Файл: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Формационные преобразования в развитии российского государства - смена общественно-политического строя и социально-экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно- технического прогресса - приобретают особое значение для науки и практики управления. Они обусловливают необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного управления.

В государственно-управленческой деятельности под методом понимается способ, приём практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительными органами (должностными лицами) на основе, закреплённой за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.

Следовательно, метод государственного управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения её целей.

Актуальность темы исследования заключается в рассмотрении проблемы государственного управления. Она обострена в настоящее время в связи с серьезными изменениями в механизме государственного управления и в организационно-правовом статусе многих субъектов, и, что особенно важно, объектов, и с известным развитием договорных связей в сфере государственного управления.

Теоретические проблемы методов государственного управления исследовались в работах Алехина А.П., Атаманчука Г.В., Бахраха Д.Н., Глазуновой Н.И., Иванова С.А.,Овсянко Д.М.Титова Ю.П., Хаманевой Н.Ю., Карачуна В.Д. и других ученых.

Тема данной курсовой работы предполагает рассмотрение государства, как управляющей системы.

Рассматриваемая тема актуальна с времен возникновения первого государства (IV – V тыс. до н.э.) и по сей день. Все мы живем в государстве, поэтому эта тема так или иначе касается каждого из нас. Понятие «государство» является ключевым в политической науке. Именно государство обладает высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

Данная тема рассматривалась многими учеными, философами, первым из которых был Платон («Государство»). Продолжили изучение В.И. Ленин («Государство и революция»), М. А. Василик («Политология»), А. А. Радугин («Политология: Учебное пособие для ВУЗов»), В. П. Пугачев и А. И. Соловьев («Введение в политологию»), К. С. Гаджиев («Политология: учебник для ВУЗов»), Р. Т. Мухаев («Политология: учебник для ВУЗов») и другие.


Объектом данной курсовой работы является государство как политический институт, предметом - рассмотрение государства, как управляющей системы.

Цель нашей работы заключается в изучении государства как политического института, а так же в рассмотрении органов государства и власти на примере современной России. В данной работе нам предстоит решить следующие задачи:

- изучить понятие «государство» и его функции;

- рассмотреть основные формы государства;

- рассмотреть основные органы власти;

- исследовать роль Президента в РФ.

В качестве материала для исследования использованы статистические материалы, данные министерств и ведомств, материалы научных конференций, различные периодические издания, специальная научная литература по раскрываемой тематике.

Определенный объем информационного материала обобщен по результатам проверок, проведенных Счетной палатой РФ, а также итогам изучения автором проблемы государственной финансовой политики.

Таким образом, теоретическую и методологическую базу исследования составили три группы источников.

К первой отнесены нормативно-правовые акты государственных и управленческих структур по исследуемой проблематике.

Ко второй отнесены научная и учебная литература (монографии, учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству).

К третьейотнесены специализированные ресурсы интернет.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

- анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).

- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).

- моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, списка использованной литературы.

Глава 1. Государство как управляющая система

1.1.Понятие государства, его функции

Государство и его структуры являются центральными политическими институтами. Среди политических институтов так же можно выделить избирательную систему, политические партии, общественное мнение, средства массовой информации, группы давления и т. д. Возникновение политических институтов означало появление таких проблем, которые не могут быть удовлетворены за счет индивидуальных ресурсов[27].


В деятельности государства концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. В современной науке государство, в узком смысле, понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории.

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между собой. И все же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие признаки[19]:

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы – армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.


7. Претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

На протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации[6].

Государство выполняет ряд функций, которые разделяют на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

Экономическая функция. Организация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики.

Социальная функция. Удовлетворение потребностей людей в жилье, социальных гарантиях, страховании жизни, поддержании здоровья на должном уровне.

Правовая ер функция. ер Обеспечение ер порядка ер и ер правовых ер норм, ер которые ер регулируют ер общественные ер отношения, ер охрану ер общественного ер строя ер и ер т.д.

Культурно-воспитательная ер функция. ер Создание ер условий ер для ер удовлетворения ер культурных ер потребностей ер населения, ер возможности ер самореализации.

Политическая ер функция. ер Обеспечение ер политической ер стабильности, ер выработка ер политического ер курса, ер отвечающего ер потребностям ер большинства ер населения ер или ер поддержания ер полномочий ер главенствующего ер класса.

