Файл: Законность и правопорядок (Понятие и сущность законности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приоритет прав человека позволяет осознать место человека в гражданском обществе, которое не определяется государством, а неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество от общества тоталитарного типа отличается тем, что оно развивается на основе саморегулирования, т.е. не принуждается со стороны государства в тоталитарной регламентации. Поведение человека государство регулирует только в определенной мере, так, чтобы не затрагивались его интересы, и вместе с тем, обеспечивались общественные интересы[17].

Конституция РФ в ст.2 закрепило выражение «высшая ценность», которое относится не к юридической категории, а к нравственной. Вместе с тем, когда данное выражение попадает в текст конституции, то приобретает категорию правовую, и становится обязательным правилом для всех без исключения членов общества[18].

В последующих главах Конституции, и в особенности в гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», подчинены данному принципу, не только раскрывают, но и детализируют его. Напр., в ст. 18 Конституции РФ провозглашается, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержания и применения законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием»[19].

Из этого положения следует, что все ветви власти, а также, все звенья государственного механизма должны служить главной цели, направленной на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Их столкновения с принципом целесообразности при решении определенного вопроса во всех случаях должен оправдываться как правами, так и свободами.

Итак, чрезвычайно важным конституционным признаком правового государства является реальная гарантированность прав и свобод личности. В Конституции РФ данный принцип закреплен ст. 2, где указано, что: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»[20]. Проанализировав положения конституционной нормы можно сделать вывод о том, что обязанностью государства является не только соблюдение прав и свобод, но и создание для их реального воплощения необходимых условий.

Вместе с тем, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью вовсе не означает, что государство не вправе во всех случаях ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, а вместе с тем, не наносило ущерба обществу.


Государство обязано следить за тем, чтобы граждане соблюдали законы и уважительно относились к правопорядку. Граждане же обязаны не нарушать правопорядок, уважительно относиться к законам и действовать в их предписании. Нужно стараться воспитывать у граждан правовую культуру, а они в свою очередь должны понимать всю значимость соблюдения законов , а также последствий при их несоблюдение.

Итак, рассмотрев материал данной главы можно сделать вывод о том ,что у законности достаточно много принципов среди которых : принцип единства; принцип верховенства конституции и закона; принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина; принцип связи с культурой; принцип целесообразности; принцип неотвратимости наказания за нарушение законности; принцип всеобщности законности. Именно вышеупомянутые принципы, являются фундаментальными, отражающими сущность законности.

2. Сущность и значение правопорядка. Взаимосвязь правопорядка и законности

2.1. Понятие правопорядка, его соотношения с законами и законностью. Особенности правопорядка

В целом, правопорядок-состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка. Характеризуя правопорядок обращается внимание на уровень законности в государстве, степень реализации прав и свобод граждан, исполнение ими и государственными органами законных обязанностей.

У правопорядка есть несколько признаков: основные и главные.

Основные:

  • Регламентация правовыми нормами
  • Воплощение содержания норм в жизни, а также регулировка общественных отношений на их основе
  • Гарантированность государством

Главные:

  • Законность
  • Конституционность
  • Структурность
  • Целостность
  • Иерархичность
  • Нормативность
  • Справедливость
  • Простота
  • Подконтрольность
  • Гарантированность

К определению понятия «правопорядок» в отечественной юридической литературе существуют различные подходы. По мнению автора, некоторые из таких подходов могут быть обозначены не иначе как концепции.

По мнению автора, с пониманием правопорядка с позиции системы правоотношений согласиться можно, но только в той части, когда основой правопорядка являются правоотношения, выступающие показателем упорядоченности общественных отношений, составляющих их фактическое содержание. Вместе с тем, нельзя правопорядок отождествлять с правоотношениями даже в их системном выражении. Для наличия системы правоотношений достаточно, чтобы определенный круг общественных отношений был урегулирован правом, т.е. достаточно, чтобы взаимные субъективные права и юридические обязанности участников этих отношений были предусмотрены в нормах права. Между тем «для существования правопорядка этого недостаточно, необходимо наличие гарантированной возможности осуществления субъективных прав, обеспечения исполнения юридических обязанностей»[21].

Как целостная система правопорядок обладает качеством, которое свойственно правоотношениям. Правоотношения являются одной из граней правопорядка. Точнее будет сказать, правопорядок является состоянием отношений[22]. Понятие «состояние» не тождественно таким понятиям как «система» и «совокупность» и к ним не сводится. Им характеризуется качество явления, а не его внешняя сторона. Процесс изменения и развития вещей и явлений, которые сводятся к изменению их свойств и отношений выражается с помощью категории состояния[23]. Подобного рода характеристика вещей является важным аспектом для раскрытия сущности таковых.

