Файл: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специфику ер любого ер органа ер государственной ер власти ер составляет ер то, ер что ер он ер осуществляет ер задачи ер и ер функции ер государства ер и ер выступает ер от ер его ер имени, ер наделен ер государственными ер властными ер полномочиями. ер Эти ер полномочия ер состоят ер в ер праве ер органа ер издавать ер юридические ер акты ер от ер имени ер государства, ер и ер эти ер акты ер являются ер обязательными ер для ер тех, ер кому ер они ер адресованы, ер применять ер меры, ер обеспечивающие ер реализацию ер юридических ер актов, ер в ер том ер числе ер меры ер убеждения, ер стимулирования ер и ер принуждения.

В ер юридической ер литературе ер принято ер разделять ер органы ер государственной ер власти ер на ер органы ер законодательной ер власти, ер органы ер государственного ер управления ер (исполнительной ер власти) ер и ер органы ер судопроизводства ер (судебной ер власти). ер

Органы ер законодательной ер власти ер – ер это ер Федеральное ер Собрание ер РФ, ер народные ер собрания, ер государственные ер собрания, ер верховные ер советы, ер законодательные ер собрания ер республик ер в ер составе ер РФ; ер думы, ер законодательные ер собрания, ер областные ер собрания ер и ер другие ер законодательные ер органы ер власти ер краев, ер областей, ер городов ер федерального ер значения, ер автономной ер области ер и ер автономных ер округов. ер Основная ер особенность ер этих ер органов ер состоит ер в ер том, ер что ер они ер избираются ер непосредственно ер народом ер и ер никаким ер другим ер путем ер формироваться ер не ер могут. ер В ер своей ер совокупности ер они ер составляют ер систему ер представительных ер органов ер государственной ер власти ер РФ[9].

Являясь ер законодательными ер органами, ер представительные ер органы ер государственной ер власти ер выражают ер государственную ер волю ер многонационального ер народа ер РФ ер и ер придают ер ей ер общеобязательный ер характер. ер Они ер принимают ер решения, ер воплощаемые ер в ер соответствующих ер актах, ер принимают ер меры ер к ер исполнению ер своих ер решений ер и ер осуществляют ер контроль ер за ер их ер реализацией. ер Решения ер законодательных ер органов ер обязательны ер к ер исполнению ер всеми ер другими ер органами ер соответствующего ер уровня, ер а ер также ер всеми ер нижестоящими ер органами ер государственной ер власти ер и ер органами ер местного ер самоуправления.

Органы ер законодательной ер власти ер подразделяются ер на ер федеральные ер и ер региональные ер (субъектов ер Федерации). ер


Федеральным ер законодательным ер и ер представительным ер органом ер РФ ер является ер Федеральное ер Собрание ер Российской ер Федерации. ер Это ер общегосударственный, ер общероссийский ер орган ер государственной ер власти, ер действующий ер в ер масштабах ер всей ер России.

Все ер другие ер законодательные ер органы, ер функционирующие ер на ер территории ер РФ, ер являются ер региональными, ер действующими ер в ер пределах ер соответствующего ер субъекта ер Федерации.

Орган ер исполнительной ер власти ер – ер это ер организация, ер которая, ер являясь ер частью ер государственного ер аппарата, ер имеет ер свою ер структуру, ер компетенцию, ер территориальный ер масштаб ер деятельности. ер Она ер образована ер в ер соответствии ер с ер законодательством, ер наделена ер правом ер выступать ер по ер поручению ер государства, ер призвана ер в ер порядке ер исполнительной ер и ер распорядительной ер деятельности ер осуществлять ер повседневное ер руководство ер хозяйственной, ер социально-культурной, ер административно-политической ер сферами, ер заниматься ер межотраслевым ер управлением.

Система ер органов ер исполнительной ер власти ер осуществляет ер исполнительную ер и ер распорядительную ер деятельность. ер На ер данную ер систему ер государственной ер власти ер возложена ер организационно-управленческая, ер исполнительно-распорядительная ер деятельность, ер осуществляемая ер определенными ер органами ер государства ер и ер должностными ер лицами ер на ер основе ер и ер во ер исполнение ер законов ер с ер целью ер обеспечения ер повседневного ер (текущего) ер функционирования ер государства ер и ер его ер аппарата. ер Полномочия ер и ер возможности ер осуществления ер исполнительной ер власти ер предоставлены ер Правительству, ер федеральным ер министерствам ер и ер иным ер федеральным ер органам ер исполнительной ер власти, ер органам ер исполнительной ер власти ер субъектов ер Федерации ер и ер ряду ер определенных ер должностных ер лиц.[10] ер

Деятельность ер указанных ер органов ер по ер руководству ер хозяйственным, ер социально-культурным ер и ер административно-политическим ер строительством ер ранее ер называлась ер государственным ер управлением. ер

После ер юридического ер закрепления ер разделения ер государственной ер власти ер на ер три ер ветви ер - ер законодательную, ер исполнительную ер и ер судебную ер - ер вместо ер понятия ер «государственное ер управление» ер употребляется ер понятие ер «исполнительная ер власть». ер Вместе ер с ер тем ер в ер законодательстве ер федеральные ер органы ер исполнительной ер власти ер и ер органы ер исполнительной ер власти ер субъектов ер Федерации ер называются ер также ер органами, ер осуществляющими ер государственное ер управление. ер Хотя ер понятия ер эти ер близки, ер поскольку ер исполнительная ер власть ер реализуется ер в ер виде ер государственного ер управления, ер однако ер следует ер учитывать, ер что ер понятие ер «государственное ер управление» ер — ер более ер широкое ер по ер сравнению ер с ер понятием ер «исполнительная ер власть», ер так ер как ер некоторые ер управленческие ер функции ер наряду ер со ер своей ер главной ер функцией ер выполняют ер и ер другие ер органы ер государственной ер власти. ер Органы ер исполнительной ер власти ер (органы ер государственного ер управления) ер - ер это ер исполнительно-распорядительные ер органы, ер ведущие ер повседневную ер оперативную ер работу ер по ер государственному ер управлению ер общественными ер процессами ер в ер интересах ер общества ер или ер его ер части ер (политическими ер силами, ер стоящими ер у ер власти)[10].


Органы ер исполнительной ер власти ер предназначены ер в ер первую ер очередь ер для ер исполнения ер законов, ер издаваемых ер органами ер законодательной ер власти. ер Во ер исполнение ер законов ер ей ер предоставлено ер право ер активных ер действий, ер а ер также ер право ер принятия ер подзаконных ер нормативных ер актов.

В ер пределах ер своей ер компетенции ер органы ер исполнительной ер власти ер наделяются ер необходимой ер для ер их ер нормального ер функционирования ер оперативной ер самостоятельностью. ер На ер них ер возлагаются ер все ер ответственные ер задачи ер по ер правовому ер регулированию ер и ер руководству ер различными ер сферами ер жизнедеятельности ер общества ер и ер государства. ер Эти ер задачи, ер равно ер как ер место ер и ер роль ер органов ер управления ер в ер государственном ер аппарате, ер закрепляются ер в ер конституционных ер и ер обычных ер правовых ер актах.

«Когда ер одному ер и ер тому ер же ер лицу ер или ер одному ер и ер тому ер же ер составу ер должностных ер лиц ер предоставлены ер вместе ер законодательная ер и ер исполнительная ер власти, ер тогда ер нет ер свободы, ер потому ер что ер можно ер опасаться, ер что ер монарх ер или ер сенат ер будут ер создавать ер тиранические ер законы, ер чтобы ер тиранически ер исполнять ер их. ер Нет ер также ер свободы, ер если ер судебная ер власть ер не ер отделена ер от ер законодательной ер и ер исполнительной. ер Если ер бы ер она ер была ер соединена ер с ер исполнительной ер властью, ер судья ер обладал ер бы ер достаточной ер силой, ер чтобы ер сделаться ер угнетателем. ер Все ер было ер бы ер потеряно, ер если ер бы ер один ер и ер тот ер же ер человек, ер или ер корпорация ер высокопоставленных ер лиц, ер или ер сословие ер дворян, ер или, ер наконец, ер весь ер народ ер осуществляли ер все ер три ер вида ер власти: ер власть ер создавать ер законы, ер власть ер приводить ер их ер в ер исполнение ер и ер власть ер судить ер преступления ер и ер тяжбы ер частных ер лиц». ер Это ер слова ер известного ер французского ер просветителя, ер правоведа ер и ер философа ер Ш. ер Л. ер Монтескье. ер Не ер все ер в ер этом ер высказывании ер современно. ер Оно ер относится ер к ер XVIII ер в. ер и ер с ер точки ер зрения ер накопленного ер к ер настоящему ер времени ер опыта ер может ер быть ер кое ер в ер чем ер оспорено. ер Однако ер в ер целом ер сказанное ер тогда ер не ер утратило ер своей ер актуальности ер и ер в ер наши ер дни[17]. ер