К ер внутренним ер функциям ер относятся:

Функция ер взаимовыгодного ер сотрудничества ер (во ер всех ер сферах ер деятельности).

Функция ер обороны ер страны ер от ер нападения ер извне.

1.2 Формы государства

Формы ер государства ер — ер это ер способ ер организации ер и ер осуществления ер государственной ер власти ер на ер территории ер данной ер страны. ер Она ер включает ер три ер взаимосвязанных ер элемента[14]:

Форма ер государственного ер правления. ер Это ер организация ер верховной ер суверенной ер власти ер в ер государстве. ер Существует ер две ер основные ер формы ер государственного ер правления:

Монархия. ер Такая ер форма ер правления, ер при ер которой ер верховная ер власть ер в ер государстве ер осуществляется ер одним ер лицом ер и ер передаётся ер по ер наследству. ер Различают ер монархии ер абсолютного ер типа, ер при ер которой ер монарх ер не ер ограничен ер конституцией, ер и ер конституционные ер монархии, ер когда ер власть ер и ер полномочия ер монарха ер ограничиваются ер конституцией.


Одним ер из ер главных ер достоинств ер монархии ер является ер способность ер сохранять ер не ер формальность ер отношений ер монарха ер и ер подданного. ер Возможно, ер в ер силу ер этого ер монархия ер является ер более ер действенным ер символом ер единства. ер Правильно ер устроенная ер монархия ер может ер быть ер символом ер единства ер многонационального ер государства, ер в ер том ер числе ер империи. ер Монархия ер также ер может ер являться ер символом ер единства ер нации, ер общественной ер стабильности. ер Даже ер формально ер конституционные, ер а ер фактически ер декоративные ер монархии ер (вроде ер современной ер монархии ер в ер Великобритании) ер продолжают ер исполнять ер эту ер важную ер миссию ер - ер миссию ер символа ер и ер инструмента ер единства. ер В ер сфере ер социальных ер отношений ер монархия ер проводит ер исключительно ер благородные ер принципы. ер Это, ер например, ер верность ер - ер один ер из ер самых ер благородных ер критериев ер в ер отношениях ер между ер людьми[15].

Одним ер из ер достоинств ер монархии ер является ер возможность ер принятия ер оперативного ер решения ер в ер случаях, ер когда ер времени ер на ер обсуждение ер просто ер нет. ер Еще ер одним ер важным ер достоинством ер монархии ер является ер способность ер эффективно ер выдвигать ер наиболее ер талантливых ер людей ер на ер руководящие ер посты. ер В ер монархической ер системе ер эта ер способность ер гораздо ер выше, ер нежели ер в ер республиканской. ер Президент ер или ер премьер-министр ер будут ер видеть ер в ер талантливом ер министре ер или ер генерале ер конкурента, ер а, ер следовательно, ер будут ер всячески ер придерживать ер его. ер Монарх ер социально ер выведен ер из ер конкуренции ер и ер сам ер заинтересован ер в ер выдвижении ер талантливых ер людей, ер так ер как ер для ер него ер поражение ер страны ер - ер это ер угроза ер отречения, ер а ер гибель ер страны ер - ер гибель ер династии.

Главный ер недостаток ер династической ер монархии ер - ер случайность ер рождения. ер При ер династическом ер наследовании ер нет ер гарантии, ер что ер не ер родится ер умственно ер неполноценный ер наследник. ер Очень ер часто ер династические ер наследники ер являли ер собой ер противоположность ер своим ер родителям. ер Взять, ер например, ер царствование ер Екатерины ер II ер и ер ее ер сына ер Павла. ер Екатерина ер царствовала, ер сосредоточив ер вокруг ер себя ер все ер величие. ер Павел ер был ер полной ер противоположностью ер своей ер матери. ер Павел ер принес ер с ер собой ер на ер престол ер не ер обдуманную ер программу, ер не ер знание ер дел ер и ер людей, ер а ер только ер обильный ер запас ер горьких ер чувств. ер Установленный ер незыблемый ер порядок ер вещей ер остался ер отрадным ер воспоминанием ер о ер екатерининской ер эпохе, ер тогда ер как ер правление ер Павла ер запечатлелось ер ощущением ер тяжкого ер гнета, ер безысходного ер мрака, ер обреченности[4].