Во-вторых, концепция, согласно которой «правопорядок является состоянием урегулированности общественных отношений на основе права, законности». Сторонниками данной концепции являются А.М. Васильев, И.С. Самощенко, Ю.А. Соколов и др[24]. Стоит отметить, что в данном случае понимание правопорядка предполагает некий упрощенный механизм его появления. Вместе с тем, на взгляд автора настоящего исследования, такая упорядоченности появляется не автоматически (сама собой), а в результате работы сложного взаимодействия воли органов публичной власти. Она выражается в нормативно-правовых актах, правоприменительной деятельности органов государства, должностных лиц, существования определенного уровня правосознания участников правоотношений, чьими действиями и поступками осуществляются правовые нормы, высокого уровня гарантий, обеспечивающих реализацию прав и законных интересов граждан и юридических лиц.


В то же время, нельзя не отметить, что данный подход акцентирует внимание, главным образом, на упорядоченности общественных отношений и поведение людей, которые исходят из правовых норм. Опираясь на требования объективной реальности законодатель должен упорядочить следующее: перечень субъектов, их правовой статус, отношения и состояния, связи между ними, правила правового поведения. Вместе с тем, по мнению автора, основным недостатком подобного подхода является то, что зауживать содержание правопорядка, а также сводить его только к упорядоченности нельзя.

В-третьих, концепция, согласно которой «правопорядок представляет собой упорядоченность общественных отношений, выраженная в правомерном поведении». Сторонниками данной концепции являются В.Н. Казаков, Г.С. Котляровский и др.[25]. Правопорядок здесь представляет собой некое идеальное образование, за пределами которого остаются все противоправные явления. Правопорядок характеризуется как результат неукоснительной реализации юридических норм, исключительно правомерного поведения субъектов права.

В-четвертых, концепция, согласно которой «правопорядок является режимом законности». Под правопорядком некоторые авторы (А.И. Денисов, М.С. Строгович) понимают прочный, и в то же время устойчивый режим законности[26].

Если провести анализ сути данной концепции, то можно придти к выводу, что согласно ее положениям правопорядок представляет собой соблюдение требований законности. Вместе с тем, определяя порядок с точки зрения режима законности, такой подход лишает правопорядок самостоятельного содержания и сводит, по сути, правопорядок к законности. В то же время, как было установлено выше, законность и правопорядок являются различными явлениями. Режим законности представляет собой те условия, при которых закон функционирует, а не сам результат данного функционирования. В то же время правопорядок представляет собой результат, итог осуществления правовых норм (законов) в режиме законности.

Таким образом, можно сказать, что законность обеспечивает исполнение законов, а правопорядок, в свою очередь - результат такого исполнения.

К наиболее существенным признакам правопорядка относятся:

- олицетворение общественных отношений, урегулированных правом

- господство права

- верховенство закона;

- гарантированность реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений[27].


Исходя из вышеперечисленных концепции правопорядка, можно выработать общее понятие правопорядка, при этом преодолевая их недостатки и противоречия.

Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм в соответствии с принципом законности.

Особенности правопорядка

  • Планирование в нормах права
  • Появляется на основе реализации данных норм
  • Делает человека более свободным, упрощает ему жизнь
  • Создаёт условия для того , чтобы общественные отношения протекали организованно
  • Носит объективный характер
  • Является результатом или другими словами итогом законности

3. Гарантии законности

Режим законности предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, то есть осуществление принципа равенства перед законом. Естественно, что его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких важных социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальная справедливость.

Режим законности предполагает наличие твердых гарантий выполнения содержащихся в нормах права предписаний. Мало принять тот или иной закон, нужно создать механизм, обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм, порядок обжалования неправомерных действий должностных лиц, защиты прав граждан, Такая модель поведения, описанная в норме, будет восприниматься как закрепление реальных возможностей, обеспеченных государством.

Под гарантиями законности понимают взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь. Выделяют следующие виды гарантий; правовые, политические, культурные, экономические. К числу правовых относят следующие гарантии: совершенствование законодательства, надзорно-контрольные мероприятия, меры защиты, меры ответственности. Действенность гарантий достигается только в их взаимосвязи, в их единстве, в системе. Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности.

Профилактика нарушений законности означает выявление причин и условий нарушений законности, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности.