ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2019
Просмотров: 1749
Скачиваний: 7
8 декабря 1991 г. главы РСФСР, Белоруссии и Украины подписали Беловежское соглашение о создании СНГ. Документ состоял из вводной части и 14 статей. Спустя два дня после подписания Беловежского соглашения Верховные Советы Белоруссии и Украины утвердили соглашение, а 12 декабря оно было утверждено Верховным Советом России.
21 декабря в Алма-Ате между странами, входившими в состав СНГ, была подписана декларация, которая содержала основные цели и причины образования СНГ, а также его принципы. Было принято окончательное решение о прекращении существования СССР. Это собрание стало важным событием, так как завершило процесс видоизменения республик бывшего СССР в суверенные государства (ССГ).
В 1993 г. к СНГ присоединилась Грузия, а в апреле 1994 г. - Молдавия.
Первая встреча глав государств СНГ состоялась в Минске 30 декабря 1991 г. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ - основной документ организации.
Государства - участники СНГ:
-
Азербайджан;
-
Армения;
-
Белоруссия;
-
Грузия;
-
Казахстан;
-
Киргизия;
-
Молдавия;
-
Россия;
-
Таджикистан;
-
Туркменистан;
-
Узбекистан;
-
Украина.
Цели СНГ:
-
сотрудничество во всех областях;
-
развитие участников в пределах общего экономического рынка;
-
гарантия соблюдения прав и свобод человека;
-
сотрудничество для обеспечения безопасности и международного мира;
-
правовая помощь на взаимных условиях;
-
разрешение возникших конфликтов и споров между странами-участниками мирным путем.
На основании Устава СНГ главным органом организации считается Совет глав государств, занимающийся решением всех вопросов, связанных с деятельностью СНГ. Его первым председателем с 1994 г. был Б.Н. Ельцин.
В 1995 г. была создана Межпарламентская Ассамблея СНГ для решения проблем сотрудничества парламентов.
-
Социально-экономические, политические и внешнеполитические развития России в 1992-2011 гг. Ельцин, Медведев, Путин
Социально-экономическое развитие России в 1992-2011 гг.
Б. Н. Ельцин искренне верил в возможность создания в России в кратчайший срок либерально-демократического общества западной модели. В ноябре 1991 г. он сформировал правительство из молодых экономистов-рыночников.
Цели нового правительства:
-
переход к рыночной экономике;
-
достижение макроэкономической стабилизации.
Программа содержала меры, давно известные в мировой практике:
-
отпуск (либерализация) цен;
-
введение свободной торговли;
-
приватизация (передача в частные руки) госсобственности.
Свободные цены должны были, по замыслу реформаторов, включить механизм конкуренции, заставить людей «зарабатывать деньги». А приватизация была призвана сделать людей собственниками и создать стимулы к труду. Правительство надеялось на помощь Запада, группу иностранных советников.
Правительство объявило об освобождении (либерализации) цен на товары и продукты от государственного регулирования с января 1992 г. Цены резко возросли, сбережения населения обесценились. Большинство населения оказалось за чертой бедности, поэтому реформа была названа народом «грабительской». Правительство отменило систему централизованного распределения сырья и ресурсов. Предприятия были переведены на самообеспечение.
Приватизация государственной собственности
С 1992 г. под руководством председателя Госкомитета по управлению имуществом А. Б. Чубайса (род. 1955) началась приватизация госсобственности. Балансовая стоимость всех российских предприятий была суммирована и поделена на общее число россиян. Все граждане страны, включая детей, обрели право на получение приватизационного чека (ваучера) номинальной стоимостью в 10 тыс. рублей. Предполагалось, что, вкладывая ваучеры в акции приватизированных предприятий, люди смогут получать дивиденды. Фактически этого не случилось. Многие россияне почувствовали себя обманутыми ваучерной приватизацией.
Используя нечёткость законов, директорский корпус и разного рода дельцы получили в бесконтрольное владение государственные предприятия.
С марта 1992 г. началась так называемая «малая приватизация» – продажа с аукционов магазинов, прачечных и других предприятий сферы обслуживания.
Второй этап предусматривал приватизацию государственных предприятий через их акционирование. Преимущественные права при этом получали трудовые коллективы. Однако с началом продажи акционированных предприятий (1994 г.) начался процесс перераспределения собственности. В результате значительная часть национального достояния сосредоточилась в руках менее чем 10 % населения – номенклатуры, бюрократии и коммерческих дельцов.
Тем временем экономический кризис углублялся. Предприятия не имели возможности закупать сырьё по высоким ценам. В 1996 г. объём промышленного производства по сравнению с 1991 г. сократился вдвое. Некоторые экономисты заявили о реальной угрозе отката России на позиции стран «третьего мира».
Внешние займы
После крупных займов внешний долг России достиг к сер. 1990-х гг. 165 млрд. долларов (правда, его львиная доля унаследована от распавшегося СССР). Только на обслуживание долга, т. е. выплату процентов по займам, страна должна была выделять до 1/3 своего годового дохода. В итоге российская экономика стала зависеть от решений, принимаемых за рубежом. Бюджет России контролировался Международным валютным фондом (МВФ).
Аграрная политика
В 1990-е гг. сельское хозяйство оказалось в кризисе. Производство мяса сократилось в два раза, молока – в три раза. Прекратилось обновление машинно-тракторного парка. Колхозы преобразовались в фермерские хозяйства. Но фермеры из-за политики правительства, продолжающего закупать продовольствие за рубежом, поддерживая тем самым не отечественного, а иностранного производителя.
Коррупция
Коррупция — это результат гипертрофированной роли бюрократии в обществе. При Ельцине неимоверно разбух чиновничий управленческий аппарат. Если в СССР в 1991 г. насчитывалось 715 тыс. госслужащих, то в конце 1990-х гг. их в одной России стало 921 тыс. Коррупция пронизывала государственный аппарат. За 1991–2002 гг. коммерческие структуры и коррумпированные чиновники вывезли из России за рубеж около 200 млрд. долларов. Нормой жизни стали «теневая экономика», «чёрный рынок», «чёрный нал», рэкет, криминальное «крышевание», двойная бухгалтерия фирм. При переделе собственности обыденным явлением стали заказные убийства банкиров, предпринимателей, политических деятелей, журналистов. Страну охватила «великая криминальная революция».
Социальная политика. «Шоковая терапия»
Правительство стремилось добиться перестройки экономики. Это привело к резкому падению жизненного уровня населения и взлёту цен: к концу 1992 г. – в 100-150 раз (при ожидаемом реформаторами уровне в 3-4 раза). Повышение зарплаты во много раз отставало от роста цен.
Правительство Гайдара отказалось от закреплённых в Конституции социальных завоеваний – бесплатной медицины, образования и т.п. Сократились расходы на культуру. Нарастало расслоение общества на богатых («новых русских») и бедных. Выделилась группа сверхбогатых предпринимателей («олигархов»), имевших возможность влиять на политические решения.
Ниже черты прожиточного минимума находилось 44% жителей страны. Росла безработица. Аферы МММ и других финансовых пирамид вызвали бунты обманутых вкладчиков. В результате прокатившейся волны увольнений, образовался целый класс людей, не занятых на производстве. Упрощение выезда за границу способствовало появлению «челноков», закупавших товар за рубежом и продавших его на рынках.
Вместо обещанного «народного капитализма» в России в 1990-е гг. сформировался номенклатурно-олигархический капитализм с острыми социальными контрастами и массовой нищетой. «Шоковая терапия» в корне изменила прежнюю социальную структуру общества, перевернула представления о социальных функциях государства. В результате реформ выиграли немногие. Резко возросла смертность, упала рождаемость. Сократилась продолжительность жизни (до 58 лет у мужчин и до 67 лет у женщин). В 2 раза увеличилось число больных туберкулёзом, в 5 раз – алкогольным психозом, в 40 раз – сифилисом. Началось сокращение населения. Миллионы граждан потеряли всё – профессию, работу, накопленные сбережения, жильё, уверенность в завтрашнем дне. Многие нравственно сломились и пополнили ряды преступных сообществ, бомжей, проституток.
Смена правительства в 1992–1999 гг.
В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России стал возвращать страну на общецивилизационный путь развития, основанный на частной собственности и рыночной экономике. В результате либерализации цен восстановилось доверие зарубежных партнёров к России, страна начала интегрироваться в мировой рынок. Либерализация цен привела к тому, что российский рынок постепенно стал наполняться товарами, деньги вновь обрели цену, исчезли очереди в магазинах.
Главой правительства в 1992–1998 гг. являлся В.С. Черномырдин (1938–2010). Однако новое правительство не смогло улучшить ситуацию. В марте 1998 г. Б. Ельцин отправил в отставку правительство Черномырдина.
Назначение исполняющим обязанности премьер-министра малоизвестного 35-летнего банкира из Нижнего Новгорода С. В. Кириенко, считанные месяцы проработавшего министром топлива и энергетики, оказалось неожиданным. Депутаты Думы утвердили кандидатуру Кириенко лишь через месяц, когда Ельцин пригрозил роспуском Думы. Правительство Кириенко столкнулось с падением государственных доходов в результате снижения цен на нефть, с враждебностью Думы, забастовками шахтёров, учителей, врачей, пикетами у «Белого дома».
Экономический кризис и дефолт 17 августа 1998 г.
В августе 1998 г. разразился экономический кризис.
Причины:
-
огромный государственный долг России;
-
кризис ликвидности;
-
низкие мировые цены на сырьё, особенно на нефть;
-
разбазаривание чиновниками госбюджета;
-
строительство финансовой пирамиды ГКО (государственные краткосрочные облигации).
Правительство РФ 17 августа 1998 г. объявило дефолт. Произошел резкий обвал рубля. Дефолт вызвал разорение предприятий, нарождающегося среднего класса, волну самоубийств среди предпринимателей. Ущерб, нанесённый дефолтом государству, оценивается в 300 млрд. долларов. Ущерб, нанесённый населению, неизвестен. 24 августа 1998 г. Б. Н. Ельцин заменил С. В. Кириенко Е. М. Примаковым. В мае 1999 г. Примакова сменил С. В. Степашин. В августе 1999 г. главой Правительства стал В. В. Путин. В мае 2000 г. главой Правительства был назначен М. М. Касьянов.
Образование, наука и искусство в 1990-е гг.
В результате сокращения финансирования начался процесс коммерциализации и дифференциации образования. Сильные школы преобразовались в гимназии, лицеи с углублённым изучением некоторых дисциплин. В вузах были созданы коммерческие отделения, сокращено бесплатное образование. Сформировался негосударственный частный сектор образования.
Значительный урон понесла фундаментальная наука. Отсутствие финансирования привело к свёртыванию научных исследований НИИ и вузов. Не спасли положение гранты зарубежных фондов. Они «подкармливали» небольшую часть научных работников, выявляя наиболее интересных для Запада учёных. За годы реформ из России выехало свыше 125 тыс. научных работников («утечка мозгов»). Многие научные учреждения были ликвидированы.
В области культуры переход к рыночной экономике привёл к неоднозначным результатам. С одной стороны, российская культура оказалась свободна для творчества, открыта для мировой культуры. Она осваивала новые художественные стили и формы. Быстрее адаптировались к рынку архитекторы, художники, книгоиздатели. Российские деятели культуры активно включились в мировую творческую жизнь. Были восстановлены многие церкви и монастыри, закрытые в годы Советской власти. В Москве воссоздан храм Христа Спасителя, реконструирована Манежная площадь, создан комплекс монументальных скульптур З. К. Церетели (род. 1934).
