается наличие отдельных лиц, определенных органов и должностных лиц исключенных из-под влияния права, из сферы законности. Кроме того, данным принципом характеризуется действие законности по кругу лиц. Законность не допускает такого критерия как избирательность, поскольку ее требования, прежде всего, обращены ко всем субъектам права без какого-либо исключения. Предписания права должны выполняться не только отдельными гражданами, но и объединениями таких граждан, политическими партиями, всеми без исключения государственными органами и политическими партиями. Недопустимо, чтобы в обществе были организации или отдельные лица, выведенные из-под влияния законности, требования которой не распространялось бы на них.
Вместе с тем, стоит обратить внимание, что в тех случаях, когда правонарушения принимают массовый характер, а также, когда рост преступности налицо, безусловно, речь идет о нарушении режима законности гражданами. В связи с чем, нет и оснований для исключения из числа субъектов законности граждан[9].
Принцип целесообразности заключается в том, что субъектам права предоставляется возможность для принятия решения, носящего наиболее целесообразный характер в тех границах, которые определены непосредственно юридической нормой. В то же время нарушать закон запрещается категорически, руководствуясь при этом требованиями целесообразности[10].
Говоря о целесообразности законности, стоит отметить, что она, прежде всего, вытекает, из ценности самого права выступающего как выразитель свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в законе получает выражение высшая социальная целесообразность.
Стоит обратить внимание на существование такой презумпции, как презумпция целесообразности закона. В принципе, нецелесообразных законов быть не должно.
В случае устаревания закона, его отставания от жизни или неудачности или несовершенства, он подлежит изменению, поправке или отмене в установленном порядке, в противовес его обхода, нарушения или поступков по своему разумению. Здесь очень важна роль юридической науки, призванной вовремя подмечать такие несоответствия, коллизии и в официальные органы вносить обоснованные предложения и рекомендации, поскольку «исправлять» закон отдельно взятый гражданин или организация не может.
Н.И. Матузов отмечает, что «российская практика последних лет знает немало случаев, когда законность отступала на второй план перед политической и иной целесообразностью. Особенно это было заметно на начальном этапе реформ, в процессе форсированной приватизации, во время проведения первой «чеченской компании», во взаимоотношениях центральной власти и субъектов Федерации»[11]. Подобные аномалии встречаются и в настоящее время. Характерной особенностью является то, что чиновники всех рангов в своих действиях руководствуются, прежде всего, соображениями пользы, личной выгоды, удобства, а вовсе не интересами государства.
Вместе с тем, целесообразность допустима только в рамках самого закона, который во многих случаях такую возможность предоставляет. Так, напр., при назначении альтернативных мер наказаний, условно-досрочном освобождении т.п. Немало диспозитивных норм существует в гражданском праве, предполагающих выбор субъектом определенного варианта поведения, исходя при этом из личной целесообразности.
В процессе право применения целесообразность проявляется несколько иначе. Здесь учет пользы, эффективности, последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Вместе с тем и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности[12].
Основанное на принципе законности, право само предоставляет возможность учитывать фактор целесообразности в ходе правоприменительной деятельности. Нормы права нередко предполагают индивидуальное регулирование, когда неизбежен учет субъектами особенностей отдельного случая - выбор целесообразного решения. Не случайно правовые нормы носят преимущественно относительно определенный характер. Так, например, нормы Уголовного кодекса РФ не имеют абсолютно определенных санкций.
Здесь же важно отметить, что законность, благодаря своим принципам, выступает как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности правового регулирования в целом.
Говоря о принципе законности необходимо отметить, что его проявление заключается в наличии у закона высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам.
Важнейшей чертой любого демократического правового государства является безусловный приоритет закона над всеми иными нормативно-правовыми актами, носящими подзаконный, т.е. подчиненный по отношению к закону, характеру. Последние должны издаваться только на основе и в соответствии с законом, в его развитие, конкретизацию. Данное положение является непременным условием подлинной, а не декларируемой законности, элемента политико-правовой культуры общества[13].
Верховенство закона объясняется тем, что является прямым выражением воли народа, который выступает в качестве единственного источника власти, имеет высшую юридическую силу, принимается в особом порядке и только законодательными (представительными) органами. Ни один глава государства (царь, король, президент) не в праве издавать законы, а среди законов особое место занимает Конституция, по сути, являясь основным законом государства.
В современной российской практике, к сожалению, очень часто противоречат действующему законодательству не только президентские указы, но и постановления правительства, не говоря уже о многочисленных региональных актах, которые порой подменяют их или даже сводят на нет. По сути, являясь подзаконными актами, они как бы превращаются в надзаконные, что естественно сказывается на состоянии законности в стране.
Одной из наиболее острых проблем современного общества, требующей скорейшего и незамедлительного решения, является нарушение принципа верховенства закона, иерархии нормативных актов, поскольку без данного условия значительно замедляется строительство в Российской Федерации правового государства[14].
Рассматривая вопрос о принципе неотвратимости наказания за нарушение законности необходимо отметить, что он заключается в том, что любое правонарушение должно быть раскрыто, а лица, виновные в его совершении, должны понести наказание адекватное содеянному.
При том, государство применяет меры принудительного характера в строго индивидуальном порядке на основании фактических доказательств и сообразно действующему в момент совершения правонарушения законодательству, при этом решая также вспомогательные задачи[15].
Давно подмечено, что соблюдение законов, а вместе с тем, и законности обеспечивается не столько суровостью наказания, сколько неотвратимостью этого наказания. Из этого можно сделать вывод о том, что не суровость, а результативность закона является его ценностью в обеспечении законности и правопорядка.
Проводя аналогию непосредственно с Российской Федерацией, ее правовой системой, можно констатировать, что именно данная обстановка в настоящий момент наблюдается в нашей стране. Не смотря на то, что законодательство России за ряд преступлений (убийство и т.п.) предусматривает пожизненное лишение свободы, преступность не только не сокращается, а напротив, напр., по количеству убийств, продолжает расти. Проблема заключается в низкой раскрываемости правонарушений, поскольку было бы намного эффективнее, с целью утверждения законности в стране, ясное осознание преступником неотвратимости наказания, и что противоправное преступление, им совершенное не останется безнаказанным.
Вместе с тем, в нашей стране этого нет, а проведенные среди осужденных опросы, напротив, показывают, что каждый четвертый из них, задумывая и совершая преступление, верил в свою безнаказанность, что его не поймают, и он не будет наказан. Еще в древности, Цицероном было замечено, что: «Величайшим поощрением преступления является безнаказанность»[16]. Абсолютное большинство ученых придерживается того мнения, что ничто так не укрепляет законность и порядок, как требовательность и взыскательность.
Рассматривая вопрос о принципе гарантированности прав и свобод личности, необходимо отметить, что главным содержанием законности, деятельности госаппарата, а также всех его органов и должностных лиц является уважение и всемирная защита прав граждан, а также борьба с нарушениями данных прав. Все остальное подчинено данной задаче.