Стройная ер система ер законов ер и ер эффективное ер правосудие ер – ер важнейшие ер предпосылки ер перехода ер к ер правовому ер демократическому ер государству. ер Но ер как ер показывает ер исторический ер опыт, ер надлежащее ер реформирование ер правовой ер надстройки ер сильно ер затрудняется ер в ер условиях ер острейших ер политических ер конфронтаций ер и ер социально-экономических ер неурядиц. ер Для ер эффективного ер проведения ер реформы ер в ер любой ер из ер жизненно ер важных ер сфер ер государственной ер деятельности ер требуется ер не ер только ер наличие ер научно ер обоснованной ер программы, ер но ер и ер стечение ер благоприятных ер обстоятельств. ер Правовая ер система ер современной ер России ер складывается ер в ер условиях ер небывалой ер криминализации ер жизненно ер важных ер сфер ер и ер как ер следствие ер возросшей ер социально- ер политической ер напряженности. ер Такого ер рода ер обстоятельства ер никак ер не ер благоприятствуют ер ни ер совершенствованию ер законодательства, ер ни ер качественному ер обновлению ер правосудия. ер Существуют ер и ер другие ер негативные ер явления ер - ер прежде ер всего ер развившийся ер до ер крайности ер правовой ер нигилизм: ер граждане ер стремятся ер любой ер ценой ер обойти ер правовые ер ограничения ер и ер запреты, ер избежать ер громоздких ер и ер обременительных ер судебных ер процедур ер в ер связи ер с ер возникающими ер конфликтами ер и ер спорами. ер Этим ер они ер открыто ер демонстрирую ер свое ер неуважение ер к ер законам. ер Юридическая ер общественность ер страны, ер видные, ер ученые-правоведы ер крайне ер обеспокоены ер нынешним ер состоянием ер дел ер в ер области ер правосудия. ер Многие ер труды ер посвящены ер изобличению ер ставших ер хроническими ер сбоев ер в ер работе ер правосудия; ер все ер чаще ер в ер средствах ер массовой ер информации ер ставятся ер вопросы ер о ер непрочности ер конституционных ер гарантий ер независимости ер судебной ер власти. ер Требования ер об ер освобождении ер суда ер от ер коррупции ер и ер злоупотреблений ер по-прежнему ер стоят ер на ер повестке ер дня. ер По ер ряду ер существенных ер чисто ер юридических ер критериев ер российское ер право ер может ер быть ер отнесено ер к ер континентальной ер правовой ер системе ер романо-германского ер типа. ер Об ер этом ер свидетельствуют ер кодифицированный ер характер ер этого ер права, ер структура ер правовой ер нормы, ер принцип ер верховенства ер закона ер и ер однотипная ер иерархия ер источников ер права. ер В ер еще ер большей ер мере ер сходство ер российского ер права ер с ер континентальным ер проявляется ер в ер построении ер судебной ер системы ер и ер в ер организации ер принципов ер судопроизводства. ер Сближению ер этих ер правовых ер систем ер способствовали ер активные ер законотворческие ер усилия ер видных ер правоведов ер и ер государственных ер деятелей ер России ер в ер течение ер всего ер 19в. ер Сами ер реформы ер поначалу ер были ер неясными, ер если ер не ер сказать ер противоречивыми. ер Реальность ер первых ер лет ер постсоветской ер России ер связана ер с ер общим ер снижением ер уровня ер управляемости ер обществом, ер что ер одновременно ер свидетельствовало ер и ер о ер слабости ер государственного ер аппарата ер управления, ер и ер о ер неэффективности ер системы ер правоприменительных ер органов, ер в ер том ер числе ер и ер судебных ер учреждений[18].


В ер связи ер с ер разработкой ер новой ер концепции ер судебной ер реформы, ер одним ер из ер важнейших ер этапов ер которой ер стало ер принятие ер Федерального ер конституционного ер закона ер от ер 31 ер декабря ер 1996г ер «О ер судебной ер системе ер Российской ер Федерации», ер появилась ер надежда ер на ер восстановление ер сильной ер и ер авторитетной ер судебной ер власти, ер несмотря ер на ер огромные ер трудности ер в ер формировании ер судебных ер кадров ер и ер в ер финансовом ер обеспечении ер судебной ер деятельности.