С другой стороны, сокращение государственного финансирования поставило в бедственное положение музеи, театры, библиотеки. Резко упали тиражи литературных журналов. Снизился художественный уровень произведений литературы и искусства – книжный рынок заполнился детективами и порнографией. Телевидение делало ставку на безликие зарубежные сериалы и телешоу.
Состояние российской экономики в 2000–2011 гг.
В 2004 г., после ухода в отставку правительства премьер-министра М.М. Касьянова, работавшего с 2000 г., новый состав правительства возглавил М.Е. Фрадков. В сентябре 2007 г. главой правительства назначен В.А. Зубков.
В 2008-2012 гг., после избрания Президентом РФ Д.А. Медведева, правительство возглавлял В.В. Путин.
Достижения российской экономики в 2000-2007 гг.
С 2000 г. началось медленное оздоровление экономики, «очеловечивание бизнеса». Позитивную роль сыграло повышение мировых цен на нефть. На этой основе руководству страны удалось предъявить обществу положительные результаты развития российской экономики в 2000–2007 гг.:
-
вырос объём промышленного производства. Возродились отрасли производства, находившиеся до этого в упадке;
-
укрепился рубль;
-
Россия – крупнейший в мире экспортёр газа и занимает 2-е место (после Саудовской Аравии) по экспорту нефти;
-
по объёму ВВП (внутреннего валового продукта) Россия в 2007 г. вышла на 10-е место в мире.
-
Россия в 2006 г. досрочно расплатилась с внешними долгами, уплатив 22 млрд. долларов Парижскому клубу. В сер. 1990-х гг. внешний долг России составлял 165 млрд. долларов;
-
принят новый Налоговый кодекс. Ради выведения доходов «из тени» в 2001 г. установлена единая ставка подоходного налога – 13%. В.В. Путин, объявив своей целью удаление олигархов от власти, инициировал уголовное преследование некоторых из них.
Социальные реформы.
Возросшие экономические возможности страны в 2000–2007 гг. позволили направить дополнительные инвестиции в социальную сферу, в рост благосостояния людей:
-
произошли повышение уровня жизни и рост доходов населения;
-
мероприятия по решению демографической проблемы. С 1 января 2007 г. вступил в силу Закон о материнском капитале – выплата государством 250 тыс. рублей за второго и последующего ребёнка (в 2010 г. сумма проиндексирована до 343 тыс. руб.);
-
ипотека, государственный проект «Доступное жильё»;
-
пенсионная реформа.
Внешняя политика России в 1992–2011 гг.
Россия и страны СНГ
После распада СССР в декабре 1991 г. страны, вышедшие из его состава, создали Содружество Независимых Государств (СНГ). В состав СНГ вошли все бывшие республики Советского Союза, исключая прибалтийские. В 1992 г. страны СНГ подписали Договор о коллективной безопасности, а в 1993 г. – Устав СНГ.
В 1992–1993 гг. Вооружённые Силы России под эгидой СНГ взяли на себя функции по урегулированию межнациональных и межэтнических конфликтов на территории бывших советских республик: 14-я армия в Приднестровье, миротворческие контингенты в осетино-грузинском и грузино-абхазском конфликтах, 201-я дивизия в Таджикистане.
Украина и Казахстан в 1993–1994 гг. ратифицировали договор о нераспространении ядерного оружия, отказались от притязаний на него и согласились на вывоз ядерного оружия в Россию для уничтожения. Контроль над ядерным оружием бывшего СССР остался только у России как правопреемницы СССР.
В 1995 г. началось формирование таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном, что позволило обеспечить более свободное перемещение товаров и капиталов этих государств. Параллельно шло оформление союза России и Белоруссии, «единого экономического пространства» центральноазиатских стран – Казахстана, Узбекистана и Киргизии, ГУАМа – объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии (после вступления Узбекистана – ГУУАМ).