государство ер правление ер орган ер президент

2.2 Полномочия президента РФ

Президент ер – ер совершенно ер новый ер для ер России ер государственный ер институт, ер введение ер которого ер внесло ер существенные ер изменения ер в ер прежнюю ер организацию ер государственной ер власти ер в ер нашей ер стране[11]. ер

Рассмотрим, ер как ер реализуются ер президентские ер формы ер правления ер в ер Российской ер Федерации. ер Президент ер РФ ер на ер основе ер и ер во ер исполнение ер Конституции ер РФ ер и ер законов ер РФ ер издает ер указы, ер имеющие ер обязательную ер силу ер на ер всей ер территории ер страны.

Президент ер имеет ер право ер издавать ер указы ер нормативного ер характера ер по ер ряду ер вопросов, ер относящихся ер к ер ведению ер парламента. ер Указы ер должны ер соответствовать ер Конституции, ер а ер парламент ер может ер отменить ер или ер изменить ер любой ер из ер них. ер На ер практике ер конгресс ер либо ер прямо ер делегирует ер президенту ер законодательные ер полномочия ер по ер определенным ер вопросам, ер либо ер формулирует ер законы ер в ер столь ер общих ер выражениях, ер что ер их ер применение ер требует ер детализации ер в ер нормативных ер указах ер президента.

Президент ер решает ер вопросы ер гражданства ер РФ ер и ер предоставление ер политического ер убежища; ер награждает ер Государственной ер наградой, ер присваивает ер почетные ер звания, ер высшие ер воинские ер и ер высшие ер специальные ер звания. ер Официальная ер резиденция ер президента ер РФ ер – ер Кремль, ер Москва.

Президент ер РФ ер обязан ер представлять ер Совету ер Федерации ер ежегодные ер доклады ер о ер положении ер дел ер страны ер и ер информировать ер его ер о ер наиболее ер важных ер вопросах ер внутренней ер и ер внешней ер политики ер РФ. ер Президент ер регулярно ер присутствует ер на ер заседаниях ер Совета ер Федерации, ер выступает ер на ер них, ер отвечает ер на ер вопросы ер депутатов[16]. ер


Президент ер РФ ер может ер вернуть ер закон ер со ер своими ер возражениями ер в ер Совет ер Федерации ер для ер повторного ер обсуждения ер и ер голосования. ер Если ер Совет ер Федерации ер двумя ер третями ер голосов ер подтвердит ер ранее ер принятое ер им ер решение, ер президент ер подписывает ер закон. ер

Президент ер РФ ер не ер имеет ер никаких ер полномочий ер на ер роспуск ер парламента. ер

Президент ер РФ ер имеет ер в ер своем ер подчинении ер Кабинет ер министров, ер который ер формируется ер им ер с ер учетом ер мнений ер Совета ер Федерации. ер Кабинет ер министров ер самостоятельно ер принимает ер свои ер постановления ер и ер распоряжения ер которые ер могут ер быть ер отменены ер президентом ер и ер Советом ер Федерации.

На ер основании ер четвёртой ер главы ер конституции ер президент ер России ер осуществляет ер следующие ер полномочия[32]:

назначает, ер с ер одобрения ер Государственной ер думы, ер председателя ер Правительства ер Российской ер Федерации;

имеет ер право ер председательствовать ер на ер заседаниях ер Правительства ер Российской ер Федерации;

принимает ер решение ер об ер отставке ер Правительства ер Российской ер Федерации;

представляет ер Государственной ер думе ер кандидатуру ер для ер назначения ер на ер должность ер председателя ер Центрального ер банка; ер а ер также ер ставит ер перед ер Государственной ер думой ер вопрос ер об ер освобождении ер председателя ер Центрального ер банка ер от ер занимаемой ер должности;

по ер предложению ер председателя ер Правительства ер Российской ер Федерации ер назначает ер на ер должность ер и ер освобождает ер от ер должности ер заместителей ер Председателя ер Правительства ер Российской ер Федерации ер и ер федеральных ер министров;

представляет ер Совету ер Федерации ер кандидатуры ер для ер назначения ер на ер должности ер судей ер конституционного ер суда, ер Верховного ер суда, ер Высшего ер арбитражного ер суда, ер а ер также ер кандидатуру ер генерального ер прокурора; ер вносит ер в ер Совет ер федерации ер предложение ер об ер освобождении ер генерального ер прокурора ер от ер должности; ер назначает ер судей ер других ер федеральных ер судов;

формирует ер и ер возглавляет ер Совет ер Безопасности ер Российской ер Федерации, ер статус ер которого ер определяется ер федеральным ер законом;

утверждает ер военную ер доктрину ер Российской ер Федерации;

формирует ер администрацию ер президента ер Российской ер Федерации;